Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:57, реферат
Культура (от латинского cultura) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
Культура и цивилизация
Культура (от латинского
cultura) - возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание. Понятие культура
существует практически во всех языках
и употребляется в самых разных ситуациях,
часто в различных контекстах. Понятие
культуры чрезвычайно широко, поскольку
в нем отражается сложное, многогранное
явление человеческой истории. Известные
американские культурологи, ученые Гарвардского
университета, Альфред Кребер и Клайд
Клакхон насчитали почти 170 определений
культуры, извлеченных из работ западноевропейских
и американских исследователей, опубликованных
с 1871 по 1950 г. Понятие культуры обозначает
универсальное отношение человека к миру,
через которое человек создает мир и самого
себя. Каждая культура — это неповторимая
Вселенная, созданная определенным отношением
человека к миру и к самому себе. Иными
словами, изучая различные культуры, мы
изучаем не просто книги, соборы или археологические
находки, — мы открываем для себя иные
человеческие миры, в которых люди и жили,
и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура
есть способ творческой самореализации
человека. Поэтому постижение иных культур
обогащает нас не только новым знанием,
но и новым творческим опытом.
Культура общества - сложное, многообразное и постоянно изменяющееся явление. Оно живет по своим внутренним законам и одновременно постоянно испытывает многие внешние влияния.
Лексикографический анализ культуры определенного общества не может быть проведен на основе только родного местного языка. Нет ни одного общества, кроме отдельных народов-изолянтов, которые не пользовались бы в разных сферах общения разными языками.
Единицей культуры
общества как целого является народ как
совокупность людей. Само понятие культуры
общества должно быть деффиренцированно:
в масштабах государства и его граждан,
в масштабе наций внутри государства,
в масштабах территорий, которыми занимается
краеведение.
2.Составные элементы и структура культуры.
Культура имеет сложную структуру
1. Ценность - это результат оценивания субъектом сравнительных качеств нескольких объектов, с точки зрения своих или принимаемых как свои общественных интересов. Оценивание происходит по двум основным шкалам: потребительной стоимости (что полезнее?) и меновой стоимости (что дороже, на что можно выменять больше других вещей?). В самих вещах нет никакой ценности. Она возникает лишь как результат оценки, то есть соприкосновения действующего индивида, группы, организации с объектом. Так, нефть имеет ценность лишь для людей, научившихся делать из нее керосин или бензин. Ценности располагаются на шкале, с помощью которой люди оценивают, сравнивают действия, вещи, других людей и себя. Ценности выступают важными регуляторами поведения людей во всех сферах, в том числе и в потреблении
2. Нормы - это правила, образцы поведения, навязываемого культурой. Нормы многослойны. Идеалы - это нормы, которые восхищают, манят, но не достижимы. Идеалы задают направление действий, но не предполагают, что люди должны достигать целей. Схожую роль играют стороны света: идти на север - еще не значит добираться до Северного полюса. Образцы - это рекомендуемые модели поведения, которые труднодостижимы, но при должном старании, характере и способностях реальны. Если человек не достигнет уровня образца, его никто не осудит.
Нормы проявляются в разных формах:
(а) Право - это нормы поведения, закрепляемые законом. Обычно закон ограничивается описанием модели недопустимого поведения, которое в данном случае называется либо преступлением, либо правонарушением.
(б) Мораль - это свод норм поведения, регулирующих наиболее важные принципы поведения людей. Нарушение моральных норм называют аморальным поведением, нарушителей - аморальными людьми. Главными санкциями против нарушителей являются общее осуждение, изоляция.
(в) Обычаи - это нормы повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению. Главным признаком обычая является его преемственность.
(г) Религия - это совокупность норм предписанными богами. Аргументом в пользу религиозных норм обычно являются ссылки на священные книги (Коран, Библию и т.д.). Религиозные нормы часто включают регулирование потребления пищи (перечень запретных продуктов, пост и т.п.), использование одежды.
(д) Мода - отличается своим непостоянством; источником ее является референтная (эталонная) группа.
3. Язык - это средство общения с помощью символов, понимаемых всеми принадлежащими к данной культуре людьми. Язык культуры не ограничивается обычным языком, опирающимся на звуки, он включает язык жестов, специальных сигналов, в качестве языка могут выступать и различные элементы потребления (например, стиль одежды). Элементами языка выступают знаки, символы, правила их соединения. Язык действует в пределах только данной культуры или субкультуры, вне ее он не поддается или плохо поддается пониманию.
4. Санкции - это
реакция носителей данной культуры на
степень соблюдения культурных норм. Санкции
бывают позитивными (орден, премия, звание,
народное признание, популярность, восхищение,
одобрение и т.д.) и негативными (смертная
казнь, лишение свободы, штраф, изоляция
от окружающих, насмешки и т.д.).
3.Цивилизация
как внеинформационное
явление. Особенности
современной цивилизации.
