Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:39, курс лекций

Описание работы

Как взаимодействуют философия и глобальные проблемы современности.
К глобальным проблемам в первую очередь относятся: 1) проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле; 2) проблемы, вызванные экологическим кризисом; 3) демографические проблемы; проблемы человеческой духовности и бездуховности; 4) проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 62.90 Кб (Скачать)

СИТУАЦИЯ  №11

Что делает человека личностью? Назовите и  охарактеризуйте основные черты  личности.

Личность  – те черты характера человека, которые выделяют его среди черт характера других людей. Личность – сложное многогранное явление общественной жизни или совокупность социальных черт.

Личностью индивида делает деятельность (активность человека, направленная на преобразование окружающего мира). Человек начинает строить свою личность с момента рождения усваивая наиболее ценное и полезное из опыта человечества, а чаще всего из опыта того что ближнего окружения в котором он живет. Он формирует свое представление о мире, людях, о том по каким законам устроена жизнь, что ведет к успеху. Основные компоненты личности структуры личности: 1) картина мира 2) потребностно-материальная сфера. Основные черты личности: 1) это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. 2) включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им. 3) в входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

СИТУАЦИЯ  №12

Как вы полагаете, счастье – это подарок  судьбы или результат настойчивых  усилий? Аргументируйте свой ответ.

Счастье – это и подарок судьбы, и  результат настойчивых усилий.Счастье и Судьбатесно взаимосвязаныи дополняютдруг друга. Счастье также можно получить/заслужить за тяжёлый труд, важные, значимые поступки и т.д.

Самое большое  препятствие на путик счастью – это погоняза ним, страстное желание его достичь. Счастьене ищется,не требуется,не планируется,не завоевывается – оно ПРИХОДИТ САМО, когда сочтет тебя достойным. А еслиискатьего, то не понятно в какуюсторону податься.

Искать надоне счастье,а нечто совершенно другое – вещи, которые его призовут как особый дар и вознаграждение судьбы. Если уж искать, то искать то, чегоу тебяникто и никогда не отнимет, то, чего никто и никогдане сможет разрушить.Искать надо Смысл Жизни, свое Предназначениеи свойПуть (любимое делои вдохновенные,настоящиезадачи, которыепомогли быэто предназначениевыполнить), чистуюЛюбовьнастоящую, бескорыстнуюи учиться любить, а также придавать иной смысл каждому дню, мечтами стремлениям,  отношениюклюдям, природе и окр. миру, попытаться найти ответна вопрос«Для чегои длякогоя живу?»… Надо учиться, познавать и открывать красотумироздания, удивительные законы существования. Ищи самого себя, свою индивидуальность и силу своей харизмы – пытайся понять, кто ты на самомделе, во что веришь и на что действительно способен… Учись быть собой (вместо того чтобы терять себяи свои принципы при каждом удобном случае, вместо того чтобы сдаваться и опускать руки при каждом порыве ветра)…

Получается, какойты сам,такими будеттвое счастье.Какое счастьеты даришьдругим,таким будети твое собственное.В зависимостиот того,какие побуждения руководяттвоим сердцеми чем живет и наполняется твоя Душа, таким будет и твоесчастье.

СИТУАЦИЯ  №13

В каких отношениях находятся понятия «сознание»и «язык»?

Сознание неразрывно связано с  языком и возникает одновременно с ним. Между ними существуют определенные взаимоотношения. Связь сознания с  языком проявляется в том, что  язык выступает способом существования  сознания. Вместе с речью индивид  усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем  богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение  языка является показателем изменения  сознания. Можно выделить виды языка  естественный (слова) и искусственный (азбука Морзе), сенсорный (чувственный).

Осознание человеком собственного бытия, своих отношений к миру, к людям и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые условия и средства преодолеть ограничения своего психосоматического опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизненные, познавательные и коммуникативные потребности.Владея языком, человек удваивает свои возможности сознательного отношения к миру, раскрывая его средствами чувственного и языкового опыта. Язык оказывается в роли универсального посредника в отношениях сознания и бытия. Сознание человека может иметь дело с самим языком точно так же, как и предполагать существование внешнего мира. Через язык сознание связывается с культурой, а культура влияет на сознание через язык.

Язык – средствовыражения мысли, сознания. Он явл. неотъемлемой частьюсознания – одно без другого существовать не может. В противном случае социальное существование человечества невозможно.

