Марк Аврелий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Марк получил домашнее образование и еще в детстве попал под влияние своего учителя - стоика. Марк влюбился в стоическую философию и оставался ее приверженцем до конца своих дней. Его необыкновенные способности были вскоре замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил приходящегося ему племянником Марка, дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки. Однако Антонин прожил дольше, чем ожидалось, так что Марк встал во главе державы только в 161 году.

Содержание

Глава 1………………………………...................... Краткая биография.
Глава 2…………………………………… Философия Марка Аврелия.
Глава 3………………………... Высказывания философа (афоризмы).

Работа содержит 1 файл

УАвиаК.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

УАвиаК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачётная домашняя

Контрольная работа

По дисциплине «Основы философии»

Тема: «Марк Аврелий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

Оценка:________

Проверил:

 

 

 

 

 

 

2012г.

План.

Глава 1………………………………...................... Краткая биография.

Глава 2…………………………………… Философия Марка Аврелия.

Глава 3………………………... Высказывания философа (афоризмы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 

 

Величайшим почитателем и поклонником  Эпиктета был Марк Аврелий, последний  значительный римский стоик, философия  которого может рассматриваться  как последнее завершение античного стоицизма и одновременно его полный внутренний распад.

Марк Аврелий родился в Риме в богатой патрицианской семье. Марк Анний Вер, ставший впоследствии, после того как Антонин усыновил его, Марком Аврелием Антонином, родился  в 121 году. Его отец умер в весьма юном возрасте, и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера, который был дважды консулом и, по-видимому, пользовался расположением императора Адриана, состоявшего с ним в отдаленном родстве. Автор “Размышлений” был всегда проникнут чувством благодарности к людям, которым он считал себя обязанным.

 

Марк получил домашнее образование  и еще в детстве попал под  влияние своего учителя - стоика. Марк влюбился в стоическую философию  и оставался ее приверженцем до конца своих дней. Его необыкновенные способности были вскоре замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил приходящегося ему племянником Марка, дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки. Однако Антонин прожил дольше, чем ожидалось, так что Марк встал во главе державы только в 161 году.

1 января 161 г Марк Аврелий вступил  в свое третье консульство  вместе с приемным братом. В  марте того же года скончался  император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Beром, продолжавшееся до января 169 г.

 

Большое внимание он уделял судопроизводству. В Афинах учредил четыре кафедры  философии —для каждого из господствовавших в то время философских направлений: академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

 

В 178 г Марк Аврелий возглавил  поход против германцев, и ему  удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 г Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).ак что Марк встал во главе державы только в 161 году.

 

 

 

Глава 2.

 

 

Марк Аврелий занимается исключительно  этическими проблемами и очень далек  от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в исследовании земных и подземных глубин, но в общении с внутренним демоном и честном служении ему.

Философия Марка Аврелия возникла из чувства полной беспомощности, слабости, ничтожества и покинутости человека, доходящей до совершенного отчаяния и безысходности. Марк Аврелий дает прямо-таки классические выражения этому чувству: “Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение ; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине ; посмертная слава - забвение”. Таких мест у Марка Аврелия можно найти множество. Сознание собственной слабости, беспомощности и ничтожества проявляются у императора Марка Аврелия.

 

 

    Главные  идеи

 

      1.    Вселенная управляется разумом, который есть Бог

      2.    В   разумно устроенной вселенной  все, что случается,   является

не только необходимым, но и благим.

      3.    Человеческое  счастье заключается в том,  чтобы жить в согласии  с

природой и разумом.

      4.    Хотя  действия индивида  причинно  обусловлены, он  достигает

свободы, действуя разумно.

      5.    Дурные  поступки других не  причиняют нам вреда;  скорее  нам

вредят наши мнения об этих поступках.

      6.    Все разумные  существа подчиняются закону  природы  и  тем  самым

являются гражданами всемирного государства.

      7.    Разумный  индивидуум не должен  бояться  смерти,  так  как  она

естественное событие жизни. Марк Аврелий Антонин (121-180 гг.)

