Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:28, реферат
БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали.
Введение ___________________________________________________2
Биоэтика как область знаний и социальный институт _________2
Основные проблемы биоэтики_____________________________7
Мораль и право, их соотношение___________________________9
Место биоэтики в развитии медицинской этики______________11
Список литературы __________________________________________13
Действительно, каждый, наверное, может вспомнить, как трудно ему приходилось поначалу, когда он оказывался новичком в уже сложившейся группе людей. И дело здесь именно в том, что у этой группы есть свои собственные нормы взаимоотношений, не знакомые новичку. А это, в свою очередь, постоянно грозит ему тем, что его высказывания и поступки будут неверно истолкованы, восприняты как нечто нелепое или даже враждебное, что окружающие будут вкладывать в них такой смысл, который он вовсе не имел в виду.
Это значит, во-вторых, что далеко не все наши действия и поступки подлежат моральной или правовой оценке, но лишь те, которые так или иначе затрагивают интересы другого (или других). Если, к примеру, я еду в полупустом вагоне городского транспорта, то никому нет дела, сижу я или стою. Или другой пример: то, как я одет - если я одет не вызывающе - не может быть объектом моральной оценки. Скажем, несоответствие деталей моей одежды друг другу может, конечно, задевать вкус окружающих, но это - явление не этического, а эстетического характера. Следует, впрочем, отметить, что мы имеем в виду не только непосредственные интересы, когда, скажем, мои действия наносят кому-либо прямой вред, но и те действия и поступки, которые, не нанося такого прямого вреда, тем не менее противоречат принятым в обществе нормам морали и права. Так, в конкретном случае обман врачом пациента может и не причинить последнему вреда; более того, он может осуществляться даже во благо пациента. Однако этот обман в любом случае - даже если его мотивом является благо пациента - будет нарушением общечеловеческой моральной нормы, заповеди "не лги", что не может не сказываться на самой атмосфере доверия во взаимоотношениях между врачами и пациентами.
Интересно и следующее: сама эта область моей свободы от правовых и моральных норм, однако, фиксируется и защищается специальными нормами. В сфере права, в частности, действует такая норма: "гражданину разрешено все, что не запрещено законом". В соответствии с ней в законодательстве должны быть исчерпывающим образом представлены все запреты и ограничения, в своей совокупности очерчивающие поле, внутри которого я волен действовать так, как сам сочту нужным. Закон - и это очень важно - не предписывает однозначно, что я должен делать в той или иной ситуации. Он только отмечает границы, выходить за которые мне не следует, если я не хочу иметь чреватых неприятностями столкновений с его представителями. Точно так же и в области морали существуют нормы, призванные защищать то, что называется приватной (частной) жизнью. Они как бы очерчивают вокруг человека определенное пространство, в которое никто не вправе вторгаться без его позволения.
4. Место
биоэтики в развитии медицинско
В биоэтике (и этим она отличается от медицинской этики) происходит смещение акцентов с обязанностей врача на права пациентов. Это связано с необходимостью защищать пациентов от врачей, от действий медперсонала. Ведь и в прошлом было немало курьезных инцидентов: помещенный с диагнозом "смерть" больной оживал в морге, хирург или дантист удаляли здоровый, а не больной орган, медсестра ошибалась в подаче лекарств и процедур, после операции внутри организма "по забывчивости" оставляли скальпели, ножницы, перчатки и т.д.
Сегодня, когда в результате мощного прогресса в области медицины власть врача стала поистине безграничной и пугающей, акценты с декларируемых обязанностей врача сместились в сторону защиты реальных прав больных. Но даже это не спасает от новых моральных дилемм. Примером такой дилеммы может служить противоречие между принципом заботы о здоровье пациента и нежелательными последствиями проявления этой заботы - классический пример: когда для сохранения жизни требуется ампутация органа (например, конечностей), но при этом качество жизни пациента резко ухудшается. Кто должен в подобном случае принимать решение: врач или больной?
Современная медицина может любую болезнь превратить в хроническую, а это означает, что больной будет находиться в промежуточном состоянии между жизнью и смертью бесконечно долго. В больницах и госпиталях накопилось огромное количество таких больных (рассеянный склероз, последняя стадия рака, и т.д.). Еще несколько десятилетий тому назад такие больные немедленно скончались бы. Сегодня уже отмечаются рекорды искусственного поддержания жизни безнадежного больного, находящегося в коме, когда все основные функции организма выполняются искусственными органами (такой рекорд был отмечен в США, где больную - жертву автокатастрофы, искусственно поддерживали в течение 10 лет).
Возникают проблемы: является ли человек, находящийся в бессознательном состоянии, в полном смысле человеком? Является ли данный человек живым? И что значит быть человеком? Как положить конец такому существованию, и кто должен взять ответственность за принятие решения? Ни врач, ни медперсонал не могут взять на себя ответственность, так как не могут изменить клятве Гиппократа с ее запретом убийства.
Ситуация кажется неразрешимой: долгие, мучительные страдания или легкая и быстрая смерть. В разных странах существуют разные кодексы на этот счет. Например, в Голландии еще в 1980 году был принят закон, разрешающий эвтаназию - каждая пятая смерть пациентов происходит по этой причине, такой же закон принят в половине штатов Америки. Таким образом, в некоторых странах конституционно закреплено право человека на смерть. Для этого необходимо, чтобы пациент высказал такое желание, чтобы он был психически вменяем, испытывал боль и чтобы лечащий врач проконсультировался с другими врачами относительно его состояния.
Смертельно больные люди имеют право на лечение или отказ от него. Они имеют право на смерть. Врачи могут искусственно поддерживать жизнь до бесконечности - сегодня возникла новая форма жизни "полу-растительная", т.е. промежуточная между животным и растением. В связи с этим во многих странах предпринимаются меры для решения этой проблемы. Например, в Канаде "врач может поддерживать жизнь тела, если его мозг является мертвым, если это не требует чрезмерных усилий и средств и если определенный орган может быть использован для других людей ".
Здесь возникает еще одна проблема. Можно ли использовать таких больных для медицинских экспериментов? И каковы условия такой возможности? Условием является письменно изложенная воля больного. Поэтому сегодня существует такое явление, как живая воля, завещающая свое тело врачам ( анатомический дар).
Итак, основные принципы биоэтики выражаются не в обязанностях врача (как в медицинской этике), а в формулировке прав пациента:
1).Право на информацию, изложенную
в понятном виде, письменно. Пациент
должен иметь информацию о
риске; Этот принцип
2). Больной имеет право принимать
решение относительно своей
3). Вместо патернализма, как основного
принципа медицинской этики,
4). Главный принцип биоэтики: информированное согласие.
5). Милосердие.
Информированное согласие означает, что пациенту рассказывается в доступной для него форме его состояние и он участвует в принятии решения относительно предстоящего лечения. Этот принцип отличается от принципа медицинской этики, призывающего к соблюдению врачебной тайны.
Биоэтика как новое направление столкнулась со следующими опасностями, угрожающими сегодня человечеству: появление новых форм тоталитаризма и насилия (опыты над людьми, манипуляция органами), селекция людей, вырождение естественной способности к размножению, распад семьи, разрушение фундаментальной оппозиции мужского и женского, появление новых биологических существ (монстров), угрожающих всему живому, появление новых болезней (связанных с опытами над микроорганизмами), дегуманизация человеческих отношений, связанная с коммерциализацией медицины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Место биоэтики в развитии медицинской этики