Материалистическое понимание природы. Виды движения материи. Метод индукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

Марксизм не отрицает индивидуальных различий в способностях и их значения в жизни человека. Наоборот, задача развития способностей всегда выдвигалась марксизмом-ленинизмом как одна из важнейших в построении бесклассового общества. Однако марксистская наука никогда не считала, что эта задача может быть решена только путем распределения людей по профессиям в зависимости от унаследованных задатков.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 35.10 Кб (Скачать)

    Материалистическое  понимание природы. 

    Марксизм  не отрицает индивидуальных различий в способностях и их значения в  жизни человека. Наоборот, задача развития способностей всегда выдвигалась марксизмом-ленинизмом как одна из важнейших в построении бесклассового общества. Однако марксистская наука никогда не считала, что  эта задача может быть решена только путем распределения людей по профессиям в зависимости от унаследованных задатков.

    В понимании природы способностей человека, в том числе и его  интеллектуальных способностей, необходимо исходить из того, что биологические  и социальные особенности человека не являются оторванными и независимыми друг от друга.

    Интеллект не сумма и не результат механическрго  взаимодействия биологических задатков и социальных воздействий внешней  среды. В интеллектуальной деятельности человека, в проявлениях его интеллектуальных способностей социальное содержание не существует вне физиологических  нервных процессов, но и сами эти  нервные процессы претерпевают определенное изменение в связи с социально  обусловленной интеллектуальной деятельностью, выполняемой человеком.

    Особенности функциональной деятельности мозга  и вообще особенности строения организма  имеют несомненное значение для  развития способностей человека. Получаемые человеком при рождении анатомо-фнзиологические  особенности и являются истинными  задатками его способностей. Это  утверждение, однако, вовсе не означает, что физиологические особенности  организма фатально предопределяют собой развитие способностей человека. Правда, если человек от природы  не имеет хорошего голоса, он никогда  не станет хорошим певцом. Но легкие, органы кровообращения, нервно-мышечную систему — все органы, которые  имеют значение для важнейших  видов человеческой деятельности, в  том числе и для интеллектуальной деятельности, можно развить. Функциональные особенности нервной системы в чрезвычайной степени подвержены изменению и развитию. Это позволило И. П. Павлову утверждать, что врожденные типы высшей нервной деятельности, наблюдаемые у различных людей, видоизменяются в течение индивидуальной жизни, что на базе унаследованных особенностей образуются особенности приобретенные.

    Поскольку человек является общественным существом, определяющее значение в развитии его  способностей имеют социальные факторы, обусловливающие характер общественно-трудовой деятельности человека в условиях данной социальной среды и тем способствующие формированию его личности в определенном отношении.

    Теорию  фатальной обусловленности способностей врожденными задатками проповедовал в свое время противник марксизма  Дюринг, утверждая в полном противоречии с фактами, что разделение труда  вытекает из различия природных способностей, а не наоборот. Ф. Энгельс охарактеризовал  эти рассуждения Дюринга как  искажающие установки марксизма  в вопросе о возникновении  способностей. Не биологические задатки, а разделение труда, возникшее на определенном этапе развития общества, является причиной различия способностей людей. Не врожденные биологические  задатки («гены способностей»), а  общественно-экономические условия  вызывают разделение труда и этим содействуют развитию у людей  различных способностей. Капиталистический  способ производства обусловливает  развитие у человека только узких, специфических  для данного вида деятельности способностей.

    Идеалистические теории одаренности не интересуются вопросом всестороннего развития людей. Они исходят из признания фатальной  обусловленности развития способностей врожденными задатками, на основании  измерения которых будто бы можно  решать вопрос о том, к какой профессии  более пригоден тот или иной человек.

    Основной  своей задачей в деле изучения способностей человека психология выдвигает  не отбор на основании тестовых измерений, а использование результатов психологического исследования способностей в целях воспитания людей в связи со все новыми требованиями. 

     Виды  движения материи.  

     Постижение  сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.

     Выделим основные положения диалектико-материалистического  понимания движения.

     Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое  и существенное свойство, способ существования  материи. "Материя без движения, — писал Ф. Энгельс, — так же немыслима, как и движение без материи".

     Во-вторых, движение определяется как любое  изменение. "Движение, в применении к материи, — утверждал Ф. Энгельс, — это изменение вообще".

     В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником является взаимодействие противоположностей. "Движение есть противоречие, — отмечал В. И. Ленин, — есть единство противоречий".

     Следовательно, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Другими словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения. Имеющиеся факты в физике подтверждают положение о связи движения с материей. При условиях близких к абсолютному нулю материальные объекты не перестают изменяться (например, олово становится полупроводником).

     Если  нет материи без движения, то движение абсолютно, это мы видим из первого  положения. Второе же положение (положение  о том, что движение есть любое  изменение) говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то (перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел).