 

После смерти Марка Аврелия были найдены его записки, составившие  целое философское сочинение, под  условным названием "Наедине с  собой" или "Мемуары". Они представляют собой серию афоризмов, сентенций, наблюдений, сделанных Марком Аврелием для себя без намерения публикации.

 

Записки Марка Аврелия буквально  завораживают читателя идеей бренности, текучести всего мирского, монотонности, бессмысленности и даже ничтожности  человеческой жизни: "Время есть река... стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое"; "Время человеческой жизни — миг"; "Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет".

 

Даже посмертная слава, к которой  стремятся люди, чтобы увековечить  себя в памяти потомков, по мнению Марка  Аврелия не имеет никакого смысла: "Все кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем  предается и полному забвению... Что же такое вечная слава? — сущая суета".

 

Но при таком ярко выраженном пессимизме, Марк Аврелий всё же находит духовную опору, которая определяет собственно смысл жизни человека.

 

  1. Учение о жизни.

 

 Это вера в некое Единое-Целое, откуда все проистекает и куда все впадает, и тем самым спасает все отдельное от абсолютной суетности и бессмысленности. Это Единое-Целое как бы управляет всем миром, придает бесспорную значимость и несомненность природе вообще, предопределяет все моменты природной жизни.

 

С Единым-Целым сверхъестественным способом связаны и боги, которых необходимо благодарить, иметь всегда в мыслях, взывать к ним и жить с ними.

 

Общая мировая целостность  и божественное провидение диктуют  людям и совокупность несомненных  нравственных ценностей.

 

 

2. Учение о нравственности.

 

Это "справедливость, истина, благоразумие, мужество", а также и "общеполезная деятельность". Поэтому в идеале человек — это существо "мужественное, зрелое, преданное интересам государства", безропотно исполняющее свой моральный долг.

 

3. Учение о морали.

 

Понятие морали тоже важно в философии Марка Аврелия, ибо боги, помимо обязанностей даровали людям еще и свободу морального выбора: "Они устроили так, что всецело от самого человека зависит, впасть или не впасть в истинное зло".

 

По сути дела, возможность совершить свободный моральный выбор между добром и злом — это главная забота человека, которая придает определенный смысл его существованию на Земле. Свой выбор человек может совершить только с помощью разума, который Марк Аврелий называет, гением человека, его божеством. Разум — "гегемоникон", руководящее начало в человеке. Здесь необходимо отметить, что Марк Аврелий впервые в стоической традиции говорит о полной самостоятельности разума человека о том, что разум является одной из составляющих человека вообще. До него стоики, в духе платоновской философии, утверждали, что человек состоит только из двух частей — души и тела.

 

4. Учение о человеке.

 

 

Когда в “Размышлениях” мы читаем, что человеческому телу свойственны элементы, огненные, воздушные, водяные и земляные, автор пользуется лишь распространенной гипотезой, не возводя ее на степень категорической истины.

 

Это отсутствие догматизма освобождает от сектантского духа, от преувеличенного прославленья одной философской школы за счет других. Когда Марк Аврелий находит родственные ему мысли у Эпикура, и не боится их брать, не боится и признать в представителе гедонистической философии мудрого учителя жизни.

 

Место человека в мире изображается в “Размышлениях” в двух как  бы противоположных аспектах. С одной стороны, постоянно возвращаются напоминания о всей эфемерности человеческой жизни. Земля есть лишь точка в бесконечном пространстве, Европа и Азия лишь уголки мира, человек - ничтожный миг времени. Огромное большинство исчезает из памяти окружающих; лишь некоторые превращались в мифы, но и эти мифы обречены на забвение. Нет более суетной заботы, чем забота о посмертной славе. Реален лишь настоящий миг - но что он значит перед лицом бесконечности в прошлом и бесконечности в будущем? И все-таки человеческий дух есть высшее, что мы находим в мире; по образцу его мы представляем душу целого. Человек не есть его поступки; вся его ценность лежит в его душе. И опять - таки Марк Аврелий и здесь остается чуждым какому-либо антропологическому догматизму; нельзя признать за последний указание, что человеку присущи три элемента : телесный, жизненный и разумный или что душе присуща сферическая форма. Господствующий мотив Марка Аврелия и здесь чисто этический.

