Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:57, реферат

Описание работы

Культура (от латинского cultura) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 32.62 Кб (Скачать)

Личность является первичным агентом социального взаимодействия и отношений. Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. 

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». 

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. 

Человек – явление  сложное, поэтому его исследование – задача целого комплекса наук. Специфика философии: человек рассматривается  как целостность.  

Личность – выражение  общественных отношений и функций  человека как субъекта деятельности, познания и совершенствования мира. Она формируется в процессе деятельности и общения. В труде же не только создаются материальные и духовные блага, но и объективируются важнейшие  потребности личности и прежде всего  потребность ее саморазвития, самореализации, самоутверждения.

Саморазвитие  личности – это развитие преимущественно самой личностью трудовых, мировоззренческих, физических, нравственных, эстетических качеств.

Самореализация  – реализация творческих возможностей личности собственными усилиями, реализация личностью смысла своего бытия.

Самоутверждение – утверждение себя как личности в мире. Есть разные пути, но максимальная полнота личностной самореализации, самоутверждения и гармонии может быть обеспечена прежде всего в творческом отношении к труду.

1.2

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни  и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и  обязанности, приобретенные им, не говорят  о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым  аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления  и творческого освоения человеком  правил и норм поведения, диктуемых  ему обществом.

В современных условиях процесс социализации предъявляет  новые требования к духовному  облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что  кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения  могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный  процесс, что он в многократной степени  может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются  объективные перемены, а также  изменения в сознании и поведении  людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и  поведении людей.

И, наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии.

2.

Социально-психологические  явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.  

Социальная среда  – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе  их развития. Социальная среда зависит  от типа общественных экономических  формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых  различий определенных слоев, от бытовых  и профессиональных отличий.  

Для социально-психологического анализа личности следует четко  разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".  

Наиболее общим  является понятие "человек" –  биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.  

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством  и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей  роли социального фактора.  

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в  порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом  мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического  опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).  

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует  их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые  преломляются внешние воздействия  общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект  деятельности, общения, сознания, самосознания.  

Личность есть понятие  социальное, она выражает все, что  есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. 
 

4.Историческая  необходимость и  свобода личностей. 

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

философская и конституционно-правовая категория, означающая возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности. Поведения в условиях данного государства и общества.

Свобода личности. - это установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в ее жизнь. Таким образом, каждое сообщество, членом которого является индивид, вправе оказывать на него влияние, но до определенных границ. Конституционное право обеспечивает создание условий защиты личности от произвола не только государства и его должностных лиц, но и тех негосударственных объединений, к которым может принадлежать индивид.

Свобода личности является предпосылкой многих основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на защиту персональных данных.

Историческая  Необходимость

- закон, диктующий ход, направление значимого исторического процесса. Историческая необходимость формируется не вне истории, ее источник в человеке, в человеческой деятельности. Историческая необходимость, следуя инерции истории, осваивая накопленное многочисленными поколениями богатство культуры. Однако в истории нет абсолютной необходимости. Человек отвечает на вызов истории, на угрозу гибели общества и цивилизации либо антимедиацией, т. е. возрастом к инверсии, закреплением циклов, либо медиацией, т. е. стремление выйти за рамки ранее сложившегося уровня необходимости, ее углубить, овладеть эволюцией истории. Неспособность человека углубить Историческую необходимость в кризисной ситуации может привести к гибели общества, человечества. Человек отвечает на вызов истории ростом исторического творчества, способностью формировать социальные изменения.

Информация о работе Культура и цивилизация