Материализм и идеализм - основные направления философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других Народов мира -египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

Содержание

Введение.
Источники философского знания. Материализм и идеализм - основные направления философии.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 53.66 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО  РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» 
 
 
 

      Факультет Национальной и мировой экономики

      Кафедра ________________________________ 
 
 
 
 

 ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ 

     Предмет: Философия

     Тема: «Материализм и идеализм - основные направления философии»

     Группа: шифр:_____________________

     Дата  проверки:__________________________

     Результат проверки:______________________

     Подпись преподавателя:___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         План:

    1. Введение.
    2. Источники философского знания. Материализм и идеализм - основные направления философии.
    3. Заключение.
    4. Список использованной литературы.

   Введение

   Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других Народов мира -египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

   Ушли  ли мифы и мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Не осталось ли реликтов мифотворчества в современном сознании и культуре? В наше «просвещенное» время, пожалуй, уже никто не верит в «трех китов», на которых держится Земля, либо в змия-искусителя, ввергшего в смертный грех прародителей человечества. Но зато в широком сознании масс творятся и живут иные, не менее, а" может быть, и более иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать идеями мировоззренческими) о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости их вождей, о коммунизме, к которому ведут «все дороги», и пр. Мифологическим мировоззрением -независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится -мы назовем такое мировоззрение (или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях,

   рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания -архаичной формой мировоззрения.

   Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства -любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием). Однако в отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила -Бог -стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

   Религия, религиозное сознание, религиозное  отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

   Религия, безусловно, ближе к философии, чем  мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия -сознание массовое. Философия -сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия -всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

   По  отношению к философскому мировоззрению  дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием  универсальной целостности бытия.

   За  долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, выработала свой императив личного и социального поведения. Христианство всю свою двухтысячелетнюю Историю вынашивало одну главную идею - схатологическую: идею «второго пришествия», конца света, конца истории. В буддизме (возник в древней Индии в середине I тыс. до н. э.) центральная идея - «нирвана», означающая «угасание», «затухание» жизни и стремления к ней. Угасание жизни, прекращение желаний есть, согласно учению этой религии, единственный путь и к прекращению страданий, ибо жизнь и страдание всегда Неразрывно связаны между собой, не отделимы друг от друга. В человеческой культуре нет такого другого примера космического пессимизма. Третья мировая религия -ислам (возник в VII в. н. э. в Аравии) -признает абсолютную власть над миром единого Бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого.

   Взаимоотношение философии и религии в истории  культуры не было однозначным. В средние века (и на Западе, и на мусульманском Востоке), когда духовная власть религии (и основанная на ней политическая власть церкви) над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения (XVIII В.), философия заявила о своей «эмансипации» от религии, а затем - в лице наиболее радикальных атеистов -предприняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В XIXв. великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов (он был протестант-лютеранин), в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на 
вершину пирамиды поставил понятийное мышление, т. е. философию, а религии «присудил» лишь второе место. Настоящий ренессанс религия (и основывавшаяся на ней религиозная философия) пережили в России во второй половине XIX в.(Вл. Соловьев) и в первые два десятилетия XXв., известные как «серебряный век» русской культуры.

 

   

   Источники философского знания.

   Материализм и идеализм - основные направления философии

   Как объяснить  и обосновать саму возможность философии в качестве объективного, достоверного знания? Как убедиться в том, что положения и выводы философии не произвольны, а имеют истинное содержание, выражают действительные отношения бытия и познания? Такой вопрос стоит, конечно, и перед другими науками, но там он решается значительно проще. Во-первых, потому, что специальные науки опираются на опыт - в общепризнанном, достаточно определенном его понимании. Во-вторых, в результате плюрализма философских теорий, который допускает не один, а несколько подходов к объяснению сложных явлений реальности.

   Не  опирается ли на опыт философское  знание? Ведь опыт (в обычном его  понимании) свидетельствует лишь о единичном и случайном. Философские же суждения есть суждения всеобщего. Это понимали уже Аристотель и Кант (первый - говоря о философии как об учении о сверхчувственном бытие, второй -указывая, что философский разум не непосредственно связан с чувственностью, а опосредованно, через рассудок). Философию, как умозрение, действительно отличают от «опытной» науки, и для этого есть основания, если «опыт» понимать ограниченно -как наблюдение или эксперимент, специально организованные индивидом или группой людей (наблюдателями и экспериментаторами).

