Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:39, курс лекций
Как взаимодействуют философия и глобальные проблемы современности.
К глобальным проблемам в первую очередь относятся: 1) проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле; 2) проблемы, вызванные экологическим кризисом; 3) демографические проблемы; проблемы человеческой духовности и бездуховности; 4) проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва
СИТУАЦИЯ №11
Что делает человека личностью? Назовите и охарактеризуйте основные черты личности.
Личность – те черты характера человека, которые выделяют его среди черт характера других людей. Личность – сложное многогранное явление общественной жизни или совокупность социальных черт.
Личностью индивида делает деятельность (активность человека, направленная на преобразование окружающего мира). Человек начинает строить свою личность с момента рождения усваивая наиболее ценное и полезное из опыта человечества, а чаще всего из опыта того что ближнего окружения в котором он живет. Он формирует свое представление о мире, людях, о том по каким законам устроена жизнь, что ведет к успеху. Основные компоненты личности структуры личности: 1) картина мира 2) потребностно-материальная сфера. Основные черты личности: 1) это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. 2) включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им. 3) в входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.
СИТУАЦИЯ №12
Как вы полагаете, счастье – это подарок судьбы или результат настойчивых усилий? Аргументируйте свой ответ.
Счастье
– это и подарок судьбы, и
результат настойчивых усилий.С
Самое большое препятствие на путик счастью – это погоняза ним, страстное желание его достичь. Счастьене ищется,не требуется,не планируется,не завоевывается – оно ПРИХОДИТ САМО, когда сочтет тебя достойным. А еслиискатьего, то не понятно в какуюсторону податься.
Искать надоне счастье,а нечто совершенно другое – вещи, которые его призовут как особый дар и вознаграждение судьбы. Если уж искать, то искать то, чегоу тебяникто и никогда не отнимет, то, чего никто и никогдане сможет разрушить.Искать надо Смысл Жизни, свое Предназначениеи свойПуть (любимое делои вдохновенные,настоящиезадачи, которыепомогли быэто предназначениевыполнить), чистуюЛюбовьнастоящую, бескорыстнуюи учиться любить, а также придавать иной смысл каждому дню, мечтами стремлениям, отношениюклюдям, природе и окр. миру, попытаться найти ответна вопрос«Для чегои длякогоя живу?»… Надо учиться, познавать и открывать красотумироздания, удивительные законы существования. Ищи самого себя, свою индивидуальность и силу своей харизмы – пытайся понять, кто ты на самомделе, во что веришь и на что действительно способен… Учись быть собой (вместо того чтобы терять себяи свои принципы при каждом удобном случае, вместо того чтобы сдаваться и опускать руки при каждом порыве ветра)…
Получается, какойты сам,такими будеттвое счастье.Какое счастьеты даришьдругим,таким будети твое собственное.В зависимостиот того,какие побуждения руководяттвоим сердцеми чем живет и наполняется твоя Душа, таким будет и твоесчастье.
СИТУАЦИЯ №13
В каких отношениях находятся понятия «сознание»и «язык»?
Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Между ними существуют определенные взаимоотношения. Связь сознания с языком проявляется в том, что язык выступает способом существования сознания. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Можно выделить виды языка естественный (слова) и искусственный (азбука Морзе), сенсорный (чувственный).
Осознание человеком собственного бытия, своих отношений к миру, к людям и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые условия и средства преодолеть ограничения своего психосоматического опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизненные, познавательные и коммуникативные потребности.Владея языком, человек удваивает свои возможности сознательного отношения к миру, раскрывая его средствами чувственного и языкового опыта. Язык оказывается в роли универсального посредника в отношениях сознания и бытия. Сознание человека может иметь дело с самим языком точно так же, как и предполагать существование внешнего мира. Через язык сознание связывается с культурой, а культура влияет на сознание через язык.
Язык – средствовыражения
СИТУАЦИЯ №14
Назовите и охарактеризуйте основные положения философской психологии З. Фрейда. Какую роль играет бессознательное в жизни человека по З. Фрейда?
Зигмунд Фрейд - австрийский психолог,
СИТУАЦИЯ №15
Как вы полагаете, почему важно учитывать психическое здоровье личности при современном уровне развития общества?
В конце XX - начале XXI века проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации, до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Исследование процессов социализации человека в тоталитарных обществах, показало, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказываться отчасти своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины. Выделяются целые комплексы социально-одобряемого и социально-неодобряемого поведения.Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. Именно поэтому очень важно учитывать психическое здоровье личности.
СИТУАЦИЯ №16
Что такое «архетип» по К. Юнгу? В чем отличие человека архетипного от человека эротического?
«Архетип», по Юнгу, - это система установок и реакций на мир древних людей тех времен, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам (жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, люди должны вживаться в этот мир). Коллективное бессознательное - совокупность архетипов (древних типов понимания и объяснения мира). К.Г. Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское. По К. Юнгу 3 слоя: ОНО-бессознательное, Я- сознание, СВЕРХ-Я- запреты социальные, моральные, родительские. Я- это всадник, ОНО- лошадь. Следовательно, Я вынужден скакать с лошадью, куда она его повезет. Юнг выделил в нем помимо "личностного бессознательного" как отражения в психике индивидуального опыта еще и более глубокий слой - "коллективное бессознательное", которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют, по нему, общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, - это прежде всего существо архетипное.