История общества — развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе выделения основных исторических этапов развития общества. Цивилизация - способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация - обобщающая характеристика содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основа единства - технологический способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества. Цивилизация постоянно развивается. Качество цивилизации определяется положением человека в обществе, его социальным и духовным благополучием, способностью социальной системы к прогрессу. Кризис цивилизации наступает в тех случаях, когда то или иное общество не в состоянии дать ответ на вопросы, которые возникают в процессе исторического развития.
Типы цивилизаций: космогенная, техногенная или индустриальная и формирующаяся в настоящее время информационная цивилизация.
Космогенная цивилизация основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил.
Техногенная цивилизации:
машинная техника, широкое развитие
науки и постепенное
4.Взаимодействие
культур.
Отношения и связи, которые
складываются между, по меньшей мере двумя
культурами, а также те влияния и взаимные
изменения, которые появляются в ходе
этих отношений и выступают следствием
интеграционных тенденций. В настоящее
время это основной принцип функционирования
культур. На процессы В.
к. существенное воздействие оказывают
процессы глобализации. Решающее значение
в процессах В. к. приобретает изменение
состояний, качеств, областей деятельности,
ценностей той или иной культуры, порождение
новых форм культурной активности и духовных
ориентиров, а также трансформация образа
жизни людей под влиянием импульсов.
5.
Культура и цивилизация.
Кризис цивилизации.
Понятия «культура»
и «цивилизация» относятся к одним из
самых многозначных, имеющих разнообразные
толкования. Под культурой стали понимать
просвещенность, воспитанность, образованность
человека, и в этом значении слово «культура»
вошло почти во все европейские языки,
в том числе и в русский. «Цивилизация»
восходит к латинскому civis (гражданин),
что характеризует принадлежность к гражданской
(городской) жизни. Понятие «цивилизация»
и «культура» отличаются сложностью и
многозначностью. Культура характеризует
человека, меру его развития, способы самовыражения
в различных видах деятельности, понятие
«цивилизация» определяет социальное
бытие самой культуры.
Кризис цивилизации
- невозможность ее дальнейшего развития
в прежних социокультурных формах,
исчерпанность последних для дальнейшего
социального прогресса.
Преодоление кризисного
состояния, затронувшего в различной
степени и многообразных формах
все страны и регионы мирового
сообщества, может быть обеспечено
лишь на путях перехода к новому,
более высокому, эффективному и менее
расточительному способу
Семинарное задание
№2
3.Типология личностей.
Типология личности -
фундаментальная проблема психологического
познания. Вопросы типологии не ограничиваются
общими принципами группировки отдельных
личностных свойств и подструктур,
но предполагают рассмотрение личности
как цельного субъекта, отличающегося
от других субъектов не только по темпераменту
и характерологическим
Одна из попыток
была осуществлена Иваном Петровичем Павловым,
который, наряду с описанием четырех типов
темперамента, выделил три «сугубо человеческих
типа» высшей нервной деятельности: мыслительный,
художественный, средний.
Представители мыслительного
типа, характеризующегося преобладанием
активности второй сигнальной системы
левого полушария головного мозга, весьма
рассудительны, склонны к детальному анализу
жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому
мышлению. Их чувства отличаются умеренностью,
сдержанностью и обычно выражаются вовне,
лишь пройдя через «фильтр разума». Люди
этого типа, как правило, интересуются
математикой, философией, их увлекает
научная деятельность.
У людей художественного
типа преобладает активность первой
сигнальной системы правого полушария
головного мозга и наблюдается развитое
образное мышление, на которое накладывают
отпечаток высокая эмоциональность, яркость
воображения, непосредственность и живость
восприятия действительности. Их интересуют,
прежде всего, искусство, поэзия, музыка,
театр, они успешно реализуют себя в писательском
и художественном творчестве.
Большинство людей (до
80%) относятся к «золотой середине», среднему
типу. В их характере незначительно
преобладает рациональное или эмоциональное
начало, и это зависит, главным образом,
от воспитания и жизненных обстоятельств.
Проявляться указанные типологические
особенности начинают к 12-16 годам: одни
подростки большую часть времени отдают
литературе, музыке, искусству, другие
- шахматам, физике, математике, поэтому
подростковый возраст вполне благоприятен
для предварительной профориентации.
Классификация Эдуарда Шпрангера.
В ней выделяются шесть типов личности.
Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытииистины.
Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,
Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.
Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.
Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».
Религиозная. Люди
этого типа, главным образом, заинтересованы
в понимании мира как единого
целого, управляемого высшими силами,
Богом, абсолютом или первопринципом.
1.
1.1
Человек - живое
существо, обладающее даром мышления и
речи, способностью создавать орудия,
и пользоваться ими в процессе общественного
труда. Поведение животного полностью
определяется инстинктами, поведение
человека непосредственно определяется
мышлением, чувствами, волей, степенью
познания законов природы, общества, самого
себя.
Индивид - употребляется
для обозначения всякого отдельно взятого
представителя человеческого рода, единичного
представителя какого-то целого. В основе
понятия индивида лежит факт неделимости,
целостности субъекта и наличия свойственных
ему особенностей.