 

 

СИТУАЦИЯ  №14

Назовите  и охарактеризуйте основные положения  философской психологии З. Фрейда. Какую  роль играет бессознательное в жизни человека по З. Фрейда?

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невролог. Психоанализ-наука о бессознательном. Он доказал, что бессознательное сильнее сознания, на примере, разработав 2 схемы психики: 1. Топографическая(сознание- небольшой кабинет, бессознательное- огромная прихожая, между которыми стоит страж- самоконтроль. Иногда страж уходит или засыпает, тогда часть ненужных посетителей врывается в кабинет и человек совершает ошибки, но затем они изгоняются в прихожую, просушившемся стражем). 2.Динамическая (3 слоя: ОНО-бессознательное, Я- сознание, СВЕРХ-Я- запреты социальные, моральные, родительские.Я- это всадник, ОНО- лошадь. Следовательно, Я вынужден скакать с лошадью, куда она его повезет). В начале ХХ века разрабатывает психологическую теорию, в основе которой лежит- либидо- сексуальное импульс или половой инстинкт, который может быть реализован трояко: 1) Через эротическое действие; 2) Вытеснено в бессознательное, но обязательно вернется в виде эротического сна; 3) Вытеснено в бессознательное и подавлено СВЕРХ-Я. Систематическое повторение- природа сексуального маньяка. Через некоторое время Фрейд отказывается от этой теории из-за возрастных ограничений (дети, старики). Разрабатывает вторую психологическую систему, в основе которой эрос- инстинкт жизни; тонатос - инстинкт смерти. Находясь между жизнью и смертью бессознательное получает мощнейшую энергию. Таким образом, энергия бессознательного- необходимо важная энергия, но только в рамках сознания человека.

СИТУАЦИЯ  №15

Как вы полагаете, почему важно учитывать  психическое здоровье личности при  современном уровне развития общества?

В конце XX - начале XXI века проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных  социо-экологических условиях, выступает на первый план. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации, до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Исследование процессов социализации человека в тоталитарных обществах, показало, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказываться отчасти своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины. Выделяются целые комплексы социально-одобряемого и социально-неодобряемого поведения.Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. Именно поэтому очень важно учитывать психическое здоровье личности.

 

 

СИТУАЦИЯ  №16

Что такое «архетип» по К. Юнгу? В чем  отличие человека архетипного от человека эротического?

«Архетип», по Юнгу, - это система установок и реакций на мир древних людей тех времен, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам (жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, люди должны вживаться в этот мир). Коллективное бессознательное - совокупность архетипов (древних типов понимания и объяснения мира). К.Г. Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское. По К. Юнгу 3 слоя: ОНО-бессознательное, Я- сознание, СВЕРХ-Я- запреты социальные, моральные, родительские. Я- это всадник, ОНО- лошадь. Следовательно, Я вынужден скакать с лошадью, куда она его повезет. Юнг выделил в нем помимо "личностного бессознательного" как отражения в психике индивидуального опыта еще и более глубокий слой - "коллективное бессознательное", которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют, по нему, общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, - это прежде всего существо архетипное.

СИТУАЦИЯ  №17

Что такое мышление? Почему именно мышление, его формы, принципы и категории  имеют прямую связь с социальной жизнью людей? Как вы полагаете, правы  ли философы, утверждающие, что мышление и его формы обусловлены развитием  труда? Обоснуйте свой ответ.

Мышление - это познавательная деятельность человека. Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной.

Мышление  человека - не чисто природное его  свойство, а выработанная в ходе истории функция социального  субъекта, общества в процессе своей  предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне  связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней  обусловливают в конечном итоге  способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических "фигур" и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением  и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состояния и т.п.).

 

СИТУАЦИЯ  №18

Почему  именно в 16 – 18 вв. наука становится важнейшим фактором жизни? Охарактеризуйте  философский смысл открытий Галилея  и Ньютона.

В конце 16 - начале 17 в. происходит развитие новых капиталистических  отношений (которые шли на смену  феодальным) в ряде стран Европы. Если в феодальном обществе формирующиеся  в виде "зачатков" научные знания были "смиренной служанкой церкви" и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то буржуазии нужна была "полнокровная наука", т.е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

Именно от Галилея берет свое начало физика как наука. Галилею физика обязана двумя принципами механики, сыгравшими большую роль в развитии не только механики, но и физики в целом. Это известный галилеевский принцип относительности для прямолинейного и равномерного движения и принцип постоянства ускорения силы тяжести. Исходя из галилеевского принципа относительности Исаак Ньютон пришел к понятию инерциальной системы отсчета.

