Манихейство

Автор: v********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 23:43, реферат

Описание работы

Манихейство - религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических.[6]

Религия Мани была основана на идее дуализма добра и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Хотя он, как и другие пророки и религиозные учители 3 в., утверждал, что использует разум для достижения религиозной истины, в действительности его учение представляло собой разновидность популярной религиозной космогонии, основанной на мифе. Согласно его версии этого мифа, существовал извечный конфликт между князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга, однако позднее смешались в результате события, которое в манихейском вероучении именуется «демоническим обольщением».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Основные постулаты манихейства. Концепция добра и зла………..4

Заключение……………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………12

Работа содержит 1 файл

Манихейство.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………3

     Основные  постулаты манихейства. Концепция  добра и зла………..4

     Заключение……………………………………………………………..11

     Список  использованной литературы…………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

        Манихейство - религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических.[6]

     Религия Мани была основана на идее дуализма добра  и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся  главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Хотя он, как и другие пророки и религиозные учители 3 в., утверждал, что использует разум для достижения религиозной истины, в действительности его учение представляло собой разновидность популярной религиозной космогонии, основанной на мифе. Согласно его версии этого мифа, существовал извечный конфликт между князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга, однако позднее смешались в результате события, которое в манихейском вероучении именуется «демоническим обольщением». Частицы божественной субстанции, света, были похищены демонами и использованы князем тьмы для сотворения земли с небом и всеми животными и растительными организмами и неодушевленными сущностями, наполняющими ее. Однако до Адама и его потомства дошел божественный призыв освободить частицы света, заключенные в них самих, и тем самым способствовать процессу высвобождения светлой субстанции, заточенной в видимом космосе, и возвращения ее в царство света. Манихейство считает развитие природы, которое должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом, частью духовного развития человека, цель которого заключается в освобождении себя от зла, принесенного Евой – еще одним творением дьявола. Ответ на вопрос о причинах существования зла в мире вместе с откровением, указывающим средство для победы над злом, являются важнейшими элементами учения Мани. [6] 
 

     Основные  постулаты манихейства. Концепция добра и зла.

       Как уже упоминалось, в основе учения манихейства лежит знаменитый принципе дуализма, на котором, в сущности, основаны все современные религии. Если кратко припомнить историю развития религий, то можно видеть, что оно шло по пути сокращения центральных божеств, пока не остановилось на двух противоположных началах. Так, древнее учение пантеизма - произошедшее непосредственно от язычества, и предполагающее поклонению множеству духов, уступило место сначала многобожию: пример такой религии может быть верования кельтов или даже классическая национальная религия Японии – синтоизм [3, c.54].

     Манихейство возвело в абсолют краеугольные понятия дуализма - в его учении мир изначально разделен на два - мир  света и мир тьмы. Они не пересекаются и каждый из них существует в некотором своем ареале - миры эти не пусты, они населенны определенными сущностями, которых можно назвать думами. Так, это духи света - и демоны, что составляют мир тьмы.

     То  есть мы имеем простейшее и абсолютное противопоставление и тут имеется определенный нюанс, который является важным отличием манихейства, дело в том, что все эти духи, сущности, не являются носителями света или тьмы, напротив, это свет или тьма их порождают. Получается, что манихейство упрощенно до предела, его космогония доходит до самых краеугольных камней бытия: есть лишь свет и тьма, а все остальное в мире - суть произошедшее от света или тьмы. И божества и демоны не несут эти стихии в мир, а, напротив, стихии действуют через порожденных ими духов.

     Есть  и еще одно важно отличие: так  же абсолютно, как свет и тьма - полностью противоположные объекты , манихейство противопоставляет дух и материю. Дух, душа полностью ассоциируется в манихействе со светом, а материя с плотью, а значит изначальная греховна и принадлежит тьме. Если духи в мире света состоят их этих световых частиц и полностью нематериальны, то демоны имеют вполне плотскую оболочку.

