Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:48, реферат
Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда необходимость определения специфических черт той или иной национальной философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии.
Содержание
1. Русская философия
2. Ломоносов - великий русский учёный
3. М.В. Ломоносов
4. Заключение
5. Список литературы
1.Русская философия
Ломоносов, как философ
Содержание
1. Русская философия
2. Ломоносов - великий русский учёный
3. М.В. Ломоносов
4. Заключение
5. Список
литературы
1.Русская
философия
Развитие
мировой философии представляет
собой единый процесс, закономерности
которого определяются ходом истории
и связаны с выявлением все
новых и новых проблем, требующих
философского осмысления. История философии
в этом смысле также обладает существенной
неоднородностью. Отсюда необходимость
определения специфических черт
той или иной национальной философской
школы. Особое значение эта проблема
имеет для России, потому что ее
историческое и культурное развитие
всегда отличалось существенной непредсказуемостью,
не укладывалось в традиционные схемы
и образцы: очень часто долгие
периоды упадка и застоя в ее истории
сменялись периодами
Однако
с чего начать определение этих особенностей?
Начать, очевидно, следует с ответа
на вопрос о том, как русская философия
соотносится с западной и восточной
традициями внутри мировой философии.
Общий ответ в данном случае очевиден:
русская философия, безусловно, вписывается
в западную философскую традицию,
и все ее развитие связано с
активным усвоением и переработкой
западной философии (что, конечно не
исключает взаимовлияния, взаимообогащения).
Восточная философия гораздо
меньше, чем западная, непосредственно
воздействовала на русскую мысль. Ее
влияние в основном сводилось
к эпизодическому заимствованию
отдельных идей. Наиболее охотно русские
философы воспринимали предельный мистицизм
некоторых восточных систем, но для
них совершенно неприемлемым было отрицание
значимости личного начала в человеке,
его индивидуальности. Только в начале
XX в. увлечение восточной культурой сопровождалось
формированием философских концепций,
всецело ориентированных на восточные
мистические системы (Е. Блаватская, Н.
Рерих).
Этот
общий ответ нас не может удовлетворить.
Чтобы понять самое главное, мы должны
сделать второй шаг: установить серьезные,
глубокие различия между традициями
западного и русского философствования.
Он-то и позволит нам в общем
виде сформулировать основные характерные
признаки нашей национальной философии:
1. Первой
и главной особенностью
Во-первых,
ориентация на западную культуру решительно
определилась только с принятием
Русью христианства. Поэтому русская
философия, в отличие от западноевропейской,
не имела дохристианского периода
и, следовательно, не могла опереться
на культурное наследие античности. Не
успев сложиться в языческих
формах, она сразу же оказалась
в плену богословия.
Во-вторых,
христианство на Русь пришло из Византии
в его восточном варианте, в
форме православия. В этом акте проявилось
стремление сохранить определенную дистанцию
в отношении культурной и религиозной
традиций, характерных для западной Европы.
Не следует забывать и о том, что в течение
нескольких столетий Россию от западноевропейских
стран отгораживала религиозная нетерпимость
между западной и восточной церквами.
Углублению разносторонних связей с Западом
мешали также почти 300-летнее татаро-монгольское
иго, его негативные последствия.
В результате
русская мысль вплоть до XVII в. развивалась
замкнуто, если не считать архаического
влияния афонских (от Афона «Святой
горы» на с. в. Греции, центра православного
монашества) монахов. Даже богословская
схоластика в российские духовные учебные
заведения проникла только в XVII в., когда
Запад уже располагал полнокровными философскими
системами. В России, в отличие от передовых
европейских стран, возникновение светской
культуры, естествознания и философии,
свободной от религии, запоздало на 200-300
лет. Однако религиозные формы сознания
давали о себе знать и в последующее за
XI-XVII вв. время, во всяком случае на протяжении
всего XVIII в.
В-третьих,
достаточно позднее внедрение православия
на Руси и необычный способ его
принятия («сверху») препятствовали однозначному
господству христианских идей. В процессе
усвоения они причудливо соединились
с глубоко укоренившимися и самобытными
языческими верованиями древних
славян, те есть существенно модифицировались
(это особенно характерно было для неподконтрольных
церкви сфер культуры, православие исключало
существование других воззрений).
2. Вторая
характерная черта русской
иного,
высшего мира, с желанием немедленного
и непосредственного единения с
ним. Видимо, этим объясняются противоположные
устремления в русском духовном
характере: любование природным
миром, предельно чуткое отношение
к нему и одновременно «прозрение»
высшей, божественной реальности, определяющей
подлинное в человеке и его
жизни.
Нечто
подобное наблюдалось и в понимании
человека. Русский человек, с одной стороны,
непосредственно принадлежит временному,
материальному бытию, с другой, столь же
непосредственно, интимно связан с Богом,
т. е. укоренен в вечном, духовном бытии.
Эта же
черта характеризует и
Причем,
осознание противоречий, укорененных
в мире, человеке и истории, не приводит
к их разрешению или хотя бы к
сглаживанию, а только более остро
выявляет трагизм человеческого
существования. Противоречие в русской
философии, следовательно, воспринимается
как абсолютное, не способное к
гармоническому разрешению, «снятию».
Такова особенность ее диалектики.
3. В
качестве третьей
4. Из
третьей вытекает еще одна, четвертая,
особенность русской философии:
5. В
XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости
сохраняла феодальные
6. Сопоставление
условий русской жизни с
Русская
философия самобытна, достаточно оригинальна,
плюралистична и актуальна. С XI по XX вв.
в ней можно выделить ряд периодов, в рамках
которых она характеризовалась определенной
устойчивостью, известным единообразием:
1. Становление
русской философии,
2. Обособление
философии от религии и
3. фундаментальная
разработка проблем
В конце
XIX начале XX» вв. критика исторического
христианства, и без того обветшавшего
в служении деспотической власти,
уже мало кого удовлетворяла. Требовалось
новое откровение о человеке, новое
религиозное сознание.
В. С. Соловьев
основоположник нового религиозного сознания.
Основоположником
нового религиозного сознания стал крупнейший
русский философ Владимир Сергеевич
СОЛОВЬЕВ. Его ставили в один ряд
с Аврелием Августином, Ф. Шеллингом,
сопоставляли с А. Шопенгауэром, Ф. Ницше.
Он и в самом деле не вписывался в какое-то
одно течение или направление, синтезируя
самые разнородные тенденции мировой
философии.
Соловьев
попытался создать целостную
мировоззренческую систему, которая
на основе христианства воедино связала
бы запросы религиозной и
Центральная
идея философии Соловьева ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА.
Онтологической основой его выступает
божественная Троица (Отец, Сын и
Дух Святой) в ее связи со всеми
божественными творениями и главное
с человеком. Основной принцип всеединства
«Все едино в Боге». Всеединство
это прежде всего единство творца и творения.
Бог у Соловьева не уподобляется человеку,
а предстает как «космический разум»,
как «сверхличное существо», как «особая
организующая сила».