Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:46, контрольная работа
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных её аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения.
Введение…………………………...……………………………………………………..3
1. Позитивистская модель социальной философии О. Конта ………………………. 4
2. Суть органической теории общества Г. Спенсера …………………….……………8
3. Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности…………..……………………………………12
Заключение
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная
работа №2
по философии
на тему №2:
Материализм
и идеализм в русской
философии
Студентка | |
Специальность | Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
Образование № личного дела |
Первое высшее |
Группа | |
Преподаватель |
Менькин Николай Павлович – к.ф.н., профессор |
|
Барнаул 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………...………………………
1. Позитивистская модель социальной философии О. Конта ………………………. 4
2. Суть органической теории общества Г. Спенсера …………………….……………8
3. Современный
позитивизм и постпозитивизм о гармонии
и равновесии в обществе как основе его
стабильности…………..………………………………
Заключение
Список
литературы
Введение
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных её аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения. Она опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения.
Важное
место в социальной философии
занимает решение проблем гармонизации
в развитии общества, т.е. гармония “между
целым и частями социальной системы”,
а также между самими частями,
в качестве которых выступают
духовная, политическая, экономическая
и биологическая стороны жизни
общества. Гармония в обществе это, прежде
всего наилучшее сочетание интересов
различных личностей и социальных слоев.
Огюст Конт (1798-1857гг.) – французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие в т.ч. шеститомный «Курс позитивной философии». Он ввел в науку термин “социология”, образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение), что означает “учение об обществе”. Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.
Конт
пытался превратить теоретическую
социологию в «практическую науку»
преобразования общества. При этом
человек рассматривался не как отдельно
взятый индивид, не как изолированный
атом, а в контексте всего
Согласно такому пониманию развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производительной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма.
Центральными
проблемами позитивистской социальной
философии О. Конта являются проблемы
закономерного характера
Однако основное влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания.
Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества — таков подход основоположника позитивистской философии О. Конта к решению проблем исторического развития. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции человечества.
Конт определял законы наблюдаемых явлений, решительно выступал против поисков трансцендентных причин. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории. Уделил особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в ней, Конт считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По Канту, именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.
В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого сословия, народа, человека.
Социология Конта состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики.
Под социальной статикой он понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, социальных групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности. Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия «общества», в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда. В структуре общества он выделял, прежде всего, семейную ассоциацию и политическое общество.
Социальная динамика, по Канту, должна изучать, что является движущей силой в развитии общества. Он считал, что такими силами являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат. Главной же силой развития общества являются взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика - существования. Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая – теорию порядка.
Согласно учению Конта,
На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм).
На второй стадии - при господстве философов и юристов – явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами», гипостазированными абстракциями.
На третьей - позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянным, формирует законы. (Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по Конту, является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы).
Контовская теория «трех стадий» развития человечества – идеалистическая конструкция. Решающей движущей силой общественного прогресса Конт объявляет прогресс знания, состоящий в переходе от религиозных представлений о сверхъестественных существах к абстрактному понятию о природе и от этого понятия – к «позитивной» науке.
Высшая, последняя стадия развития познания и общества вообще – «позитивная», или, научная, стадия, для которой характерны отказ от теологии и метафизики и переустройство общественной жизни на основе положительного знания. Это знание доставляется не только математикой, астрономией, физикой и химией, но также биологией и наукой об обществе - «социологией». Цель «позитивной» науки и условие ее возможности – выявление порядка и законов природы и общества. Познание законов явлений делает возможным предвидение их будущего действия. Цель знания – «видеть, чтобы предвидеть», и, опираясь на предвидение, активно вмешиваться в течение событий.
Огюст Конт известнейший французский философ, основатель школы «позитивизма», отвергал идеи немецкой классической философии, противопоставив «старой» философии как науке о первоначалах бытия новый «позитивный» взгляд на теорию и историю науки. Вся «старая» философия от Греков до Гегеля объявляется Контом «Спекулятивной», т.е. ненаучной, необъективной, чем-то вроде сказок и мифов.
По мысли Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей. Рассуждать можно лишь на тему, как то или иное явление происходит.
Новая позитивная философия, по Конту, должна обобщать данные естественных наук, их главные результаты и методы тем самым, помогая возникновению нового синтетического знания. В конечном счете, новая позитивная философия сможет помочь человечеству изменить общество к лучшему состоянию.
Многие
идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские
установки на использование в
философии данных наук о природе
и обществе, а также его представления
об обществе как целостном социальном
организме, воспринял и развил английский
мыслитель Герберт Спенсер (1820—1903).
Многие
идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские
установки на использование в
философии и социологии данных наук
о природе и обществе, а также
его представления об обществе как
целостном социальном организме
воспринял и развил английский мыслитель
Герберт Спенсер (1820-1903).
Как и Конт, Спенсер был широкообразованным
ученым, одним из выдающихся умов своего
времени. Он создал ряд фундаментальных
трудов по философии, социологии, психологии
и другим наукам. В своем основном сочинении
- «Системе синтетической философии» -
он глубоко и подробно изложил свои взгляды
на эволюцию природных и социальных явлений.
Эти взгляды он обосновал также в труде
«Основные начала». Г. Спенсер является
основателем органической школы в социологии.
Свою органическую теорию общества и понимание
социальной эволюции он подробно изложил
в сочинении, названном «Научные, политические
и философские опыты».
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Спенсер рассматривал общество
как организм, развивающийся по
естественным, главным образом биологическим,
Информация о работе Материализм и идеализм в русской философии