Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:33, реферат

Описание работы

описываются понятия культура и цивилизация, их различия

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1.Культура как предмет философского анализа……………………..4

2.Культура и человек…………………………………………………..6

3.Общество и культура………………………………………………...9

4.Понятие цивилизации………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Культура и цивилизация.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1.Культура  как предмет философского анализа……………………..4

2.Культура  и человек…………………………………………………..6

3.Общество  и культура………………………………………………...9

4.Понятие  цивилизации………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………16

Список  использованной литературы………………………………..17 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Понятие «культура» неизменно находится  в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение…), не существует единого определения того, что можно назвать культурой. Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения ее членов. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

     Как философская категория «культура» относится к таким научным  абстракциям, которые по Марксу, «имеют силу для всех эпох». И так как культура позволяет проникнуть в сущность исторического процесса, раскрыть специфику общественного развития по отношению ко всей объективной реальности, то она является всеобщей социально - философской категорией, заключающей в себе весьма важную характеристику целостной исторической реальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Культура  как предмет философского анализа

     Культура (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование) – в первоначальном понимании – обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесных, духовных и личностных склонностей и способностей человека: соответственно существуют культура тела, культура души и духовная культура личности.

     В широком смысле это понятие означает совокупность проявлений социальной жизни в отличие от проявления жизни в биологическом ее понимании. Поэтому культура – это способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. При всем разнообразии определений культуры можно выделить то, что объединяет большинство из них: понимание культуры как системы внебиологических механизмов (норм, приемов и тому подобное), которые программируют и регулируют деятельность людей в любой ее форме.

     Явления культуры изучает множество конкретных наук и каждая из них создает определенное представление о культуре как  предмете своего исследования. Западные исследователи насчитывают в мировой литературе не менее трехсот определений культуры. Причина в том, что существует очень много мировоззренческих позиций (и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения), с которых рассматривается культура.

         Однако культура представляет  интерес для философии не в  своих частных проявлениях, не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом, человеком, а как всеобщая характеристика мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. Для философа способность мира как бы «изучать» из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры. С точки зрения философии, культура есть весь мир, в котором человек находит себя. Культура, вместе с тем, отдельно от человека существовать не может, поскольку она теряет свою ценность и лишается возможности развития; а человек, создавая культурные ценности, сам формирует у себя новые, более возвышенные идеалы. Тем самым происходит развитие культуры и человеческого общества, повышение его духовности и укрепление нравственных ценностей.

         Культура, как и всякий процесс,  происходящий в человеческом  обществе, может существовать только в непрерывном развитии, которое обусловливается наличием двух полярных сторон: традиционной и творческой. Традиционная сторона заключается в уже накопленных предыдущими поколениями человечества и устоявшихся правилах, канонах, духовных ценностях, которые лежат в основе культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры, которая является необходимым условием для ее развития.

         Человек, используя уже накопленные  культурные ценности, может анализировать их, выделять существенные стороны и, обобщая полученные знания и опыт, может создавать новые ценности, заключающие в себе старые и наполненные новым содержанием. На основе этого процесса человек не только развивает культуру, но вместе с культурой и сам развивается, проводя через свое сознание духовные ценности предыдущих поколений. Можно видеть, что в столкновении традиций и творчества происходит рождение новых черт культуры, а накопление достаточно больших изменений приводит к появлению новой культуры и нового идеала человека.

     Субъект культуры – человек, который сохраняет, творит и распространяет культурные ценности. Творчество как созидательный процесс возможно только в культуре, которая представляет собой традицию и новацию, повторение старого «на новой основе» и разрушение отжившего.

     Культура, в широком понимании слова, характеризует  собой уровень развития общества, его гуманности, формирования человека как общественного существа. Накопленные обществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, созданные человеком, в отличие от природных вещей и явлений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт,  духовные и материальные ценности предыдущих поколений, способен развивать себя и свою культуру лучше, и укреплять тем самым стабильность общества, повышая его культуру. Общество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное, регрессирующее существование. Накопленные ценности способствуют более глубокому и широкому проникаю культуры в общество, ее распространению и твердому закреплению в сознании человека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое главное и обращать в свое внутреннее сознание.

     При этом следует различать материальную и духовную культуру, не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется  очевидным, но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и могут стать фактом общественной жизни. Следовательно, есть основания говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную. 

2. Культура  и человек

         Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен – политика, экономика, религия, наука, искусство и т.д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Соответственно, существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая т.д.), отражающих многообразие форм деятельности человека. Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя – человека.

         Особое место в мире культуры занимают ее морально – этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах – в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т.д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что  имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. При этом практика этих связей осмысливается как добро, благородство, справедливость.

         Сфера эстетического отношения  к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное – все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический вкус присущи каждому человеку, хотя степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных людей различна. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы цементируют общественный организм в единое целое.

         Культурные нормы – это определенные  образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы их восприятия складывались тысячелетиями, передаваясь из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

         Творчество, изменение являются  другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры. Человек выступает субъектом творческой деятельности в культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры: созидание культурных ценностей должно носить общезначимый характер. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

         Различное соотношение традиций  и обновления творчества в  культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. У первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде, изменения вносятся бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип запрета на плагиат, и повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового. Современное общество пронизано гонкой за новизной, что дает значительный эффект, существенно поднимая уровень жизни.

         Развитие культуры – противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное – две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно - технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Однако он имеет изъяны. Цель технологической цивилизации состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Ей присущи представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Экологический кризис ставит границы существующему типу экономического развития, вызывая необходимость новых отношений с природой и между людьми.

         Культурное бытие человека неотделимо  от конкретного природного и  общественного бытия, совпадает с развертыванием самого исторического процесса. Чем шире, богаче, разностороннее связи человека с окружающим миром и другими людьми, тем большими возможностями он располагает в развитии своей личности, тем более универсальной предстает сфера его культурной жизни. Ведь культура есть главный показатель не какого – то особого, а именно общественного развития человека, а следовательно, и развития всей совокупности его социальных связей.  

3. Общество  и культура

         Культура как специфическое формообразование имеет свои определенные взаимоотношения с обществом, которые обусловлены, прежде всего, преемственностью культуры. Ее смысл заключается не только в накоплении культурных, материальных и духовных ценностей, но и в их использовании, дополнении, а также влиянии на культуру настоящего времени  и на будущее.

         Активное влияние культуры прошлого  на ее дальнейшее развитие показывает важность изучения закономерностей прогресса и развития культуры. Нарушение преемственности поколений катастрофически отразится на дальнейшем существовании данного общества. В широком смысле культура есть совокупность проявления социальной жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Влияние культуры как способа социальной жизни на общество состоит прежде всего в том, что она объединяет все виды человеческой деятельности. Это позволяет говорить об огромной важности культуры, как главного элемента прогресса и развития общества. В результате можно сделать вывод об участии культуры в историческом процессе как неотъемлемого звена истории.

Информация о работе Культура и цивилизация