Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:33, реферат
описываются понятия культура и цивилизация, их различия
Введение………………………………………………………………..3
1.Культура как предмет философского анализа……………………..4
2.Культура и человек…………………………………………………..6
3.Общество и культура………………………………………………...9
4.Понятие цивилизации………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………..17
Культура неразрывно связана с обществом, где она существует. Поскольку каждое общество разделяется на социальные слои, культура также может делиться на разные уровни. Кроме этого, в мире присутствуют не только культуры отдельных обществ, но и общечеловеческие, непреходящие ценности, сохраняемые на протяжении тысячелетий в неизменном виде. Они выделяют, прежде всего, человека как разумное существо, способное мыслить, творить и сохранять культуру предыдущих поколений. Культуры отдельных групп, как правило, с учетом общечеловеческих ценностей, направлены на удовлетворение своих социальных потребностей. Культура в обществе может иметь разную направленность.
Отношения между
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии. Социологи выделяют более 60 культурных универсалии. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, обычай дарить подарки, гостеприимство, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и т.д. Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и пр. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируются в результате уникального развития событий.
Почему существуют культурные универсалии?
Некоторые антропологи считают, что они
формируются на основе биологических
факторов. К ним относятся наличие двух
полов; беспомощность младенцев; потребность
в пище и тепле; возрастные различия между
людьми; усвоение разных навыков. В связи
с этим возникают проблемы, которые надо
решать на основе данной культуры. Определенные
ценности и образы мышления также являются
универсальными. В каждом обществе запрещено
убийство и осуждается ложь, ни в одном
из них не одобряется страдание. Все культуры
должны способствовать удовлетворению
определенных физиологических, социальных
и психологических потребностей, хотя
возможны разные варианты.
4. Понятие цивилизации
Понятие «цивилизация» появилось в середине VXIII в. в русле теории прогресса. Французские философы – просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. под «цивилизацией» понимался капитализм в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Н. Данилевский отрицал существование «человечества» как целого, как «единой цивилизации», признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные «культурно- исторические типы», народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованию. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно – исторических типов, среди которых наиболее перспективным Данилевским был назван противостоящий культурам Запада «славянский тип», полнее всего выраженный в русском народе.
Немецкий философ культуры О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» (1918 – 1922) сформулировал теорию культурно – исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров. По Шпенглеру, цивилизации везде обладают одними и теми же признаками: они есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевляющей его культуры, возврат в «небытие» культуры, этнический хаос, не порождающий более культурной индивидуальности.
А. Дж. Тойнби рассматривал
Польский философ Ф. Конечны считал, что цивилизация – это социальная целостность, внутренняя жизнь которой определяется двумя фундаментальными категориями – блага (морали) и истины, а внешняя – здоровья и благополучия. Кроме того, жизнь цивилизации основывается на категории красоты. Конфигурация этих категорий обусловливает своеобразие цивилизаций и их множественность.
Во второй половине XX в. на Западе оформилась особая отрасль знания- “civilisational studies” («исследования цивилизаций»), в рамках которой сложилось несколько направлений. Одно из них основывается на представлении о цивилизациях как локально – исторических образованиях, сущность которых сводится к специфике социокультурного кода. Сторонники этого направления считают, что не стоит преувеличивать значимость унификации мира на базе западной экономической системы, ибо эта унификация не затронула главного – духовного кода жизнедеятельности людей.
Другим направлением является новая, не культурологически – редукционистическая интерпретация понятия «цивилизация». В рамках новой версии цивилизационного подхода современный мир рассматривается как многозначность цивилизаций, но сами они при этом становятся возможными лишь как «встреча цивилизаций», как их диалог на базе всеобщих символических форм. Подобная коммуникационно – герменевтическая трактовка цивилизаций намечает преодоление атомистского к ним подхода, при котором они представляются в виде дискретных социокультурных единиц. Новое в такой трактовке понятия «цивилизация» состоит в том, что одновременно реализуются и цивилизационный, и мироцелостный подходы, признается социокультурная специфика цивилизаций и сохраняется экуменистское видение мира, устанавливается взаимосвязь цивилизаций с глобализмом через посредство универсально – символических форм.
Можно выделить три подхода в интерпретации понятия «цивилизация»: локально – исторический, историко – стадиальный и всемирно – исторический.
Среди сторонников локально – исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время. В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев выделяют различные типы цивилизаций. В большинстве случаев применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации.
«Аграрная цивилизация» - это общество
с примитивным
«Индустриальная цивилизация» - общество,
которое характеризуется
«Постиндустриальная
Представители всемирно –
Отличительной особенностью
Кризис замысла общества
В завершение следует отметить,
что становление глобальной
Заключение
Цивилизация общества
В современном обществе