Личность. Становление личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Личность - это сложный и многогранный феномен, который включает в
себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько
общепризнанных положений относительно личности.

Содержание

1. Введение
2. Понятие о личности
3. Основные характеристики личности
4. Социализация личности
5. Заключение
6. Библиография

Работа содержит 1 файл

философия конт 2.rtf

— 155.65 Кб (Скачать)

недооценивают, «затирают»).

                          4. Социализация личности

       Социализация  личности  представляет  собой   процесс   формирования

личности в определенных  социальных  условиях,  процесс  усвоения  человеком

социального опыта, в ходе которого человек  преобразует  социальный  опыт  в

собственные ценности  и  ориентации,  избирательно  вводит  в  свою  систему

поведения те нормы и шаблоны  поведения,  которые  приняты  в  обществе  или

группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются  теми

нормами, которые приняты в данном обществе.

       Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная   социализация   или   стадия   адаптации   (от

рождения    до    подросткового    периода    ребенок   усваивает

социальный     опыт      некритически,    адаптируется,  приспосабливается,

подражает).

2. Стадия     индивидуализации     (появляется     желание

выделить    себя    среди    других,    критическое    отношение    к

общественным нормам поведения). В подростковом возрасте

стадия     индивидуализации,     самоопределения     "мир     и     я"

характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще

неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

       Юношеский    возраст    (18-25    лет)    характеризуется    как

устойчиво     концептуальная     социализация,       когда    вырабатываются

устойчивые свойства личности.

       3.  Стадия интеграции (появляется желание найти свое

место   в    обществе,   "вписаться"   в   общество).   Интеграция

проходит благополучно, если свойства человека принимаются

группой,    обществом.    Если    не    принимаются,    возможны

следующие исходы:

1. сохранение своей непохожести и появление агрессивных

взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2. изменение себя, "стать как все";

3. конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

       4.  Трудовая стадия социализации охватывает весь период

зрелости  человека,  весь   период  его  трудовой  деятельности,

когда  человек  не  только усваивает социальный  опыт,  но  и воспроизводит

его  за  счет  активного  воздействия  человека   на   среду   через   свою

деятельность.

   5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает  пожилой  возраст  как

      возраст, вносящий существенный  вклад  в  воспроизводство  социального

      опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

                                6. Заключение

       Таким образом, личность не  только  объект  и  продукт  общественных

отношений,  но  и  активный   субъект   деятельности,   общения,   сознания,

самосознания.

       Личность есть понятие социальное,  она  выражает  все,  что  есть  в

человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но  возникает

в результате культурного и социального развития.

       Личность  не  "только  целеустремленная,  но  и   самоорганизующаяся

система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний  мир,

но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое  включает  в  себя

представление  о  себе  и  самооценку,   программы   самосовершенствования,

привычные реакции на проявление  некоторых  своих  качеств,  способности  к

самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.  Что  значит  быть  личностью?

Быть личностью - это значит иметь активную  жизненную  позицию,  о  которой

можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит

осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать

последствия принятого  решения  и  держать  ответ  за  них  перед  собой  и

обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно  строить

самого себя и других,  владеть  арсеналом  приемов  и  средств,  с  помощью

которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей  власти.

Быть личностью - что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

                               7. Библиография

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995

2. Крутецкий В.А. Психология. М. 1986

3. Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. М 1989.

4. Немов Р.С. Практическая психология.

5. Гализо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 1986

2. Становление личности и ее формы

 

     Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос - когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин "личность" неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т.е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т.д. При рождении все дети не только разные, но и все уникальны, ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду существенных признаков. Получение генетической копии - двойника человека - в принципе, возможно, но потребует еще усилий специалистов в области генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложнейших этических проблем.

     После появления на свет 23 февраля 1997 г. первого искусственно созданного млекопитающего овцы Долли, проблема клонирования человека стала предметом острейших дискуссий.

     Итак, новорожденный уже индивидуальность и каждый день жизни увеличивает его потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пока плач и крик единственно доступные для него способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях, способы самовыражения. Но уже с первых дней жизни, с первых кормлений, пеленаний и т.д. формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к 2-3-летнему возрасту. Именно в это время проявляются первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны и, если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет нормально.

     Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов и с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет) и застои (25-30 лет, 40-50 лет). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.д.

     Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти социальные роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий "стержень". Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких "кругов обязанностей" - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой "кодекс" поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как "твердая личность", напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.

     В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

     Остановимся на структуре и составных элементах личности. Мы уже говорили о том, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, нейродинамические, биохимические и пр) и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но очень реально влияет на поведение человека.

     Прежде всего выделяют физическую личность, или "физическое Я". Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и "домашний очаг". Известно, как многое о человеке можно сказать по этим компонентам его мира. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека - украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, своего ближайшего окружения относится к числу древнейших личностных качеств человека как в истории общества, так и в истории индивида.

     Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела, она вырастает из системы социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.

     Духовная личность - ядро нашего "Я". Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития" Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания. Зачастую она не только "держит" личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой даже жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. История дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохранявшие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.

     Выделение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики духовной активности. Бывает, что какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Возраст, тяжелые испытания, болезни и т.п. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.

 

Список литературы

 

Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Разд.5.

Лобкович Н. Что такое "личность"? // Вопросы философии. 1998. № 2.

Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч.: В 2 т.М., 1988. Т.1.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990.

Информация о работе Личность. Становление личности