     Все же высшие божества светлой направленности не имеют характерного образа - они  не существуют как личности, но как эманации света - верховное божество, высшее божество в манихействе, это свет или высшее воплощение света. Свет мыслится как субстанция божественной сущности. Эта субстанция света, которая, собственно представляет собой лишь умопостигаемую, совершенно отличную как от разума так и от материи, субстанцию, между тем иногда проявляется как нечто осязаемое. Бог есть «отец радостного света». Как бог Отец он властвует над царством света. Однако одновременно дело обстоит таким образом, что это царство, которое состоит из светлой земли и светлого эфира, в сущностном отношении совпадает с самим божеством. То есть бог в понимании манихеев и есть царство света.

     Бог в манихействе имеет четыре воплощения, четыре свои свойства - это свет, мудрость и сила, а также сам факт его существования, так как божество само по себе является и царством света получается, что у названного царства как бы четыре стороны - севере, запад, восток и запад. На юге же царство света сталкивается с царством тьмы и могущество света (и верховного божества) ограниченно тьмой. То есть в манихействе наблюдается очень четкие дуалистические тенденции - бог света в учении мани не всемогущ, он сдерживается тьмой,которая по силе равна ему. Два абсолютно равнозначные начала, которые в начале времен существуют в равновесии друг с другом [4, c.66].

     В царстве света царят абсолютный мир и гармония. В словах, выражающих крайнее восхищение, в манихейских  текстах описывается великолепие  бога-отца. Мир этот не пуст, он населен  некими сущностями, которые можно считать низшими божествами, или скорее просто порождением света, призванным славить своего создателя. Животворное дыхание проносится по небесным равнинам, где сладкий нектар течет в вечность.

     Яркую противоположность миру и спокойствию  царства света

 представляется  состояние в котором пребывает  царство тьмы. Жители мира материи  бьются друг с другом, гонят  друг друга, носятся по кругу  в диком неистовстве. В этом  круговороте обитатели тьмы однажды  достигают верхнего предела, где  тьма граничит со светом. Когда князь тьмы и его воинство взглянули на мир света, их охватила непреодолимая страсть к этому прекрасному и великолепному царству.

     Это еще один важный аспект манихейства - царство света это абсолютное добро, царство же тьмы, света лишено, но не является при этом стопроцентным злом - это скорее невежество, ибо и демоны тьмы умеет понимать красоту света и желают свет. Не секрет, что в манихействе знание или добро, всегда приравнивалось к свету, как собственно во многих религиях.

     Путем сложных актуализаций бог отец создает первочеловека. Важное отличие данного творения света заключается в том, что первочеловек не является таким же как и существующие, а тварной земле люди в отличие от других религий в учении мани первочеловек есть олицетворение всего самого доброго, что может быть в человеческом существе, то есть это воплощенное идеальное добро, без всякой примеси тьмы. Его еще нельзя считать человеком в полной мере.

     Дабы  дать бой воинству тьмы первочеловек облачается в доспехи, которые, помимо всего прочего составляют и его суть образно говоря на битву с демонами первочеловек выходит с силой своего духа, своей сути - ибо сверкающие эти доспехи это то, чего никогда не будет у демонов.

     Он  спускается вниз, к точке сопредела  тьмы и света. Вступает в бой и... терпит поражение. Лишенный сознания низвергается он в бездну тьмы, где и находится долгое время. Ужасный этот удар не уничтожает его, однако лишает доспехов, то есть его светоносной сущности. Жертвенный этот мотив очень часто присутствует в дуалистических религиях самый яркий пример это, конечно же, Христианство, с его мотивом распятия. Первочеловек жертвует собой, спасая мир света от катастрофы, как бы отвлекая главный удар на себя.

     Но  следует отметить и тот факт, что  данное пожертвование играет ключевую роль в учении манихеев,дело в том, что первочеловек отныне запятнан тьмой и утерял всю свою идеальность, он боле не может считаться абсолютно светлым существом. Но даже не это является катастрофой, дело в том, что частицы света, составляющие его доспехи, отныне рассыпаны по миру тьмы и мир этот тоже не может считаться абсолютно темным. Все построение манихейской религии идет вокруг факта утери частиц света, которых так много, что они содержатся практически во всех мировых сферах.

     Путем сложным эманаций первочеловека  возвращают обратно в царство  света - посланный для спасения мира, он сам оказывается нуждающимся  в помощи. Первочеловек - спаситель, однако сам нуждается в спасении - это классическая гностическая догма  «спасенного спасителя».

