Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 08:33, реферат
Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других Народов мира -египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.
Введение.
Источники философского знания. Материализм и идеализм - основные направления философии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Материализм и идеализм - противоположные философские учения. На протяжении всей истории философии они вели (и продолжают вести) сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом, находя в противоречивой действительности все новые и новые аргументы для укрепления и защиты своих позиций. Определенной попыткой сближения, компромисса между ними можно считать дуализм - философское учение о сосуществовании двух независимых друг от друга начал: материального и духовного (Типичным примером такого рода взглядов были философские построения Декарта, Канта.) Однако дуализм нельзя назвать «третьей линией» в философии (равнозначной материалистической и идеалистической). Дуализм - лишь разновидность идеализма, поскольку, как и идеализм в целом, признает независимость, невыводимость духа из материи (природной и социальной) .
Когда спор мировоззрений материализма и идеализма! удерживался в границах теории, от него выигрывали обе стороны, обогащалась философия в целом. Но нередко было иначе: против «еретиков» и инакомыслящих в условиях идеологического и политического противостояния выдвигались отнюдь не доводы разума, а аргумент грубой силы - моральной, а, то и физической расправы над ними. К сожалению, подобными примерами богато и наше столетние.
В связи с этим необходимо внимательно и корректно обращаться и с таким понятием, как «партийность философии». В условиях жесткого идеологического, командно-административного давления, которое долгие годы тоталитарная власть оказывала на нашу интеллигенцию, под «партийностью» и отношению к философии понималось требование партийно-государственной монополий на мировоззрение, т. е. право на духовное насилие над личностью во имя «высших», а пи сути - мифических целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, однако вывод, который им полагалось получить из своего исследования, навязывался и диктовался им заранее. Быть партийным в философии в понятиях того времени означало безоговорочно подчиняться своей партии (фактически-«начальству»), исполнять лишь заказ «сверху», «обосновывать» уже выдвинутые от имени партии лозунги и декларации.
От такого рода «партийности» следует решительно отказаться. Но это не значит, что нужно отказаться от принципа партийности вообще. Философское сознание по природе своей партийно в том смысле, что оно не может быть «нейтральным» по отношению к добру и злу, истине и заблуждению, не может быть равнодушным и безразличным к целям и идеалам человека.
В наше время, как и в предшествующие века, философия все еще остается элитарной формой культуры. И все же с развитием общества, с преодолением всех форм отчуждения, с ликвидацией на этой основе порабощающего человека жесткого разделения труда, с превращением всего жизненного времени во время его подлинной свободной жизнедеятельности, а человеческого труда - в систему собственно творческих актов, в гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений личности философия перестает быть чисто профессиональным - занятием, уделом и монополией немногих. Шаг за шагом она неумолимо становится сердцевиной образа жизни и образа мысли каждого человека, Члена демократического, цивилизованного общества. В таком обществе философия является внутренним, необходимым условием развития всей социальной действительности, всех сфер духовного бытия человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир - сложная динамическая целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.
Философская культура - важная составная часть общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких Перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить и действовать конструктивно - критически, творчески, созидательно, диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая самостоятельная. работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии в целом и ее важнейших методов.
«Дух новизны», который все полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся па наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют все лучшее, что сделано историей, вберут в себя весь опыт общественного развития, в- полной мере будут опираться на достижения отечественной и мировой культуры. Важнейший элемент последней - философия.
Широкие
философские обобщениями верная
методология помогают нацелить поиски
на правильное отражение новейшего этапа
истории, выявить особенности различных
(и нередко прямо противоположных) социальных
образований, дать человеку основные «ценностно-мировозренческие
ориентации в нынешнем сложном мире, прогнозировать
его дальнейшее развитие.
Литература
1.Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
2. Введение в философию: учебник для ВУЗов. М., 1989. Ч. 2. Гл. 18.
3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
4. Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М.. 1975.
5. Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч. 2. Разд. 8.
6. Моисеев II. Третьего варианта нам не дано//Социально-политический -куриал. 1995. №2.
7. Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? М., 1992.
8. Рахитов А. II. Философия компьютерной революции. М., 1991.
9. Хёсле В. Философия и экология. М., 1994.
10.Человек
и общество. Современный мир. М., 1994.
Информация о работе Материализм и идеализм - основные направления философии