Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:57, реферат

Описание работы

Культура (от латинского cultura) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 32.62 Кб (Скачать)

Культура и цивилизация

  1. Понятие культуры. Культура общества. Культура личности.

Культура (от латинского cultura)  - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г.  Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.  

Культура  общества - сложное, многообразное и постоянно изменяющееся явление. Оно живет по своим внутренним законам и одновременно постоянно испытывает многие внешние влияния.   

 Лексикографический  анализ  культуры определенного общества не может быть  проведен на основе только родного местного языка. Нет ни одного общества,  кроме отдельных народов-изолянтов, которые не пользовались бы в разных сферах общения разными языками.    

 Единицей  культуры  общества  как целого является народ как совокупность  людей. Само понятие культуры общества должно быть деффиренцированно: в масштабах государства и его граждан, в масштабе наций внутри государства, в масштабах территорий, которыми занимается краеведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Составные  элементы и структура  культуры.

Культура имеет  сложную структуру 

1. Ценность - это результат оценивания субъектом сравнительных качеств нескольких объектов, с точки зрения своих или принимаемых как свои общественных интересов. Оценивание происходит по двум основным шкалам: потребительной стоимости (что полезнее?) и меновой стоимости (что дороже, на что можно выменять больше других вещей?). В самих вещах нет никакой ценности. Она возникает лишь как результат оценки, то есть соприкосновения действующего индивида, группы, организации с объектом. Так, нефть имеет ценность лишь для людей, научившихся делать из нее керосин или бензин. Ценности располагаются на шкале, с помощью которой люди оценивают, сравнивают действия, вещи, других людей и себя. Ценности выступают важными регуляторами поведения людей во всех сферах, в том числе и в потреблении

2. Нормы - это правила, образцы поведения, навязываемого культурой. Нормы многослойны. Идеалы - это нормы, которые восхищают, манят, но не достижимы. Идеалы задают направление действий, но не предполагают, что люди должны достигать целей. Схожую роль играют стороны света: идти на север - еще не значит добираться до Северного полюса. Образцы - это рекомендуемые модели поведения, которые труднодостижимы, но при должном старании, характере и способностях реальны. Если человек не достигнет уровня образца, его никто не осудит.

Нормы проявляются  в разных формах:

(а) Право - это нормы поведения, закрепляемые законом. Обычно закон ограничивается описанием модели недопустимого поведения, которое в данном случае называется либо преступлением, либо правонарушением.

(б) Мораль - это свод норм поведения, регулирующих наиболее важные принципы поведения людей. Нарушение моральных норм называют аморальным поведением, нарушителей - аморальными людьми. Главными санкциями против нарушителей являются общее осуждение, изоляция. 

 (в) Обычаи - это нормы повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению. Главным признаком обычая является его преемственность.

(г) Религия - это совокупность норм  предписанными богами. Аргументом в пользу религиозных норм обычно являются ссылки на священные книги (Коран, Библию и т.д.). Религиозные нормы часто включают регулирование потребления пищи (перечень запретных продуктов, пост и т.п.), использование одежды.

(д) Мода - отличается своим непостоянством; источником ее является референтная (эталонная) группа.

3. Язык - это средство общения с помощью символов, понимаемых всеми принадлежащими к данной культуре людьми. Язык культуры не ограничивается обычным языком, опирающимся на звуки, он включает язык жестов, специальных сигналов, в качестве языка могут выступать и различные элементы потребления (например, стиль одежды). Элементами языка выступают знаки, символы, правила их соединения. Язык действует в пределах только данной культуры или субкультуры, вне ее он не поддается или плохо поддается пониманию.

4. Санкции - это реакция носителей данной культуры на степень соблюдения культурных норм. Санкции бывают позитивными (орден, премия, звание, народное признание, популярность, восхищение, одобрение и т.д.) и негативными (смертная казнь, лишение свободы, штраф, изоляция от окружающих, насмешки и т.д.).  
 
 
 

3.Цивилизация как внеинформационное явление. Особенности современной цивилизации. 

История общества —  развитие человеческой цивилизации, проходившей  определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов  и лежащее в основе выделения  основных исторических этапов развития общества. Цивилизация - способ или  технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая  производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация - обобщающая характеристика содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов  способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основа единства - технологический  способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества. Цивилизация постоянно развивается. Качество цивилизации определяется положением человека в обществе, его социальным и духовным благополучием, способностью социальной системы к прогрессу. Кризис цивилизации наступает в тех случаях, когда то или иное общество не в состоянии дать ответ на вопросы, которые возникают в процессе исторического развития. 

Типы цивилизаций: космогенная, техногенная или индустриальная и формирующаяся в настоящее время информационная цивилизация.

Космогенная цивилизация основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил.

Техногенная цивилизации: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение  ее в непосредственную производительную силу, наёмный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. Источником прогресса становятся не внешние  условия жизнедеятельности человека, а он сам.

4.Взаимодействие  культур. 

Отношения и связи, которые складываются между, по меньшей мере двумя культурами, а также те влияния и взаимные изменения, которые появляются в ходе этих отношений и выступают следствием интеграционных тенденций. В настоящее время это основной принцип функционирования культур. На процессы В. к. существенное воздействие оказывают процессы глобализации. Решающее значение в процессах В. к. приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той или иной культуры, порождение новых форм культурной активности и духовных ориентиров, а также трансформация образа жизни людей под влиянием импульсов. 
 

5. Культура и цивилизация.  Кризис цивилизации. 

Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования.  Под культурой стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово «культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский. «Цивилизация» восходит к латинскому civis (гражданин), что характеризует принадлежность к гражданской (городской) жизни. Понятие «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, понятие «цивилизация» определяет социальное бытие самой культуры. 

Кризис цивилизации - невозможность ее дальнейшего развития в прежних социокультурных формах, исчерпанность последних для дальнейшего социального прогресса. 

Преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной  степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее  расточительному способу воспроизводства  самого общества. 

Семинарное задание №2 

3.Типология личностей. 

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных  личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося  от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего  мира, мировоззрению, системе ценностей. Из краткого обзора классификаций темперамента и характера, при выделении типов  личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности  телесной конституции, свойства нервной  системы, акцентуации и т.д.

Одна из попыток  была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. 

Представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность. 

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. 

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации. 

Классификация Эдуарда  Шпрангера.

В ней выделяются шесть  типов личности.

Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытииистины.

Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».

Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.

1.1

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. Поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя. 

Индивид - употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. 

Информация о работе Культура и цивилизация