 

Человек есть частица мира; его  поведение входит в общий план судьбы или промысла. Самое чувство  гнева должно падать, когда мы вспомним, что порочный не мог действовать  вопреки своей природе. Но это  не значит, чтобы у человека была отнята всякая свобода и с него снята всякая ответственность.

 

 

 

 

 

5. Учение о  посредниках между божеством  и человеком

 

 

Догматизм религиозный присущ “Размышлениям” не в большей мере, чем догматизм  философский. Ни один не может притязать  на исключительное право раскрытия людям божественной тайны. Одно представлялось Марку Аврелию несомненным: наличность в мире божества; атеизм противоразумен. Но что представляют эти боги, являются ли они лишь аспектами созидающего разума о котором учили стоики и на который часто ссылается Марк Аврелий? Несомненно, мы найдем у него тенденцию к монотеизму. Если мир един, то един наполняющий его бог, един и общин закон, едина и истина. Учение о посредниках между божеством и человеком, та демонология, которая так принялась на почве религиозно философского синкретизма, остается ему чуждой. Общение человека с божеством осуществляется прежде всего самопознанием, а затем и молитвой. По-видимому, для Марка Аврелия первое может заменять второе : молитвы есть ее лишь словесное выражение внутреннего чувства, и как таковое она должна быть проста и свободна на подобии приводимой им молитвы афинян о дожде.

 

 

6. Учение о познании.

 

 

Наша жизнь, обладающая напряженным  личностным аспектом, в первую очередь  является все же жизнью социальной. Каждый из нас живет в конкретном обществе и управляется его законами. Но, будучи существами разумными, мы подчиняемся также более высокому закону - закону природы. Этот закон касается каждого из нас, каким бы ни было общество, в котором мы живем. Согласно природному закону, все люди равны, будь ты император, раб или кто еще. Следовательно, мы вправе утверждать, что, как существа разумные, все люди - члены одного государства, управляемого одними и теми же законами. Знаменитый тезис Марка гласит : “Я Антонин, и мое отечество - Рим; я человек, и мое отечество - мир”.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

В итоге римский мыслитель приходит к выводу, что жизнь надо принимать  такой, какая она есть и быть этим полностью довольным: "Итак, проведи  этот момент времени в согласии с  природой, а затем расстанься с  жизнью так же легко, как падает созревшая слива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее древу".

 

Философия Марка Аврелия, последнего великого стоика, — это свидетельство  кризиса и заката собственно античного  духа. Античный мир рушился на глазах. И вскоре после смерти Марка Аврелия начинается новая эпоха — эпоха становления и расцвета христианской культуры.

 

Со смертью Марка Аврелия  умер и стоицизм. Точнее, началось бессмертие стоицизма. В той или иной степени, в той или иной форме стоицизм ( уже не столько как философское учение, а как определенное настроение, определенный склад ума и характера ) возрождался в истории неоднократно. Стоиками были английские пуритане, носители “духа капитализма” и основатели Новой Англии, у нас в России несомненным стоиком был протопоп Аввакум ( измученная жена спросила его однажды : “Долго ли мука сея, протопоп, будет?” “До самыя могилы, Марковна”, - ответил протопоп. Она же, вздохня, отвещала : “Добро, Петрович, ино еще побредем” ) и многие, многие тысячи других...

 

Разумеется, стоики, как наиболее активная и твердая в своих убеждениях часть населения, в любой стране всегда составляли меньшинство. Но это  было то социально значимое меньшинство, которому нередко удавалось переломить неблагоприятную ситуацию в лучшую сторону, хотя при этом - повторим еще раз - им самим почти никогда не удавалось воспользоваться плодами своей победы.

 

Вот почему сегодня нам, живущим  в России и не желающим покидать свою страну ради сытной и комфортной жизни в чужих краях, философия стоиков необходима.

Информация о работе Марк Аврелий