Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:17, реферат
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.
I. Введение. ……………………………………………………...2
II. Основная часть.
Личность, индивид, индивидуальность…………………4
Типы и виды личности…………………………………...7
3. Развитие личности……………………………………….10
4. Три этики ………………………………………………...12
4. Свобода и ответственность……………………………....14
5. Взаимодействие личности и общества………………….15
III. Заключение. ………………………………………………...17
IV. Список используемой литературы. ……………………...18
Развитие личности.
С момента своего появления
на свет ребёнок является человеком
и индивидом, но он ещё не является
личностью: для этого ему предстоит
пройти сложный процесс и
Личность-субъект
Интеллектуальная зрелость личности - это прежде всего её гражданская зрелость, т.е. это устойчивость убеждений, интересов и склонностей человека, связанных с судьбами других людей и общества. Установки, мнения, взгляды ближайшего социального окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму.
Эмоциональная зрелость личности отчетливее всего обнаруживается в реальном отношении индивида к действительности, в её способности к самоконтролю, в устойчивости чувств, способности успешно переносить неудачи и невзгоды.
Социальная зрелость предполагает доброжелательность по отношению к другим людям, выработку собственной линии поведения и в то же время способность жить и работать в коллективе.
Необходимый элемент становления личности - её нравственное созревание, формирование основных понятий, таких как: долг, ценности, правила, свобода, справедливость, уважение.
Чем ярче у человека выражены интеллектуально - нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Личность возвышается над своей природной основой и даже преодолевает её, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологической смерти.
"Важнейшим условием
адекватности функционирования
личности и сохранения вектора
её развития является её
Личность-это всегда процесс,
это постоянное становление. Личность,
застывшая в своём
Понятно, что общество не может безразлично относиться к развитию личности, и поэтому оно на каждой ступени своего собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяя значение тех или иных аспектов жизни и форсируя усвоение индивидами определенных ценностей. Оно также даёт знать, какие эмоции, в каких ситуациях ценятся или же одобряются, какие нормы и правила поведения оно поддерживает.
ТРИ ЭТИКИ.
Существует специальный
раздел философии этика, в рамках которой
проблема добра и зла рассматривается
в деталях. Этика на русский язык
переводится как обычай, характер.
Главными концепциями в современной этике являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей.
Основные идеи этики добродетели
разработал Аристотель. Под добродетелью
понимаются такие качества личности, реализуя
которые человек
осуществляет добро.
Имея добродетель,
порождая добро, считается, что человек
является
нравственным. Зло же связано со скудностью
добродетелей.
Согласно Аристотелю,
главные добродетели следующие: мудрость,
рассудительность, мужество и справедливость.
Знаменитый английский математик
и философ Б. Рассел предлагал свой
список добродетелей: оптимизм, храбрость
(умение отстаивать свои
убеждения), интеллигентность. Новейшие
авторы особенно часто указывают
такие добродетели, как разумность, толерантность
(терпимость к чужому
мнению), коммуникабельность, справедливость,
свободолюбие.
В противовес
этике добродетелей Кант развил этику
долга. Он считал, что
идеал добродетели, безусловно, может
вести к добру, но он также может
привести и к злу когда им распоряжается
тот, в чьих венах течет
холодная кровь злодея. Это происходит
потому, что в добродетелях добро
нашло свое частное и относительное, но
не полное выражение. Критериями
добра оказываются моральные законы, такие
как Не убей, Не солги, Не
используй человека как средство, Не укради.
Важнейшей гарантией от злого
поступка являются не добродетели, а имеющие
всеобщий, универсальный,
обязательный, формальный, априорный (опытное
знание, придающее
оформленный, всеобщий и необходимый характер)
и моральные максимы. [В.
А.Канке,с.227].
Была развита этика ценностей, согласно
которой существуют только
относительные ценности, относительное
добро. Наиболее значительными
разновидностями этики ценностей являются
английский утилитаризм и американский
прагматизм.
Английский утилитаризм был развит А. Смитом, И. Бентамом, Дж. С. Миллем. Латинский термин утилитас означает пользу, выгоду. В рамках утилитаризма важнейшим критерием добра оказывается достижение пользы в соответствии со знаменитой формулой Бентама: Наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Саму полезность Бентам понимал как наслаждение при отсутствии страданий.
В американском прагматизме (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюн и др.) моральное благо выступает как достижение успеха, которое увязывается с разрешением конкретной проблемной ситуацией, с соответствующими практическими методиками. Прагматисты более определенно, чем утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности человека.
Каждая из трех этик обладает
как недостатками, так и достоинствами.
Этика добродетелей концентрируется на
понимании морального облика
отдельной личности, этика долга ставит
на первое место моральные законы,
этика ценностей рассматривает бытие
человека в мире. Всё это очень
актуально. Поэтому основной задачей является
объединение сильных сторон
всех трех этик.
