Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:11, контрольная работа
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление.
В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………3
2. Индивидуальность, личность……………………………………………………..5
3. Проблемы свободы………………………………………………………………...8
4. Проблемы ответственности………………………………………………………10
5. М.Ф. Достоевский о свободе и ответственности………………………………..11
6. Заключение………………………………………………………………………...15
7. Список используемой литературы……………………………………………….16
На первый взгляд кажется, что все люди хотят друг другу добра, что общество дружелюбно и милосердно. Но стоит человеку совершить поступок, противоречащий тому, что от него ждут – и общество тут же «покажет зубы». Одни и те же поступки кому-то прощают, кому-то нет. В общем можно сказать, что личность нужна обществу в таком виде, в котором общество её ассоциативно рассматривает. Заметьте: часто люди с одинаковой внешностью имеют одинаковые черты характера. Так сказывается влияние общества на судьбу человека. Если человек попытается уйти со своей линии судьбы, – он будет получать от неё удары.
Нет, не звёзды определяют судьбу человека. Астрология и магия – только прикрытие для тех, кто знает и скрывает правду. Скрывают потому, что правда хранит в себе огромную опасность – манипулирование людьми, превращение их в средство к достижению цели.
И всё же, может ли человек изменить судьбу? Да, может. Но только в пределах, ограниченных его генетически заложенными возможностями и начальными условиями существования (так называемая «карма»).
Учитывая влияние общества, прежде всего необходимо изменить тот образ, который это общество воспринимает. Здесь появляется понятие «имидж», для создания и поддержания которого и идёт работа над собой. В этой области у человека огромная свобода выбора, и за каждую ошибку человек несёт перед собой большую ответственность, ибо цель велика, и цель эта – свобода…
А вот свободы
на всех и не хватит. И что же, снова
борьба и страх, боль и отчаяние?
Вот такой человек, страдающий и
отчаявшийся, и является моделью человека
в экзистенциализме – философском учении,
зародившемся в 19 веке.
Проблема
ответственности.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.
Со свободой связана и ответственность человека. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен - он не отвечает за свои действия.
Свобода человека сопряжена с ответственностью, т.к. любое действие человека, как правило, затрагивает интересы других людей. Проблема ответственности разработана в экзистенциализме. В этой философии воля человека свободна и так же свободно человек определяет свою сущность, судьбу и выбор - Человек ответственен за все происходящее в мире. Человек не имеет права уклоняться от личной ответственности за зло, которое совершается в этом мире.
Ответственность
предполагает наличие у человека
чувства долга и совести, умение
осуществить самоконтроль и самоуправление.
Сделанный человеком выбор
М.Ф.
Достоевский о свободе и
Огромное
место в истории русской и
мировой философской мысли
Достоевский — один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному, и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства.
Писатель, лауреат Нобелевской премии Генрих Бёлль говорил, что произведения Достоевского, прежде всего такие, как «Бесы» и «Идиот», сохраняли для него неизменную актуальность. «Бесы» — не только потому, что описание убийства Шатова он не мог забыть с 1938 г., когда читал роман, но и потому, что за пережитые с .тех пор 30 лет современной истории они успели стать столько же классической, сколько пророческой моделью слепого, абстрактного фанатизма политических групп и течений.
Философские взгляды Достоевского имеют небывалую нравственно-эстетическую глубину. Для Достоевского «истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и рта же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир». В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия. Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и, в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, |как воплощение, реализация идеи («идееносные герои» романов Достоевского). Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными со мнениями. В области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.
Достоевский ставит 3 вопроса: 1.Всегда ли воля хочет добра? 2.Всегда ли воля определяется разумным знанием? 3.Если воля не хочет добра, не предопределяется разумным знанием – свободна она или нет?
Причины:
Следовательно, человеческая воля не определяется разумным разумом.
3. Человек творит вредные дела, чтобы доказать свою свободу.
Законы:
Свободен ли человек вообще?
Детерминисты считали, что
Достоевский говорит, что хотя законы природы определяют человека, но оставляют простор для деятельности. Человек может отвергнуть свое собственное признание.
Человек познает сущность
Заключение.
Понятие
“личность” понимается, как неповторимая,
уникальная субъективность. Через присущую
ей свободу и возможность
Для
личности обладание свободой является
главным, непременным условием ее функционирования
и развития. С понятием свободы
связано понятие
Пограничные
ситуации ставят человека перед необходимостью
выбора. Сама ситуация выбора потрясает
душу человека своей неизбежностью,
ибо она ущемляет свободу. Неизбежность
выбора несет трагедию, психическое
переживание.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2005.
2. Максимов А.М.,
Природа человека и его
3. Лосский Н.О., Свобода воли. Избранное. - М., 2004.
4. Словарь философских терминов. - М., 2005.
5. Философия в вопросах
и ответах. - М., 2005.
Информация о работе Личность, проблемы свободы и ответственности