Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:48, реферат
Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда необходимость определения специфических черт той или иной национальной философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии.
Содержание
1. Русская философия
2. Ломоносов - великий русский учёный
3. М.В. Ломоносов
4. Заключение
5. Список литературы
1.Русская философия
«Космический
разум», по мнению философа, состоит
из множества элементарных сущностей,
которые лежат в основе всякого
явления или предмета и называются
атомами. Атомы своими движениями и
колебаниями образуют реальный мир.
Сами атомы Соловьев трактует как
особые истечения Божества, «живые
элементарные существа» или ИДЕИ,
каждая из которых обладает определенной
силой.
Непосредственным
же субъектом всех изменений у
русского мыслителя выступает МИРОВАЯ
ДУША, которая обладает особой энергией,
одухотворяющей все существующее. Однако
действует она не самостоятельно,
ей нужен божественный импульс. Таким
импульсом, данным мировой душе от Бога,
является ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА как определяющая
форма всей ее деятельности.
Эта вечная
божественная идея в системе Соловьева
получила название СОФИИ (греч, софия мастерство,
знание, мудрость) МУДРОСТИ. В ней София
ключевое понятие. Поэтому учение русского
мыслителя носит также название СОФИОЛОГИИ.
В нем мировую душу-Софию он рассматривал
как связующее звено между творцом и творением,
которое придает общность Богу, миру и
человечеству.
Механизм
сближения Бога, мира и человечества
Соловьев раскрывает через концепцию
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, реальным и совершенным
воплощением которого выступает
Иисус Христос, соединяющий в
себе два начала божественное и человеческое.
Его образ служит не только идеалом
для каждого индивида, но и высшей
целью развития всего человечества.
Первичным
условием на пути к богочеловечеству
является христианское обращение, т. е.
принятие христианского вероучения.
Природный человек, не просветленный
божественной истиной, противостоит людям
как чуждая и враждебная сила. Христос
открыл человеку всеобщие моральные
ценности, создал условия для его
нравственного
В гносеологическом
аспекте принцип всеединства
реализуется через концепцию
ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ. Оно представляет
собой неразрывную взаимосвязь
трех разновидностей этого знания:
эмпирического (научного), рационального
(философского) и мистического (созерцательно-религиозного).
В качестве предпосылки, основополагающего
принципа цельное знание предусматривает
ВЕРУ В СУЩЕСТВОВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО
НАЧАЛА БОГА. Цельное знание, по Соловьеву,
невозможно получить только эмпирическими
и рациональными средствами. Эмпирическое
знание раскрывает лишь внешнюю сторону
явлений, а рациональное особенности
самого мышления. Однако истина или
сущее не даны человеку ни в опыте, ни в
мышлении. Истина постигается через непосредственное
созерцание, интуицию. Так Соловьев в своей
концепции попытался совместить принцип
автономии разума, на котором основан
рационализм, с принципом богооткровенности
христианского вероучения, являющимся
базой богословия. Другими словами: русский
мыслитель пришел к выводу о необходимости
единства науки, философии и религии. Подобное
единство, которое он называл «свободной
теософией», позволяло рассматривать
мир как завершенную систему, обусловленную
всеединством или Богом.
Конечно,
современному человеку предложенный русским
мыслителем путь выхода из глобальных
проблем кажется весьма фантастическим,
утопичным. Однако общий пафос федоровской
философии «общего дела», его страстное
желание восстановить нарушенное единство
мироздания, распавшуюся связь времен,
ценность человеческой души, преодолеть
разрыв между человеком и природой, поднять
ее стихийное развитие на уровень управляемой
эволюции, оживить умерших и пробудить
интерес к подлинной жизни погрузившихся
в духовную спячку живых представляется
весьма плодотворным и требует глубокого,
всестороннего осмысления уже с учетом
реалий современной цивилизации.
2. Ломоносов
- великий русский ученый
Великий
русский ученый - энциклопедист - Ломоносов
оказал громадное влияние на развитие
науки и культуры России. Его гений
вторгся во все области человеческого
знания: он и поэт, который открыл новые
способы стихосложения, и художник, создатель
грандиозных мозаичных панно, и автор
первого учебника древней истории России,
и картограф, и географ, и геолог, один
из выдающихся естествоиспытателей своего
времени, Ломоносов известен также как
автор книг по металлургии, как талантливый
инженер, педагог, один из создателей первого
в стране университета. Основными достижениями
Ломоносова в области естественных наук,
в первую очередь химии, были материалистическое
истолкование химических явлений, широкое
введение физических методов и представлений,
создание корпускулярной теории и общая
формулировка закона сохранения вещества
и движения. Считая науку одним из главных
факторов развития общества, он стремился
использовать её на благо экономического
и культурного процветания родины. Забота
о могуществе Российского государства
обратила Ломоносова к воспитательным
проблемам, к вопросам подготовки молодой
научной смены.
3. М.В.Ломоносов
Ломоносов
Михаил Васильевич Родился в семье крестьянина-помора.
Стремясь получить образование, в 1730 году
отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую
академию. В 1735 в числе наиболее отличившихся
учеников Ломоносов был направлен в Петербург
в академический университет, а в 1736 командирован
для продолжения образования в Германию,
где учился сначала в Марбургском университете,
а затем в университете города Фрайбурга.
По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов
был назначен адъютантом Академии Наук
по физ. классу, а в 1745 стал первым русским,
избранным на должность профессора (академика).
Главным
предметом научных работ
Ломоносов
был инициатором разнообразных
научных, технических и культурных
начинаний. Видя прогресс общества прежде
всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов
много сил отдал борьбе за расширение
Академии Наук и улучшение её работы учебно-научного
учреждения. В должности советника канцелярии
Академии Наук (1757) разработал план реорганизации
управления Академией и проект её устава.
