Марксистская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками - французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксистская теория появилась в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Данная общественная теория защищала и выражала интересы пролетариата. Высшая цель марксизма -- разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.

Содержание

Введение.
Биографическая справка.
Общее понятие марксистской философии.
Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии.
Источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).
Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.
Экономическое направление марксистской философии.
Диалектический материализм.
Отчуждение и освобождение человека в марксистской философии.
Заключение.
Список литература.

Работа содержит 1 файл

реферет философия.doc

— 76.50 Кб (Скачать)
    • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
    • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
    • материя находится в постоянном движении и развитии;

     Бога  нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и  дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

    • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
    • важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

     развитие  происходит по законам диалектики –  единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания  отрицания. 
 
 
 
 
 
 
 

     8. Отчуждение и освобождение человека в марксистской философии

         Для философского обоснования  смысла коммунизма Маркс сначала считал пригодными идеи Л. Фейербаха, лидера немецкой философии 40-х годов. Фейербах соединил традицию гуманизма (человек -- высшая ценность) с атеизмом и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и к людям. Мысли об освобождении человека, о реализации им своих природных способностей в то время выглядели революционными. Маркс усмотрел в фейорбаховском истолковании человека и отношений между людьми философское изображение социалистического общества.

           Маркс соединил политико-экономический анализ действительности с немецкой классической философией и с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма. Таким образом, источник марксизма -- общественная мысль Европы. Маркс сознательно ориентируется на создание интернационального учения.

     Первоначальная  разработка целостного мировоззрения  освещена Марксом в труде «Экономическо-философские  рукописи 1844 года». Основное в работе -- идея отчуждения человека. В отличие  от Гегеля и Фейербаха, рассматривающих  духовное отчуждение, по Марксу главным является экономическое отчуждение, или отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный).

           Маркс рассматривает его в  четырех аспектах. Во-первых, рабочий  использует материалы, которые,  в конечном счете, взяты у  природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы. Ни то, ни другое лично ему не принадлежит. Природа делается для рабочего только средством труда, а создаваемые вещи - средствами жизни, так как он получает за них деньги. Во-вторых, сам процесс труда для рабочего принудителен, поскольку рабочий не может иначе обеспечить свое существование. Рабочий и в процессе труда остается подчиненным: контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому только вне труда рабочий сам распоряжается собой и чувствует себя свободным. В-третьих, подневольный труд вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь», под которой Маркс подразумевает неразрывную деятельную связь с природой, когда труд - это естественная потребность. Рабочий же относится к природе как к чуждому, даже враждебному. В-четвертых, подневольный труд порождает конкуренцию и отчуждение между людьми.

          Отчужденный труд по Марксу  равнозначен существованию частной  собственности. Негативная оценка  «атомарного индивида» и жизненной  реальности совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на духовный, моральный переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе - в производственной деятельности, в уничтожении отчужденного труда.

          Процесс, обратный отчуждению, присвоение  человеком подлинной сущности Маркс связывает с общественными преобразованиями. Если человек начнет «производить как человек», то есть не подневольно, не ради куска хлеба, то, по Марксу, самое существенное в человеке -- его «родовая сущность» -- получит свободное развитие. Другими словами, труд превратится в реализацию человеком своих способностей, о чем в мире отчуждения напоминают только детские игры или творческие профессии.

          Маркс создает грандиозную по  гуманистическому пафосу картину  человека, живущего в единстве с природой. Гармония с природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам пользы, а «по законам красоты». Внутренняя природа самого человека также преобразуется: вместо отчужденных, стремящихся только к удовлетворению животных потребностей людей появляется универсально развитый, живущий в гармонии человек -- таков идеальный философский образ, рисующийся Марксу в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала.

          При этом Маркс не приравнивал  уничтожение частной собственности  к ликвидации отчуждения. Превращая  всех в рабочих и осуществляя  равенство всех людей в труде,  заработной плате, образе жизни,  личностных проявлениях теоретики  уравнительного коммунизма вовсе не устраняют сам отчужденный труд. Вместо личной частной собственности возникает всеобщая частная собственность. Распространение «социального равенства» в таком виде фактически означает распространение всеобщей нищеты и резкое понижение уровня культуры. Путь такого «казарменного коммунизма» виделся Марксу неизбежным, но переходным состоянием, перерастающим в освоение всех культурных богатств, гуманизацию общественных отношений и, в итоге, освобождение труда и саморазвитие человека. Интересно отметить, что описанное Марксом отрицание частной собственности идет на основе всех исторических и культурных достижений предшествующего общества - частнособственнического. 
 
 
 
 

     Заключение.

              Значение марксистской философии в том, что она ярко отразила идейные искания своего времени, по-новому представила причины социального неравенства и его результаты. Ответ на вопрос «Что делать?» был дан Марксом в духе новых социальных идей Европы середины XIX столетия, но эти идеи, в отличие от социалистов-утопистов, были им переведены в практическое русло. Мысль об экономической обусловленности духовной жизни человека и о возможности радикально изменить первое через второе оказалась столь привлекательной, что определила ход экономического (а в конечном счете политического) развития ряда стран на длительный срок.

          В настоящее время пришли к  выводу, что высокую социальную  обеспеченность жизни можно создать  для наемных рабочих и при  сохранении частной собственности.  Такие модели развития, при наличии множества социальных льгот и гарантий, с успехом реализуются в некоторых странах (известная модель «Швейцарского социализма»). К сожалению, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения могут позволить себе только экономически развитые страны. Поэтому проблема зависимости уровня жизни граждан страны от ее экономического статуса остается актуальной по сей день 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература. 

     1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл  русского коммунизма. М., 1990. - 623с.

     2. Глядков В.А. Феномен марксистской философии. М., 2001. - 293 с.

     3. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978.

Информация о работе Марксистская философия