Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:11, реферат
В первой половине XIX в., на рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
2.2 Герцен А. И.
Александр
Иванович Герцен (1812–1870), как и большинство
российских западников-радикалов, прошел
в своем духовном развитии через
период глубокого увлечения
Эти
идеи получили развитие в основном
философском сочинении Герцена
– Письмах об изучении природы (1845–1846).
Высоко оценивая диалектический метод
Гегеля, он в то же время критиковал
философский идеализм и утверждал,
что “логическое развитие идет теми
же фазами, как развитие природы
и истории; оно... повторяет движение
земной планеты”. В этой работе Герцен
вполне в духе гегельянства обосновывал
последовательный историоцентризм (“ни
человечества, ни природы нельзя понять
помимо исторического бытия”), а в понимании
смысла истории придерживался принципов
исторического детерминизма. Однако в
дальнейшем его оптимистическая вера
в неизбежность и разумность природного
и социального прогресса оказалась существенным
образом поколебленной.
2.3 Кавелин К. Д.
По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Западниками были известные профессора Московского университета: историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы М. Н. Катков и К. Д. Кавелин, филолог Ф. И. Буслаев, а также видные писатели — И. И. Панаев, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, позднее — Н. А. Некрасов.
Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885) — один из основателей (совместно с С. М. Соловьевым и Б. Н. Чичериным) так называемой государственнической школы в истолковании истории России. Согласно его представлениям, основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и «постепенное изменение» общественных форм — от родовых отношений к семейным, которые, в свою очередь, уступили высшей форме общественных отношений — государству. Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации.
В
этом смысле реформы Петра I двинули
Россию по пути европейского развития
в сторону свободы и управления с помощью
«современных актов и законов». Оправдание
эпохи петровских реформ — в ее целях,
поскольку средства дала, навязала ей
сама старая Русь. В отличие от славянофилов
Кавелин считал, что наряду с общинным
индивидуальное начало все-таки присутствовало
и до Петра и привело к постепенному созданию
у нас общественности и юридической гражданственности,
хотя и в неразвитой форме «умственной,
нравственной и гражданской культуры».
2.4 Грановский Т.Н.
С
более радикальных философско-
Об интересе знаменитого профессора всеобщей истории в Московском университете к отечественной истории свидетельствует его публичная полемика с литературными распространителями доктрины «официальной народности» (Погодиным, Шевыревым) и славянофилами, а также его критика некоторых упрощенных западнических воззрений на прошлое России.
Так,
в речи Грановского перед студентами 1845
г. в связи с началом курса по истории средневековья
содержится прямое указание на основных
идейных оппонентов: «И вам, и мне предстоит
благородное и, надеюсь, долгое служение
России — России, идущей вперед и с равным
презрением внимающей клеветам иноземцев,
которые видят в нас только легкомысленных
подражателей западным формам, без всякого
собственного содержания, и старческим
жалобам людей, без всякого собственного
содержания, которые любят не живую Русь,
а ветхий призрак».
2.5 Белинский В. Г.
Западник-радикал
Виссарион Григорьевич
2.6 Бакунин М.А.
Михаил
Александрович Бакунин (1814–1875) был
одним из наиболее ярких представителей
российских западников-радикалов. Его
философское образование (под влиянием
Н.В.Станкевича) начиналось с усвоения
идей Канта, Фихте и Гегеля. Определенное
воздействие на молодого Бакунина оказали
сочинения европейских мистиков (в частности,
Сен-Мартена). Но наиболее значительную
роль в его духовной эволюции сыграло
гегельянство. В опубликованной в 1842 в
Германии статье Реакция в Германии Бакунин
писал о гегелевской диалектике абсолютного
духа как о процессе революционного разрушения
и творчества. Впрочем, уже в этот период
его отношение к философии становится
все более критическим. “Долой, – заявлял
Бакунин, – логическое и теоретическое
фантазирование о конечном и бесконечном;
такие вещи можно схватить только живым
делом”. Таким “живым делом” для него
стала революционная деятельность. Исключительный
по своему напряжению пафос революционного
утопизма пронизывает все последующее
творчество Бакунина. “Радость разрушения
есть в то же время творческая радость”,
– утверждал он. И это одно из многих его
утверждений подобного рода. “Светлое
будущее”, ради которого Бакунин-революционер
был готов жертвовать своей и чужой жизнью,
предстает в его описании в виде некой
грандиозной утопии, не лишенной религиозных
черт: “Мы накануне великого всемирного
исторического переворота... он будет носить
не политический, а принципиальный, религиозный
характер...”. В 1873 в работе Государственность
и анархия русский революционер пишет
о гегельянстве как о “веренице сомнамбулических
представлений и опытов”. В своей радикальной
критике всяческой метафизики поздний
Бакунин не ограничивался неприятием
философского идеализма. В метафизичности
он упрекал Л.Фейербаха, философов-позитивистов
и даже таких материалистов, как Бюхнер
и Маркс.
Заключение
Так как западники были воспитанниками Московского университета, теоретической основой взглядов и тех и других была немецкая классическая философия. И так же как и других волновали судьбы России, пути ее развития, хотя они понимали их по-разному.
Герцен писал впоследствии об известной условности деления на славянофилов и западников по той простой причине, что все они были патриотами своего народа и отечества - "Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно".
Их объединяло, по крайней мере в начальный период, решительное осуждение крепостного рабства и административно-судебного произвола, а также боязнь того, что если перемены не придут сверху, то переворот явится снизу. В этом отношении они близки в своих представлениях с декабристами и народниками.
После
реформ 60-х гг. острота разногласий
между славянофилами и западниками
утратила свое былое значение.
Информация о работе Кто в русской философии считается представителем западничества и почему