Личность. Становление личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Личность - это сложный и многогранный феномен, который включает в
себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько
общепризнанных положений относительно личности.

Содержание

1. Введение
2. Понятие о личности
3. Основные характеристики личности
4. Социализация личности
5. Заключение
6. Библиография

Работа содержит 1 файл

философия конт 2.rtf

— 155.65 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение

2. Понятие о личности

3. Основные характеристики личности

4. Социализация личности

5. Заключение

6. Библиография

                                 1. Введение

       Личность -  это сложный и многогранный феномен, который  включает  в

себя  множество  компонентов.  В  психологической  науке  имеется  несколько

общепризнанных положений  относительно  личности.  По  крайней  мере,  можно

говорить о 4 основных положениях:

   1. Личность присуща каждому человеку

   2. Личность есть  то,  что  отличает  человека  от  животных,  у  которых

      личности нет

   3.  Личность  -продукт  исторического   развития,   т.е.   возникает   на

      определенной ступени эволюции человеческого существа

   4. Личность - индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е.

      то, что отличает одного человека от другого

                            2. Понятие о личности

       Понятие "личность" многопланово, личность является объектом изучения

многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики

и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

       Для  социально-психологического  анализа  личности   следует   четко

разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

       _  Наиболее       общим       является       понятие       "человек"

биосоциальное  существо,  обладающее  членораздельной   речью,   сознанием,

высшими      психическими   функциями   (абстрактно-логическое    мышление,

логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими  в

процессе общественного труда. Эти  специфические человеческие способности и

свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются  людям

в порядке биологической наследственности, а формируются у них  прижизненно,

в   процессе   усвоения      ими    культуры,   созданной   предшествующими

поколениями.

       Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него

самостоятельно сформируется логическое мышление,

самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого

потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого

последующего поколения начинают свою жизнь в мире

предметов и явлений, созданных предшествующими

поколениями. Участвуя в труде и различных формах

общественной деятельности, они развивают в себе те

специфические человеческие способности, которые уже

сформировались у человечества. Необходимые условия

усвоения ребенком общественно-исторического опыта:

1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого

ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает

человеческую культуру. Если б в результате катастрофы

погибло взрослое население и остались в живых только

маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы,

история человечества была бы прервана. Машины, книги и

прочая культура продолжала бы физически существовать, но

некому было бы раскрыть для детей их назначение; 2) чтобы

овладеть теми предметами, которые являются продуктами

исторического развития, необходимо осуществить по

о (ношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность,

которая будет воспроизводить в себе существенные

общественно выработанные способы деятельности человека и

человечества. Усвоение общественно-исторического опыта

выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка

исторически сложившихся свойств и способностей

человеческого рода. Таким образом, развитие человечества

невозможно без активной передачи новым поколениям

человеческой культуры. Без общества, без усвоения

общественно-исторического опыта человечества стать

человеком, приобрести специфические человеческие качества

невозможно, даже если человеческое существо обладает

биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея

биологической    полноценности     (олигофрения),  морфологических  свойств,

присущих человеку как биологическому  виду,  невозможно  даже  под  влиянием

общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

       Жизнь   и   деятельность   человека    обусловлены    единством    и

взаимодействием биологического и социального  факторов,  при  ведущей  роли

социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются  людям  в

порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то

используют понятие «индивид» - как биологический организм,  носитель  общих

генотипических наследственных свойств биологического вида

(индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" - как

социально-психологическая   сущность   человека, формирующаяся в результате

усвоения человеком

общественных     форм  сознания   и    поведения, общественно-исторического

опыта человечества (личностью мы становимся вод влиянием жизни в  обществе,

воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

       Социология  рассматривает  личность  как  представителя  определенной

социальной  "группы",  как  социальный   тип,   как   продукт   общественных

отношений. Но психология учитывает, что в то же  время  личность  не  только

объект общественных отношений, не только испытывает социальные  воздействия,

но  преломляет,  преобразует  их,  поскольку  постепенно  личность  начинает

выступать как совокупность внутренних условий,  через  которые  преломляются

внешние воздействия общества.  Эти  внутренние  условия  представляют  собой

сплав  наследственно-биологических   свойств   и   социально   обусловленных

качеств,  которые  сформировались  под  влиянием  предшествующих  социальных

воздействий. По мере формирования  личности  внутренние  условия  становятся

более глубокими, в  результате  одно  и  то  же  внешнее  воздействие  может

оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не  только

объект  и  продукт   общественных   отношений,   но   и   активный   субъект

деятельности, общения, сознания, самосознания.

