Материя :способ и формы ее бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:59, реферат

Описание работы

Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine («определяю») и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени.
2. Движение. Основные формы движения. Эволюция и революция.
3. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, случайность, вероятность, целесообразность. Закон. Законы динамические и статистические. Детерминизм и свобода.
ВЫВОДЫ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа содержит 1 файл

вар.24.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

         3. Закон отрицания отрицания – на вопрос: какова форма поступательного развития прогрессивно направленных изменений?

         1. Центральной категорией  первого закона является диалектическое  противоречие – единство и  взаимодействие противоположных  сторон, процессов, явлений. Не  всякие противоположности, находящиеся  в единстве, составляют противоречие (пол и потолок). Для образования противоречия противоположности должны находиться во взаимодействии, проникать друг в друга. В противоречиях – не только единство, но и борьба.

         Основные свойства диалектического противоречия:

         а) взаимоисключение противоположностей (производство и потребление, жизнь и смерть, правда и ложь, добро и зло);

         б) взаимообусловленность  – одна противоположность не существует без другой;

         в) тождество –  каждая противоположность в определенных условиях может обладать всеми свойствами другой противоположности, содержит в себе другую (производство невозможно без потребления сырья и т.п.);

         г) доминирование  какой-либо противоположности означает, что в каждом конкретном случае определяющей, ведущей стороной выступает какая-то одна;

         д) взаимное превращение  – свойства одной противоположности  в определенных условиях становятся присущими другой, взаимно переходят  друг в друга, взаимно проникают (поле и вещество).

         Единство и борьба противоположностей – всеобщая, необходимая, существенная связь всех материальных и духовных явлений, то есть всеобщий диалектический закон. Согласно ему движение и развитие в мире обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешения возникающих противоречий между ними через борьбу.

         Этот закон раскрывает источник и внутреннюю причину движения и развития, которые выступают  как самодвижение, саморазвитие. Причем процесс изменения, развития будет  тем интенсивнее, чем острее противоречие (чем больше разность потенциалов, тем  интенсивнее сила тока). Любой процесс содержит много противоречий. Среди них выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные главные и неглавные, существенные и несущественные.

         Воздействие закона единства и борьбы противоположностей на процесс развития является определяющим и другие законы. Будучи ядром диалектики, этот закон выступает интегрирующим основанием в системе всех диалектических законов.

         2. Каждое явление  можно «расщепить» для описания на качественную и количественную определенности.

         Категория «качество» обозначает такую определенность явления, которая выделяет, отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть.

         Качество - совокупность свойств, указывающих, чем является данный предмет (сладость и растворимость сахара). Если качество выделяет вещь от других, то количество связывает. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны. Найти количественную определенность вещи – значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством (длиной, массой, величиной и т.п.)

         Количество –  совокупность множеств и величин, характеризующих  вещь.

         Между качественной и количественной определенностью  явлений существует взаимосвязь, которая  выражается категорией меры.

         Мера – интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

         Например, интервал от 0 до 100° С - мера существования воды в качестве жидкости.

         Переход количественных изменений за пределы меры ведет  к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и  заключается ЗАКОН перехода количества в качество – развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

         Скачок – переход от одного качественного состояния к другому. Скачки бывают разовые, одномоментные и растянутые на миллионы лет.

         Революция – такой  скачок, в ходе которого происходит коренное преобразование основного  качества предмета (независимо от того, как совершается это преобразование: сразу, в виде взрыва или постепенно).

         Эволюция – такое  постепенное изменение количества, при котором сохраняется основное качество предмета. В широком смысле понятие "эволюция" употребляется  и как развитие вообще. Процесс  развития предстает как сложная  линия, в которой относительно пологие эволюционные участки прерываются участками скачков. Развитие, как отмечал Гегель, представляет собой узловую линию мер.

         Закономерная зависимость  сменяющих друг друга в процессе развития качеств предметов рассматривается  в третьем основном законе диалектики.

         3. Рассмотрев, почему  происходит развитие и как  оно совершается, выясним, в  каком отношении возникшее новое  находится к старому. Сравнение  нового и старого обнаруживает  в них как общее, сходное,  так и различное. Самый простой  пример: когда вода превращается в пар, то наряду с тем, что появляется новое состояние вещества – газ, сохраняется единство химического состава воды и пара.

         Новое – преобразованное  старое. Новое возникает из старого, имея его как свою основу, как  условие своего существования. Вместе с тем нельзя создать нового, не разрушая старого. Ничто не может сохраниться неизменным, все должно подвергнутся отрицанию. Под отрицанием понимается имеющий место в процессе развития системы переход ее из одного состояния в другое (зерно, прорастая, превращается в колос).

         Для отрицания характерны 3 момента:

         1) исчезает что-то  старое;

         2) появляется что-то  новое; 

         3) что-то из старого  сохраняется и переносится в  новое. 

         Развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний. Рассматривая такой ряд, можно обнаружить, вслед за отрицанием, которое ведет к замене исходного состояния системы новым, совершается и отрицание этого нового состояния – происходит отрицание отрицания (зерно превращается в колос, колос, созревая, порождает новые зерна).

         Таким образом, в  развитии проявляется закономерность, которую Гегель назвал законом отрицания: в ходе диалектического отрицания  появляются качественно новые состояния, в которых старое повторяется  на новой основе. Старое не просто отбрасывается, а, как говорил Гегель, снимается новым.

         Итак, развитие противоречиво: в нем сочетаются противоположные  тенденции (отрицания и утверждения). Первая проявляется в постоянном возникновении нового, ранее не существовавшего, вторая – в сохранении (в измененном виде) старого, уже существовавшего раньше. Развитие идет через постоянное отрицание противоположности друг другом, вследствие чего в новом повторяются черты старого.

         Закон отрицания  отрицания позволяет определить общее направление развития, его  тенденцию, предвидеть характер будущих изменений, видеть в существующем черты и зародыши нового.

         Все три основных диалектических закона развития взаимосвязаны  и проникают друг в друга, образуя  разностороннюю характеристику принципа развития. Само развитие – это процесс длительных, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов.

         Для познания сложных, противоречивых процессов развития, человечество не выработало более эффективного метода, чем диалектика. Диалектика - открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать новые проблемы, с которыми сталкивается каждый человек и все человечество на новых этапах своей жизни, своего исторического пути. 

         ВЫВОДЫ

         1. Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени, структурирована.

         2. Знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.

         Многовековая история развития идей детерминизма в философии оказывается тесно сопряженной с развитием аналогичных идей в науке. Вряд ли современное положение в вопросе о природе вероятности в описании реальных природных процессов, в том числе в жизни человека, можно считать закрытым, но нельзя не отметить, что и механицизм, и учение о причинности, и детерминизм испытали на себе глубокое воздействие последних научных открытий.

         Одним из важнейших  мировоззренческих вопросов философии  является определение понятий необходимость  и случайность, причина и следствие. Этот вопрос является предметом спора  философов, начиная с древних  времён до наших дней. Этот спор определил два диаметрально противоположных взгляда на случайность и необходимость: детерминистический - утверждающий, что в мире все закономерно, случайность объективно не существует, она может рассматриваться только как непознанная необходимость, и индетерминистический - утверждающий, что в мире не существует необходимости, а всё определяется непредвиденным стечением случайностей.

         Между этими двумя  взаимоисключающими друг друга, полярными  позициями можно проследить целый  спектр промежуточных точек зрения, в той или иной степени признающих как случайность, так и необходимость.

         Индетерминизм в  своей крайней форме отрицает всякую объективную необходимость, мир - результат действия стихийно-бессознательных  сил, а поэтому в мире нет ничего закономерного. Мир - хаос случайностей (мир Гиббса). Будущее - следствие стечения множества случайностей и поэтому неопределённо.

         Детерминисты считают, что все происходящее в мире рассматривается как следствие действия объективных однозначных законов природы, а случайность является выражением необходимости (мир Лапласа).

         Некоторые философы, признавая детерминистические концепции  в природе, отрицают их применимость при оценке человеческой деятельности. Предполагается, что человек в  силу своего разума может принимать решения и, таким образом, изменять ход развития событий. Утверждается, что при таких условиях принцип детерминизма неприемлем, поскольку человек является источником случайных, непредопределяемых событий. Признание же детерминистических концепций по отношению к человеку неминуемо приведёт к фатализму, подавлению роли человека и деградации личности.

         Кроме того, предопределенность (однозначность) будущего приобретает мистический характер и смыкается с верой в божественное предопределение.

         Несостоятельность этих рассуждений определяется, прежде всего тем, что человек порождён природой, является органической частью природы и на него в равной степени распространяются все её законы. Умственная, сознательная деятельность человека является продуктом деятельности его мозга, и она также подчиняется объективным законам.

         Человеческий организм значительно сложнее самой совершенной  ЭВМ. Он не только обладает способностью решать логические задачи, но и представляет собой сложный биологический  комплекс, включающий в себя элементы контакта с окружающей средой, энергетические устройства, обеспечивающие организм всем необходимым, и, наконец, средствами генерации.

         Подводя итоги изложенному, можно утверждать, что нет объективной  случайности, есть только непознанная необходимость. Всё в мире предопределено и детерминировано. Не может быть никаких «либо – либо». Будущее так же однозначно, как и прошлое. Только эта предопределенность не может быть нами познана. 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

         1. Алексеев П. В. Панин А.В. Философия: учебник. М., 1996 г.

         2. Введение в философию. В 2-х частях. Ч. 2 М., 1989 г.

         3. Невлева И. М. Философия. М. 1997 г.

         4. Канке В.А. Философия:  учебник. М.,1997 г.

         5. Философия: учебник  (под редакцией Лавриненко В.Н.). М., 2000 г.

         6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957 г.


Информация о работе Материя :способ и формы ее бытия