Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:33, реферат
описываются понятия культура и цивилизация, их различия
Введение………………………………………………………………..3
1.Культура как предмет философского анализа……………………..4
2.Культура и человек…………………………………………………..6
3.Общество и культура………………………………………………...9
4.Понятие цивилизации………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………..17
Введение…………………………………………………………
1.Культура
как предмет философского
2.Культура
и человек…………………………………………………..
3.Общество
и культура………………………………………………..
4.Понятие
цивилизации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………..17
Понятие «культура» неизменно находится в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение…), не существует единого определения того, что можно назвать культурой. Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения ее членов. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Как
философская категория «
Культура (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование) – в первоначальном понимании – обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесных, духовных и личностных склонностей и способностей человека: соответственно существуют культура тела, культура души и духовная культура личности.
В широком смысле это понятие означает совокупность проявлений социальной жизни в отличие от проявления жизни в биологическом ее понимании. Поэтому культура – это способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. При всем разнообразии определений культуры можно выделить то, что объединяет большинство из них: понимание культуры как системы внебиологических механизмов (норм, приемов и тому подобное), которые программируют и регулируют деятельность людей в любой ее форме.
Явления культуры изучает множество конкретных наук и каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Западные исследователи насчитывают в мировой литературе не менее трехсот определений культуры. Причина в том, что существует очень много мировоззренческих позиций (и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения), с которых рассматривается культура.
Однако культура представляет интерес для философии не в своих частных проявлениях, не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом, человеком, а как всеобщая характеристика мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. Для философа способность мира как бы «изучать» из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры. С точки зрения философии, культура есть весь мир, в котором человек находит себя. Культура, вместе с тем, отдельно от человека существовать не может, поскольку она теряет свою ценность и лишается возможности развития; а человек, создавая культурные ценности, сам формирует у себя новые, более возвышенные идеалы. Тем самым происходит развитие культуры и человеческого общества, повышение его духовности и укрепление нравственных ценностей.
Культура, как и всякий процесс, происходящий в человеческом обществе, может существовать только в непрерывном развитии, которое обусловливается наличием двух полярных сторон: традиционной и творческой. Традиционная сторона заключается в уже накопленных предыдущими поколениями человечества и устоявшихся правилах, канонах, духовных ценностях, которые лежат в основе культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры, которая является необходимым условием для ее развития.
Человек, используя уже
Субъект культуры – человек, который сохраняет, творит и распространяет культурные ценности. Творчество как созидательный процесс возможно только в культуре, которая представляет собой традицию и новацию, повторение старого «на новой основе» и разрушение отжившего.
Культура, в широком понимании слова, характеризует собой уровень развития общества, его гуманности, формирования человека как общественного существа. Накопленные обществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, созданные человеком, в отличие от природных вещей и явлений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт, духовные и материальные ценности предыдущих поколений, способен развивать себя и свою культуру лучше, и укреплять тем самым стабильность общества, повышая его культуру. Общество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное, регрессирующее существование. Накопленные ценности способствуют более глубокому и широкому проникаю культуры в общество, ее распространению и твердому закреплению в сознании человека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое главное и обращать в свое внутреннее сознание.
При
этом следует различать материальную
и духовную культуру, не противопоставляя
их друг другу. Это разделение кажется
очевидным, но вместе с тем и то
и другое является культурой, несущей
в себе материальное и духовное в их единстве.
В материальной культуре заключено формирующее
ее духовное начало, поскольку она всегда
есть воплощение идей, знаний, целей человека,
что только и делает ее культурой; продукты
же духовной культуры всегда облечены
в материальную форму, ибо только таким
образом они могут быть объективированы
и могут стать фактом общественной жизни.
Следовательно, есть основания говорить
о культуре как таковой, независимо от
ее деления на материальную и духовную.
2. Культура и человек
Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен – политика, экономика, религия, наука, искусство и т.д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Соответственно, существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая т.д.), отражающих многообразие форм деятельности человека. Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя – человека.
Особое место в мире культуры занимают ее морально – этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах – в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т.д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. При этом практика этих связей осмысливается как добро, благородство, справедливость.
Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное – все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический вкус присущи каждому человеку, хотя степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных людей различна. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы цементируют общественный организм в единое целое.
Культурные нормы – это
Творчество, изменение являются
другой стороной развития
Различное соотношение
Развитие культуры – противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное – две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно - технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Однако он имеет изъяны. Цель технологической цивилизации состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Ей присущи представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Экологический кризис ставит границы существующему типу экономического развития, вызывая необходимость новых отношений с природой и между людьми.
Культурное бытие человека
3. Общество и культура
Культура как специфическое формообразование имеет свои определенные взаимоотношения с обществом, которые обусловлены, прежде всего, преемственностью культуры. Ее смысл заключается не только в накоплении культурных, материальных и духовных ценностей, но и в их использовании, дополнении, а также влиянии на культуру настоящего времени и на будущее.
Активное влияние культуры