Философское значение законов механики, открытых Галилеем, было громадным. Понятие закономерности, естественной необходимости родилось, можно сказать, вместе с возникновением философии. Но эти первоначальные понятия  были не свободны от значительных элементов  мифологии, что послужило одним  из гносеологических оснований их дальнейшего  толкования в идеалистическом духе. Открытие же законов механики Галилеем, давшим строго математическую трактовку  понятия этих законов и освободившими понимание их от элементов антропоморфизма, ставило это понимание на физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание.

Ньютон же создал основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел, сформулировал  три ее основных закона, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании  корпускулярных и волновых представлений  о природе света.

СИТУАЦИЯ  №19

Что символизирует афоризм Дж. Локка: «Сознание человека –это голая доска на которой жизнь рисует свои узоры».

Сознание— состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Человек от рождения не обладает никакими знаниями (его  сознание — "чистая доска"), и только опыт, состоящий в первую очередь  из ощущений, наполняет сознание содержанием. При этом опыт распадается на внешний, основывающийся на чувствах, и внутренний, рефлексию, опирающуюся на осмысление своих собственных действий и состояний. Объектом первого является внешний мир, второго — деятельность самой души. Опыт является источником всех идей, которые могут быть простыми и сложными. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием они должны быть переработаны деятельностью рассудка, после чего простые идеи преобразуются в сложные. Вот и получается, что все переживания человека, нарастают в жизни, человек сам думает о проблемах, переживает, они в его сознании иногда всю жизнь. На протяжение всей жизни наше сознание наполняется информацией с малых лет.

 

СИТУАЦИЯ  №20

Охарактеризуйте современные концепции происхожденияи эволюции Вселенной.

Процесс эволюции Вселенной происходит очень  медленно. Ведь Вселенная во много  раз старше астрономии и вообще человеческой культуры. Зарождение и эволюция жизни на земле  является лишь ничтожным звеном в  эволюции Вселенной. И всё же исследования, проведенные в наше время, приоткрыли занавес, закрывающий от нас далекое  прошлое. В настоящее время существует множество различных концепций  происхождения Вселенной. Основные из них: 1) Основная  теория о происхождении Вселенной является теория «Большого взрыва». В 1915 и 1916 годах Эйнштейн опубликовал уравнения общей теории относительности, согласно этих уравнений Вселенная не является статичной, а расширяется с одновременным торможением. Единственное физическое явление, которое ведёт себя подобным образом это взрыв, которому учёные дали название «Большой взрыв». Астрономы употребляют этот термин в двух взаимосвязанных значениях: с одной стороны этим термином называют само событие, ознаменовавшее зарождение Вселенной; с другой - весь сценарий ее развития с последующим расширением и остыванием. «Начало»  Вселенной. Основная идея концепции Большого взрыва состоит в том, что Вселенная на ранних стадиях возникновения имела неустойчивое вакуумоподобное состояние с большой плотностью энергии, возникшей из квантового излучения, т.е. из ничего. Когда же вакуум по какой-то причине в некоторой исходной точке вышел из состояния равновесия, то виртуальные частицы стали схватывать энергию без отдачи и превращаться в реальные. Когда же возбужденный вакуум разрушился, высвободилась гигантская энергия излучения, а суперсила сжала частицы в сверхплотную материю. Начинается стремительное расширение Вселенной, возникают время и пространство. Инфляционный  период - после начала расширения Вселенной, за которые ее размеры увеличились в раз. К концу фазы инфляции Вселенная была пустой и холодной, но когда инфляция иссякла, Вселенная стала чрезвычайно «горячей». Ранний  этап эволюции Вселенной. Эволюция Вселенной происходило поэтапно, и сопровождалась, с одной стороны, дифференциацией, а с другой – усложнением ее структур. Этапы различаются характеристиками взаимодействия элементарных частиц и называются эрами.2) Креационизм – возникновение в результате уникального акта творения. Согласно этой концепции, наша Вселенная, планета и само человечество являются результатом творческой деятельности Бога или Творца. 3) Занесение жизни на Землю из космоса – космическая теория.

Информация о работе Лекции по "Философии"