     Значит, движение является единством абсолютного  и относительного. Все изменения, происходящие в неживой природе, в природе живой, в обществе, конечно же, представляют собой движение. Однако движение не есть просто однородный процесс, однотипное изменение. Бутаков выделяет три типа движения. Во-первых, движение может идти по восходящей линии (от простого к сложному). Во-вторых, движение может идти по нисходящей линии (например, процесс старения отдельного живого организма). При третьем варианте у движения нет ни восходящих, ни нисходящих линий. Для каждого отдельного предмета движение такого типа возможно лишь в короткие промежутки времени, по прошествии которых осуществляется переход к движению либо первого, либо второго типа. Изменение, идущее по восходящей линии (от простого к сложному), называется развитие. Из приведенного определения следует, что категория движения шире по своему объему категории развития. Любое развитие есть движение, но не любое движение является развитием. Марксистская философия определяет для категории развития одно из центральных мест, поскольку она играет важную роль в истории человеческого общества.

     Рассмотрим  одну из пар противоположностей, определяющих собой движение, — изменчивость и устойчивость.

     Под изменчивостью мы понимаем смену  свойств, состояний и отношений, принадлежащих материальным и идеальным  системам. Устойчивость есть сохранение свойств, состояний и отношений этих систем. Движение включает в себя и изменчивость, и устойчивость одновременно. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и устойчивость обязательно включается в движение. Она "входит" в него даже в том смысле, что смена свойств, состояний и отношений (изменчивость) всегда присуща движению, т. е. сама смена (наличие изменчивости) является определенной устойчивостью. В реальном мире нет ни "чистой изменчивости", ни "чистой устойчивости", а есть движение, в котором изменчивость и устойчивость взаимодействуют и взаимопереплетаются. Поэтому понятия изменчивости и устойчивости являются результатом идеализации. Это предельные понятия. Не изменчивость и не устойчивость, а их взаимодействие, единство и взаимоисключение, "борьба" — источник процесса движения. Это проявление можно наблюдать в природе. Эволюция (движение) жизни не есть лишь изменчивость, которая выступает как способность организма к изменениям (удлинением или сокращением) нитей ДНК, к образованию и изменению признаков, служащих основой для отбора. Однако эволюционный процесс нельзя понять без учета устойчивости, формой которой является наследственность (способность организма к накоплению, сохранению и передаче информации потомству). Эволюционный процесс живой природы — итог взаимодействия, "единства и борьбы" изменчивости (приспособления) и устойчивости (наследственности). Ф. Энгельс биологическую эволюцию рассматривал как результат взаимодействия между приспособлением и наследственностью. Процессы в мире неживых объектов также определяются именно взаимодействием изменчивости и устойчивости. "Поведение" (движение) любой элементарной частицы определяется типом физического взаимодействия (слабым, электромагнитным, сильным). Но различия в "поведении" частицы неразрывно связаны с устойчивостью — наличием законов сохранения. Развитие общества также связано с взаимодействием изменчивости и устойчивости. Исторические эпохи отличаются друг от друга тем, "как" производятся материальные блага (изменчивость), но то "что" производится (пища, одежда, жилища) не изменяется (устойчивость). Однако без последнего, как и без процесса производства, невозможно не только развитие, но и само существование общества. А процесс производства всегда имеет сохраняющиеся элементы (труд человека, предмет труда, средства труда). Конечно, каждый из элементов имеет свою (и общую) историю развития. Но наличие таких элементов сохраняется.

     Таким образом, одним из источников самодвижения является взаимодействие изменчивости и устойчивости, движение включает в себя как изменчивость, так и устойчивость.  

     Любой вид движения, каждый совершающийся  процесс подчиняются действию тех  или иных законов. Можно сделать  вывод, что формой "движения вообще" являются законы движения. Однако эти  законы по-разному связаны друг с другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будем называть группы изменений, объединенные подчинением действию определенных законов.

     Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений  связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже  выяснено, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду с единичным.

     Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи  было разработано Ф. Энгельсом. Его  идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

     1. Механическое движение — пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить, не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории. "В механике, — писал Ф. Энгельс, — мы не встречаем никаких качеств". Но уже в физике любое изменение — это переход количества в качество.

     2. Физическое движение — теплота, электромагнетизм, гравитация...

     3. Химическое движение — превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. "Органическая жизнь, — указывал Ф. Энгельс, — невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений". Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

     4. Биологическое движение — специфические для живого процессы. Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

     5. Социальное движение (с которым  связано и мышление).

     Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая  включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы:

     1. структурности (каждая форма движения  имеет специфического, главного материального носителя);

     2. развития (высшие формы движения  возникают в результате развития  низших);

     3. историзма (характеризует последовательность  познания человеком основных  форм движения: от относительно  простого к более сложному).

     Каждая  из этих форм включает в себя бесконечное  множество видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие  виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи — социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека — это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системы человека. А жизнедеятельность организма — условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности — масса.

     Классификация основных форм движения материи, разработанная  Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения — квантовомеханической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В настоящее время речь идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками (физикой, астрофизикой, геологией). Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. Сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

Информация о работе Материалистическое понимание природы. Виды движения материи. Метод индукции