Современность с её кризисными
симптомами ставит перед этикой довольно
сложные задачи. С одной стороны, эти симптомы
явно свидетельствуют о потере решающего
звена, каковыми, по мысли знаменитого
гуманиста А. Швейцера, является этическое
начало. С другой стороны, знаменитые философы
немец М. Хайдеггер и француз Ж. Ф. Лиотар
склонны
противопоставить этике эстетическую
непосредственность. [В. А. Канке, с. 228]
Свобода и ответственность.
Если брать более высокий аспект проблемы, то свобода всегда связана с необходимостью и возможностью. Люди невольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения.
Свобода - атрибут личности. Но свобода без ответственности - это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным. И чем значительнее и выше личность, тем выше и ответственность её перед собой и перед людьми.
Свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, в Декларации Организации Объединённых Наций о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Относительный характер свободы находит своё отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы даёт человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами.
Ущемляя чужую свободу, человек сам рискует оказаться "в зоне дефицита свободы".
В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: "Обвиняемый виновен, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека".
Так что в обществе всегда надо согласовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества.
Взаимодействие личности и общества
Проблема личности и общества,
их взаимоотношения — актуальная
проблема коммунистического
Личность —
продукт и субъект общественно-исторического
развития. Общество не есть механическая
сумма индивидов, как представляли общество
народники и как утверждают сегодня идеологи
буржуазии. Марксизм показал, что люди
никогда не жили и не живут изолированно
друг от друга. В процессе производства
и потребления они всегда взаимосвязаны,
их деятельность взаимообусловливается,
именно в своем взаимодействии люди и
составляют органическое целое — общество.
С точки зрения экономической структуры общество, как его определил К. Маркс, есть совокупность отношений, вступая в которые люди производят. Отношения производства обуславливают в конечном счете и все другие отношения: классовые, национальные, семейные и т. д.
Марксизм показал, что эти общественные отношения формируют человека, его личность. Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших личность вне ее связи с обществом, К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Личность не есть что-то раз
навсегда данное, неизменное. Личность
— явление конкретно-
Взаимоотношения
общества и личности. Личность формируется
и может развиваться лишь в обществе, коллективе.
В свою очередь развитие личности оказывается
фактором, влияющим на развитие коллектива,
общества. Развитие личности и общества
в процессе их взаимодействия — общесоциологическая
закономерность, проявляющаяся в специфической
форме в различных общественно- экономических
формациях.
Взаимоотношения
общества и личности проявляются, прежде
всего, по линии соотношения их интересов
(экономических, социально-политических
и духовных) и по линии их взаимного влияния,
развития коллективизма, и самоутверждения,
индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений
опосредуются коллективом, в классовом
обществе — классом.
В первобытной общине низкий уровень развития
производительных сил порождал общую
собственность, коллективный труд, общий
интерес. Здесь имел место первобытный
коллективизм. Но первобытный человек
ни в своей деятельности, ни в своем сознании
еще не выделяет себя из коллектива. Личность
была, как бы растворена в нем.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проанализировав всё выше написанное, можно сделать вывод, что социальная сфера оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. И всё же понятия личность и общество всегда пересекаются, т.к. личность - это общественно развитый человек, между обществом и личностью существует неразрывная связь. Но немалая роль в становлении, формировании, реализации личности отводится и внутреннему, духовному миру человека.
Личность характеризуют,
прежде всего, поступки человека. И
если индивид действительно считает
себя личностью или стремится
быть ею, он должен быть ответственным,
и не только в своих мыслях, но
прежде всего в своих поступках.
Полная свобода, подобно абсолютной
истине, никогда не достигаются. Истина
вместе со свободой всегда находятся
в пути. Всякая личность должна сопоставлять
"свою свободу" с ответственность,
необходимость и
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Канке В.А. Философия.
- М, 2000.
2.Миронов
В. В. Философия. Учебник.-М.: "ПРОСПЕКТ",1998.-240
с.
3.Гуревич П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник.-М.: Олимп, ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.-528 с.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1996.
5.Социальная философия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко.-М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.-240с.
6.Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей вузов. 3-е изд.-Волгоград: Комитет по печати, 1996.-352с.
7.Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов.-М.: Политиздат,1988.-592 с.
8.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьев Г. С. и др. -М.: Политиздат, 1989.-639 с.
9.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Издательство "Питер", 1999.-720 с.: ил.
10.Словарь иностранных слов.-18-е изд.-М.: Рус. яз.,1989.-624 с.
11.Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов/ Под ред. С. Е. Пономарёвой-Издат-во "Феникс"., 1997.-448 с.
12.Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова.-6-е изд.-М.: "Политиздат"., 1991.-560 с.
13.Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994.-576 с.
14.Словарь-справочник "Человек и общество" - Ростов-на-Дону: Издат-во "Феникс", 1996.-544 с.