   Однако  возможен и существует и другой уровень опыта - опыт человечества, опыт истории. Человеческая история (история мысли, история духа в особенности) есть самый высший, самый развитый и самый сложный «срез» реальности. Мир человека - наиболее богат диалектикой. Для философии же человек всегда был «Мерой всех вещей» (Протагор, VI в. до и. э.). Познавая  этот мир, т. е. глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая радикальные перевороты в духовной жизни, в сознании, философия тем самым познавала всеобщее, ибо в высших проявлениях мирового развития осуществлена действительно всеобщая потенция, всеобщая мощь Универсума.

   Только  этим можно объяснить ту огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения нередко и намного опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, были высказаны еще древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании (физике, химии) дискуссии о реальности атомов продолжались даже в XIX в. То же можно сказать и о других фундаментальных идеях (законах сохранения, принципе отражения), которые были выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, в науке.

   Но, пожалуй, самый яркий и поучительный для  философии пример -открытие и разработка Гегелем диалектики как логики и теории познания. Лаборатория творчества великого мыслителя описана, раскрыта им самим в замечательном программном произведении - «Феноменологии духа» (1807 г.), где шаг за шагом на глазах у читателя строится величественное здание диалектики как глубинной, движущей силы мирового развития, как источника вечного обновления жизни, как неутомимого «крота» истории. По Гегелю, индивидуальное человеческое сознание есть сокращенный, сжатый во времени инвариант сознания родового, общественного. Ему остается лишь усвоить, "распредметить" путь, уже пройденный, освоенный мировой культурой. Ступени на этом пути - это категории диалектики, заключающие в себе огромную продуктивную творческую силу именно потому, что они не «выдуманы», а взяты из всемирно-исторического опыта, из жизни и борьбы поколений. Уже ближайшими современниками и последователями Гегеля его диалектика была оценена как «алгебра революции» (Герцен). Это была справедливая и образная характеристика. Революция - не только и даже не столько политическая, сколько духовная, т. е. радикальная перестройка в общественном сознании,- дала философу ни с чем не сравнимый и не сопоставимый, богатейший и ценнейший материал для раздумий, выводов и обобщений. Из этих обобщений (центральное из них учение о противоречии), был выведен категориальный каркас диалектической логики, хотя и в идеалистическом варианте.

   Что значит -в идеалистическом варианте? Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, «который активную, творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия - не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.

   Безусловно, творческая природа духовного производства «заметнее», внешне ярче, более открыта  и для взгляда теоретика, и для общественного сознания в целом, по сравнению с историко-творческим характером «грубого», неэлитарного, повседневно-привычного процесса - производства материального. Дух (мысль, сознание) есть высший цвет материи, без чего материя не полна, не выражена во всю мощь своих глубинных возможностей. Диалектика природы - только «пролог» к диалектике духа. Поэтому идеалистическая диалектика (диалектический идеализм) в истории философии предшествует диалектике материалистической (диалектическому материализму). Критическое преодоление идеализма материализмом не могло быть лишь внутрифилософским делом - оно осуществлялось как сторона и составляющая часть более общего социального движения, выводящего на авансцену истории новые силы: трудящиеся массы, непосредственно занятые материальным производством, производительным трудом. В то же время истинный, диалектический материализм не отбрасывает рациональное зерно идеализма, а понимает и пригашает его как глубочайшее самовыражение мысли, как вечное свидетельство того, что духовные ценности непроходящи, что они выше, значительнее любых материальных благ.

   Со  своей стороны материализм, корни которого уходят в материально-производственную и социально-преобразовательную практику человека, есть в конечном счете не что иное, как убеждённость познающего сознания в его производности от природной и социальной реальности, которая для материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, т. е. существует вечно!

   Формы материализма и идеализма многообразны. Так, различают объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм и т. д. Рассмотрим в качестве примера, как в рамках одной из форм материализма, а именно в рамках диалектико-материалистического учения решалась одна из важнейших особенно для материалистов философских проблем - проблема материи).

   Материя есть философская категория для  обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях  его, которая копируется, фотографируется  отображается нашими ощущениями, существует независимо от них. О чем говорит это определение? Во-первых, о том, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, т. е. существовать вне нашего сознания. Этим признается первичность материи по отношению к сознанию.

Информация о работе Материализм и идеализм - основные направления философии