СИТУАЦИЯ №17
Что
такое мышление? Почему именно мышление,
его формы, принципы и категории
имеют прямую связь с социальной
жизнью людей? Как вы полагаете, правы
ли философы, утверждающие, что мышление
и его формы обусловлены
Мышление - это познавательная
Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обусловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических "фигур" и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состояния и т.п.).
СИТУАЦИЯ №18
Почему именно в 16 – 18 вв. наука становится важнейшим фактором жизни? Охарактеризуйте философский смысл открытий Галилея и Ньютона.
В конце 16 - начале 17 в. происходит развитие новых капиталистических отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде "зачатков" научные знания были "смиренной служанкой церкви" и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то буржуазии нужна была "полнокровная наука", т.е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.
Именно от Галилея берет свое начало физика как наука. Галилею физика обязана двумя принципами механики, сыгравшими большую роль в развитии не только механики, но и физики в целом. Это известный галилеевский принцип относительности для прямолинейного и равномерного движения и принцип постоянства ускорения силы тяжести. Исходя из галилеевского принципа относительности Исаак Ньютон пришел к понятию инерциальной системы отсчета.
Философское значение законов механики, открытых Галилеем, было громадным. Понятие закономерности, естественной необходимости родилось, можно сказать, вместе с возникновением философии. Но эти первоначальные понятия были не свободны от значительных элементов мифологии, что послужило одним из гносеологических оснований их дальнейшего толкования в идеалистическом духе. Открытие же законов механики Галилеем, давшим строго математическую трактовку понятия этих законов и освободившими понимание их от элементов антропоморфизма, ставило это понимание на физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание.
Ньютон же создал основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел, сформулировал три ее основных закона, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света.
СИТУАЦИЯ №19
Что символизирует афоризм Дж. Локка: «Сознание человека –это голая доска на которой жизнь рисует свои узоры».
Сознание— состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Человек от рождения не обладает никакими знаниями (его сознание — "чистая доска"), и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет сознание содержанием. При этом опыт распадается на внешний, основывающийся на чувствах, и внутренний, рефлексию, опирающуюся на осмысление своих собственных действий и состояний. Объектом первого является внешний мир, второго — деятельность самой души. Опыт является источником всех идей, которые могут быть простыми и сложными. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием они должны быть переработаны деятельностью рассудка, после чего простые идеи преобразуются в сложные. Вот и получается, что все переживания человека, нарастают в жизни, человек сам думает о проблемах, переживает, они в его сознании иногда всю жизнь. На протяжение всей жизни наше сознание наполняется информацией с малых лет.
СИТУАЦИЯ №20
Охарактеризуйте
современные концепции
Процесс эволюции Вселенной происходит очень медленно. Ведь Вселенная во много раз старше астрономии и вообще человеческой культуры. Зарождение и эволюция жизни на земле является лишь ничтожным звеном в эволюции Вселенной. И всё же исследования, проведенные в наше время, приоткрыли занавес, закрывающий от нас далекое прошлое. В настоящее время существует множество различных концепций происхождения Вселенной. Основные из них: 1) Основная теория о происхождении Вселенной является теория «Большого взрыва». В 1915 и 1916 годах Эйнштейн опубликовал уравнения общей теории относительности, согласно этих уравнений Вселенная не является статичной, а расширяется с одновременным торможением. Единственное физическое явление, которое ведёт себя подобным образом это взрыв, которому учёные дали название «Большой взрыв». Астрономы употребляют этот термин в двух взаимосвязанных значениях: с одной стороны этим термином называют само событие, ознаменовавшее зарождение Вселенной; с другой - весь сценарий ее развития с последующим расширением и остыванием. «Начало» Вселенной. Основная идея концепции Большого взрыва состоит в том, что Вселенная на ранних стадиях возникновения имела неустойчивое вакуумоподобное состояние с большой плотностью энергии, возникшей из квантового излучения, т.е. из ничего. Когда же вакуум по какой-то причине в некоторой исходной точке вышел из состояния равновесия, то виртуальные частицы стали схватывать энергию без отдачи и превращаться в реальные. Когда же возбужденный вакуум разрушился, высвободилась гигантская энергия излучения, а суперсила сжала частицы в сверхплотную материю. Начинается стремительное расширение Вселенной, возникают время и пространство. Инфляционный период - после начала расширения Вселенной, за которые ее размеры увеличились в раз. К концу фазы инфляции Вселенная была пустой и холодной, но когда инфляция иссякла, Вселенная стала чрезвычайно «горячей». Ранний этап эволюции Вселенной. Эволюция Вселенной происходило поэтапно, и сопровождалась, с одной стороны, дифференциацией, а с другой – усложнением ее структур. Этапы различаются характеристиками взаимодействия элементарных частиц и называются эрами.2) Креационизм – возникновение в результате уникального акта творения. Согласно этой концепции, наша Вселенная, планета и само человечество являются результатом творческой деятельности Бога или Творца. 3) Занесение жизни на Землю из космоса – космическая теория.