       Личность есть понятие социальное,  она  выражает  все,  что  есть  в

человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но  возникает

в результате культурного и социального развития.

       Особенная и непохожая на других личность  в  полноте  ее  духовных  и

физических    свойств    характеризуется    понятием     "индивидуальность".

Индивидуальность  -выражается  в  наличии  разного  опыта,  знаний,  мнений,

убеждений, в различиях характера и темперамента,  индивидуальность  свою  мы

доказываем, утверждаем.

       Мотивация, темперамент, способности, характер  -  основные  параметры

индивидуальности.

                     3. Основные характеристики личности

       Основными характеристиками личности являются: активность (стремление

расширить  сферу  своей  деятельности),  направленность  (система   мотивов,

потребностей,  интересов,  убеждений),  совместная  деятельность  социальных

групп, коллективов.

       Активность есть важнейшее общее  свойство  личности,  и  проявляется

оно    в деятельности,    в  процессе взаимодействия  с  окружающей  средой.

Но что именно побуждает человека действовать определенным  образом,  ставить

перед собой  те  или  иные  цели  и  добиваться  их?  Такими  побудительными

причинами   являются   потребности.   Потребность   --   это   побуждение   к

деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда  в  чем-

то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности  и

направляется на удовлетворение потребностей.

       Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности

естественные    (природные),    которые     непосредственно     обеспечивают

существование человека: потребности  в  пище,  отдыхе  и  сне,  в  одежде  и

жилище. В основе своей это биологические потребности, но по  своей  сущности

они в корне отличаются  от  соответствующих  потребностей  животных:  способ

удовлетворения человеческих потребностей носит социальный  характер,  т.  е.

зависит от  общества,  воспитания,  окружающей  социальной  среды.  Сравним,

например, потребность в жилище  у  животных  (нора,  берлога,  гнездо)  и  у

человека  (дом.).  Даже  потребность  в  пище  .  человека  социализирована:

«...голод, который утоляется вареным  мясом,  поедаемым  с  помощью  ножа  и

вилки, это иной голод, чем  тот,  при  котором  проглатывают  сырое  мясо  с

помощью рук, ногтей и зубов».

       Наряду  с  естественными  у  человека  есть  и  чисто  человеческие,

духовные, или социальные, потребности: потребность  в  словесном  общении  с

другими людьми, потребность  в  знаниях,  активном  участии  в  общественной

жизни, культурные потребности (чтение книг и газет,  слушание  радиопередач,

посещение театров и кино, слушание музыки).

       Важнейшая характеристика личности -- ее направленность,  определяющая

цели,  которые  ставит  перед  собой  человек,   стремления,   которые   ему

свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

       Анализируя тот или иной конкретный 

поступок,  конкретное  действие,

определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно  разнообразны),

надо знать мотивы или побудительные причины  этих  поступков,  действий  или

конкретной  деятельности.  Мотивами   могут   быть   конкретные   проявления

потребностей или побуждения другого рода.

       Познавательная  потребность  человека   проявляется   в   интересах.

Интересы -- это активная познавательная направленность человека  на  тот  или

иной  предмет,  явление  или   деятельность,   связанная   с   положительным

эмоциональным отношением к ним.

       Важный  мотив    поведения --  убеждения.  Убеждения  --  определенные

положения, суждения, мнения, знания  о  природе  и  обществе,  в  истинности

которых  человек  не  сомневается,  считает  их   бесспорно   убедительными,

стремится к тому,  чтобы  руководствоваться  ими  в  жизни.  Если  убеждения

образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

       Человек живет  п  действует  не  сам  по  себе,  а  в  коллективе  и

формируется как личность под влиянием коллектива. В  коллективе  и  под  его

влиянием складываются черты направленности  и  воли  человека,  организуется

его  деятельность,  и  поведение,  создаются  условия   для   развития   его

способностей.

       Взаимоотношения отдельных  членов  в  группах  и  коллективах  очень

сложны и многообразны -- здесь и деловые отношения, и личные  (типа  симпатии

и антипатии, дружбы или вражды --  так  называемые  межличностные).  Личность

занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной  степенью

авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов.  Большое

значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень  его  притязаний

(т. е. то, на  какую  роль  претендует  личность  в  группе,  коллективе  на

основании самооценки). В случаях расхождения самооценки и оценки со  стороны

других  членов  группы,  коллектива  часто  возникает  конфликт.   Конфликты

возможны и в  случае,  если  уровень  притязаний  члена  группы,  коллектива

слишком высок и не соответствует его  объективному  положению  в  коллективе

(тогда этот член коллектива чувствует  себя  ущемленным,  считает,  что  его

Информация о работе Личность. Становление личности