По инициативе Ломоносова и его проекту
при содействии И.И.Шувалова в 1755 году
был открыт Московский университет. Преподавание
в нём началось на основе трудов Ломоносова
по естествознанию, русской грамматике,
риторике, поэтике. Ломоносов разработал
“Штаты и регламенты” для университета
и университетских гимназий. Предложения
Ломоносова способствовали организации
учебного дела в Академии Наук: в университете
были учреждены факультеты, назначены
профессора, началось систематическое
чтение лекций, в гимназиях введена должность
инспектора, назначены преподаватели
из числа адъютантов Академии Наук. Проведённые
по его плану демократические преобразования
увеличили втрое число учащихся гимназий
за счёт расширения фондов казённого содержания
и постройки общежития. “Регламентами”
определялись отношения гимназистов к
учению, их поведение, внешний вид. Если
гимназия была призвана приучать воспитанников
“к правильному образу мышления”, то
главная обязанность гимназистов - “к
наукам простирать крайнее прилежание”.
Основой
обучения Ломоносов считал родной язык.
В академической гимназии Ломоносов
учредил особые классы по изучению
русского языка. До Ломоносова учебники
устного и письменного
Ломоносов
добивался переводов на русский
язык многих учебных пособий. Переведённая
им с латинского языка “Волфианская
экспериментальная физика”(1746) была первым
учебником физики для высших школ на русском
языке. Целям обучения служили и собственные
труды Ломоносова по химии “Элементы
математической химии” (1741), “Введение
в истинную физическую химию” (1752), “Опыт
физической химии, часть первая, экспериментальная”(1752-53)
и другие.
Просветительская
деятельность Ломоносова не ограничивалась
рамками Академии Наук. Он предложил
проект создания а Петербурге отдельного
университета, не входящего в Академию
Наук, выдвинул идею открытия университета
в Киеве, участвовал в создании Академии
Художеств в Петербурге, обосновал необходимость
учреждения гимназий в губернских городах.
Однако главная роль в осуществлении просветительских
замыслов Петра I Ломоносов отводил Академии
Наук. Важнейшим направлением её деятельности
он считал создание условий для воспитания
отечественных учёных. “За то терплю,
- писал Ломоносов перед смертью, - что
стараюсь защитить труд Петра Великого,
чтобы научились россияне, чтобы показали
своё достоинство.”
Мировоззрение
Ломоносова формировалось в первую
очередь под влиянием научных
трудов представителей механистического
мироосмысления -- Г. Галилея, Р. Декарта,
Ф. Бэкона. И. Ньютона, Г. Лейбница и др.
Вместе с тем оно теснейшим образом связано
с его собственными естественно-научными
исследованиями. Существенно и то, что
он прослушал курс философии в Марбургском
университете у X. Вольфа. Ломоносов развивал
идеи «корпускулярной философии». Материю
он понимал как состоящую из мельчайших
частиц -- атомов, образующих более сложные
формы -- корпускулы (или молекулы), которые,
сочетаясь в разных комбинациях и количествах,
порождают все многообразие видимого
в природе. Эта его концепция атомизма
лежит в основе «полной системы природы».
С идеей единства мира тесно связана и
его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии
в природе, что свидетельствует о наличии
в его взглядах элементов диалектики.
Занимаясь
естественными науками, Ломоносов
придавал первостепенное значение опыту.
Но опыт как метод познания был
для него лишь основой достоверности;
для того же, чтобы извлечь из
опыта истину, обобщить экспериментальные
данные не разработать новый закон
природы, необходима аналитическая
и синтетическая деятельность разума.
Поэтому в ходе познания ученый должен
выдвигать гипотезы в качестве предварительного
логического объяснении опытных
данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза
приводит к истинной теории. Итак, метод
познания Ломоносова таков: от опыта
через гипотезы к установлению строгой
научной теории.
В своих
философских воззрениях Ломоносов
стоял на позиции примирения научного
и религиозного объяснения мира. «У
многих глубоко укоренилось убеждение,
что метод философствования, опирающийся
на атомы, либо не может объяснить
происхождение вещей, либо, поскольку
может, отвергает Бога-творца. И в
том, и в другом они, конечно, глубоко
ошибаются, ибо нет никаких природных
начал, которые могли бы яснее
и полнее объяснить сущность материи
и всеобщего движения, и никаких,
которые с большей
М. Ломоносов,
как и И. Ньютон, провел четкую методологическую
грань в подходе к объяснению конкретно-научных
проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя
решать конкретно-научные проблемы, скажем,
в математике, механике, химии и т.п., все
время ссыпаясь на религиозные принципы.
Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей
его времени, был присущ деизм, согласно
которому Бог -- главный «архитектор» мироздания.
«Нерассудителен математик, ежели он хочет
Божескую волю вымерять циркулем. Таков
же и богословия учитель, если он думает,
что по псалтыре научиться можно астрономии
или химии».
Заключение
Несмотря
на то, что со времени, когда жил
и работал великий русский
учёный, прошло более двух столетий,
его имя живёт в памяти народов
нашей страны и за рубежом. Его
жизни и деятельности посвящено
много книг и статей; его образ
запечатлён в произведениях живописи,
графики, скульптуры; его имя носят
в нашей стране города и села,
улицы и площади, учебные заведения
и школы. Имя Ломоносова присвоено
открытому Российскими учёными
подводному горному хребту в бассейне
Северного Ледовитого океана; одному
из кратеров на обратной стороне Луны;
экваториальному течению в
Список
литературы
1. Энциклопедический
словарь юного художника.
2. Поэтическая
Россия. «М.В. Ломоносов». Москва
«Советская Россия» 1984 год.
3. Филосовский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. Издание 3-е, М. Политиздат 1972 г.