Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:02, реферат
Марк получил домашнее образование и еще в детстве попал под влияние своего учителя - стоика. Марк влюбился в стоическую философию и оставался ее приверженцем до конца своих дней. Его необыкновенные способности были вскоре замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил приходящегося ему племянником Марка, дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки. Однако Антонин прожил дольше, чем ожидалось, так что Марк встал во главе державы только в 161 году.
Глава 1………………………………...................... Краткая биография.
Глава 2…………………………………… Философия Марка Аврелия.
Глава 3………………………... Высказывания философа (афоризмы).
Глава 3.
Марк Аврелий оставил философские записи —12 написанных на греческом языке книг, которым обычно приписывают общее название «К самому себе» или «Рассуждения о самом себе».
1. Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери, и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею ?
2. Все основано на убеждении; а убеждение зависит от тебя. Устрани поэтому, когда пожелаешь, убеждение и, как моряк, обогнувший скалы, обретешь спокойствие, гладь и тихую пристань.
3. Делай то, что от тебя требует в настоящее время природа, не надейся осуществить республику Платона и будь доволен движением вперед хотя бы на один шаг и не считай этот успех незначительным. Кто может изменить образ мыслей людей?
4. А что может быть без такого изменения, кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?
5. Долг человека в том, чтобы любить тех, кто его оскорбляет.
6. Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нем. И в ваших силах изменить это суждение.
7. Итак, проведи этот момент времени, то есть жизнь свою, в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая слива: славословя природу и вознося благодарность к древу, ее породившему.
8. Люди существуют друг для друга, чтобы учить друг друга или мириться друг с другом.
9. Не довольствуйся поверхностным взглядом.
10. Не спеши соглашаться с болтунами.
11. Не уклоняйся в сторону софистической изощренности, не пиши заумных сочинений.
12. Нелегко указать на кого-либо, кто стал бы несчастным от того, что был невнимателен к происходящему в чужой душе. Но неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души.
13. Непрестанно держи в уме, до какой степени все то, что бывает ныне, бывало и раньше; и держи в уме, что это же самое предстоит и в будущем, и представь себе однообразные драмы и представления, которые ты узнал из собственного опыта или из истории старых времен, как например: весь двор Адриана, и весь двор Антонина, и весь двор Филиппа, Александра, Креза. Ведь это было всегда одно и то же, только разыгрывалось разными лицами.
14. Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии…
15. Паучок, поймавший муху, уже гордится этим; а иной гордится тем, что словил зайчонка, или рыбешку сетью, или кабаненка, или медведей, или сарматов. Разве все они не разбойники, если разобраться в их побуждениях?
16. Представь себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и остающееся время жизни, как доставшееся сверх ожидания, проводи согласно с природой. Оглянись на прошедшее: столько переворотов уже пережили государства! Можно предвидеть и будущее. Ведь оно совершенно в том же роде и не выйдет из ритма происходящего ныне. Поэтому и безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что ты увидишь нового?
17. Пусть не увлекает тебя ни чужое отчаяние, ни ликование.
18. Самое главное, чтобы человек безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным.
19. Самыми убедительными доводами, которые всегда надо иметь в виду, пусть будут следующие два: первое — это то, что вещи не затрагивают души, они стоят вне ее, недвижно, а наши тягости происходят исключительно от нашего внутреннего представления. А второе — это то, что все видимое тобой так мгновенно меняется, что скоро его уже не будет. И скольких перемен ты и сам уже был свидетелем — постоянно думай об этом. Мир — изменение, жизнь — восприятие.
20. Свернись в себя самого.
21. Следует раз и навсегда положить конец дискуссиям о том, каким должен быть хороший человек, и просто… стать им.
22. Смотри внутрь себя.
23. Смотри вглубь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета, ни его ценность.
24. Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношениях. Ибо все они как бы переплетены между собой и поэтому в содружестве друг с другом, следуя друг за другом в определенном порядке. Это объясняется непрерывностью движения, общей согласованностью и единством сущности.
25. Что бы ни случилось с тобой, оно предопределено тебе от века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием.
Список литературы
1. Философский словарь
2. Марк Аврелий .
Великие мыслители Запада. ред. Ян Мак-Грилл М.-1998 г.
3. Римские стоики . М.- 1985 г.
4. Основы философии . ред. А.Г. Спиркин