     В ходе мирового развития случилось так, что первочеловек был спасен, а его доспехи, они же его суть то. Что вполне можно назвать душой, оказалось поглощено тьмой, таким образом, это самое «я» первочеловека загрязнено и потому необходимо его очистить, высвободив из лап тьмы.

     В царстве света возникает сущность, задачей которой является поиск утерянных частиц света, сущность проникает в мир тьмы и начинает там карательную работу: в процессе этого поиска, и одновременно наказания демонов и создается земля, как такова.

     Трактовка этого мифа очень интересна, собственно земля сотворена из уничтоженных демонов тьмы - архонтов - частей их тел (их кожа становится земной твердью, из костей создаются горы, из кожи неба, здесь подчеркивается сугубо материальная сущность мира).

     После уничтожения демонов, сущность света (именуемая в трудах манихеев «дух живой») начинает долгий и кропотливый труд по высвобождению утерянных частиц света из наиболее хорошо сохранившихся световых осколков создаются солнце, и луна, а в дальнейшем приходит черед частиц, что сильно пострадали при столкновении со тьмой, для их очищения необходима сложная последовательность действий.

     Одним из очень характерных элементов  манихейского мифа является тот факт, что сущности, населяющие мир света  создаются по мере надобности и выполняет чисто специализированные функции, в отличие от многих других религий, где подобные создания возникают для отражения, скажем, атаки неких злых сил. В манихействе же следует целая череда превращений,создания целого механизма, необходимо отметить также исключительную красоту манихейских представлений о космогонии [5, c.79].

     Вообще  говоря, под светом в манихейской  культуре подразумевается в первую очередь солнце, а так оно  источает еще и жар, то символом света является огонь.

     Чтобы иметь возможность удержать хотя бы часть света, которая еще осталась у нее, Материя (или тьма) разрабатывает  хитроумный план. Она хочет сконцентрировать большую часть света в индивидуальном творении в качестве противовеса  творению божественному. Для осуществления этого плана избирается мужской демон Ашкалун и демоница Намраэль. Вместе они проглядывают тех уродцев, что населяют землю, соответственно мужского и женского пола, после чего вступаю в связь и порождают первую пару людей [1, c.78].

     Порождение мрака и тьмы, пребывает он в неведении относительно содержания в нем частиц света, но первочеловек спускается вниз, на земную твердь и своим дыханием будит первого человека (который зовется в манихействе также как и в христианстве - Адам). Своим дыханием первочеловек пытается спасти в Адаме свою собственную душу, что была утеряна в битве с демонами, так что получается, что люди, в сущности, носители утерянного света.

     В манихействе проводится четкая параллель между светом и разумом,

тьмой и неразумностью, тем самым первочеловек, своим дыханием пробуждает заключенный в Адаме свет путем его пробуждения к разумной жизни. Осознание себя, осознание своего разума и есть, по сути, пробуждение света. Первочеловек дарует Адаму знание, которые и спасает последнего от эманаций тьмы, то есть мы видим, что светом является не только дух - душа, некая нематериальная субстанция, но и разум, сознание.

     Как и большая часть дуалистических религий, манихейство делает объектом для спасения душу,что неизбежно, при разделения духа и косной материи.

     При гибели тела, душа поднимается в  царство света, вместе с тремя  сияющими ангелами и уже по прибытии награждается тремя предметами - это  светлые одежды, диадема и корона света. Эти предметы - суть награда  за победу, за то, что душа не поддалась тьме. Награда за победу означает, что спасение души из-под власти тела рассматривается как победа Нового Человека на Ветхим. Это борьбу с Ветхим человеком следует рассматривать как состязание, либо как процесс, на котором обсуждаются все достижение умершего человека, и тогда все решение зависит от верховного судьи. Нетрудно заметить, что в манихействе превалирует очень распространенное представление о новом человеке - один из самых значительных человеческих мифов вообще, который, видоизменяясь дожил и до наших дней, кочуя из одного философского труда в другой . Миф об обновлении, об идеализации, актуализации, об очищении от животной натуры в сущности, все классические человеческие утопии зиждятся именно на этом вселенском мифе [3, c.74].

Информация о работе Манихейство