Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:11, реферат
В первой половине XIX в., на рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
В первой половине XIX в., на рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
Вопрос
политического опыта в России
обсуждался не в первые. Он ставился и
истолковывалась разработчиками темы
Москва — третий Рим, затем Аввакумом,
патриархом Никоном, Ю. Крижаничем, а в
начале века также Карамзиным, декабристами,
представителями просвещенной бюрократии.
В этом же плане воспринималась формула
режима правления при Николае I, выдвинутая
министром просвещения С. С. Уваровым в
виде триады «православие, самодержавие,
народность». Самодержавие объявлялось
главным устоем, обеспечивающим мощь и
величие России; православие считалось
соответственно основой духовной жизни;
народность истолковывалась как проявление
многовековой традиции патриархального
единения народа со своим царем. Эта официальная
теория усердно насаждалась в школах,
университетах, в канцеляриях, в церкви
и армии
Как было отмечено, западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Оно было представлено двумя столицами — Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился (в спорах со славянофилами) в 1841—1842 гг., в Петербурге же находились немногие представители западничества, и какого-либо сложившегося кружка его единомышленников не существовало.
Своего
рода предшественниками
Российское
западничество 19 в. никогда не было
однородным идейным течением. Среди
общественных и культурных деятелей,
считавших, что единственный приемлемый
и возможный для России вариант
развития – это путь западноевропейской
цивилизации, были люди самых разных
убеждений: либералы, радикалы, консерваторы.
На протяжении жизни взгляды многих
из них существенно менялись. Так,
ведущие славянофилы И.В.
Первоначальной
организационной базой
Современники трактовали западничество очень широко, относя к ним вообще всех, кто противостоял в идейных спорах славянофилам. В западники наряду с лицами, придерживавшимися весьма умеренных взглядов, такими, как П. А. Анненков, В. П. Боткин, Н. X. Кетчер, В. Ф. Корш, зачислялись также и те, кто придерживался радикальных воззрений, — В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Впрочем, Белинский и Герцен в своих спорах со славянофилами сами называли себя "западниками".
Формированию
западничества и
В
практической плоскости основное расхождение
между западниками и
К общим чертам идеологии западников следует отнести:
- Неприятие феодально-крепостнических порядков в экономике, политике и культуре.
- Требование социально-экономических реформ по западному образцу: «западники... были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н.О. Лосский).
- Подозрительное отношение к революционным методам разрешения социальных противоречий: представители западничества считали возможным установить буржуазно-демократический строй мирным путем - посредством просвещения и пропаганды сформировать общественное мнение и вынудить монархию на буржуазные реформы.
- Высокая оценка преобразований Петра I. Деятельность Петра I они рассматривали как первую фазу обновления страны; вторая, по их мнению, должна начаться с проведения реформ, которые явятся альтернативой пути революционных потрясений. Профессора истории и права (например, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) большое значение придавали роли государственной власти и стали основоположниками так называемой "государственной школы" в русской историографии. Здесь они основывались на схеме Гегеля, считавшего государство творцом развития человеческого общества.
- Преимущественно светский характер философии.
- В отличие от славянофилов они отрицали самодержавную власть монархию и выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением власти монарха, с гарантиями свободы слова, печати, неприкосновенности личности, с введением гласного суда. В этом плане их привлекал парламентарный строй Англии и Франции, вплоть до идеализации его некоторыми западниками;
- Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократической системе николаевского царствования, противоположность славянофилам, западники решающее значение отводили разуму. Они выступали за самоценность человеческой личности как носителя разума, противопоставляли свою идею свободной личности славянофильской идее корпоративности.
Мировоззрение западников сформировалось в полемике со славянофилами приблизительно в начале 40-х. Западники выступали за преодоление социальной и экономической отсталости России не на базе развития самобытных элементов культуры (как предлагали славянофилы), а за счет опыта ушедшей вперед Европы. Они акцентировали внимание не на различиях России и Запада, а на общем в их исторической и культурной судьбе; они старались создать философию истории, «определить роль русского народа среди других культурных народов... стремились приобщить его к общему прогрессу, полагая, что достичь культурных целей можно только одним путем, освещенным наукой и разумом» (Э.Л. Радлов). В середине 40-х гг. в среде западников произошел принципиальный раскол - после диспута Герцена с Грановским западничество разделилось на либеральное (Анненков, Грановский, Кавелин и др.) и революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский). Разногласия касались отношения к религии и вопроса о методах реформ и постреформенного развития России. Эти разногласия были перенесены и в сферу эстетики и философии. На философские изыскания западничества оказали влияние: на ранних этапах - Шиллер, Гегель, Шеллинг; позже под влиянием Фейербаха, Конта и Сен-Симона многие западники отошли от немецкого идеализма к позитивизму и антропологизму. По мнению Зеньковского, философия западников опирается на эстетический гуманизм (вне церковной идеи) как принцип русского секуляризма и на социально-политический радикализм как следствие обостренного чувства ответственности за историю.
Э.Л. Радлов полагает, что западники внесли оригинальные решения в философию истории и эстетику, но в гносеологии ограничились лишь заимствованием позитивистских схем. Любая общая характеристика философии западничества обедняет действительность, т.к. многие западники эволюционировали в своем творчестве от одних установок к другим (например, Герцен или Белинский). К середине 60-х 19 в. в России установился четкий внутриполитический курс капиталистического характера, и западники, особенно его либеральное крыло, сходит на нет; революционно-демократическое крыло послужило базой для идеологии разночинцев.
Свои
идеи западники пропагандировали с
университетских кафедр, в статьях,
печатавшихся в "Московском наблюдателе",
"Московских ведомостях", "Отечественных
записках", позже в "Русском вестнике"
и "Атенее". Большой общественный
резонанс имели читаемые Т. Н. Грановским
в 1843—1851 гг. циклы публичных лекций по
западноевропейской истории, в которых
он доказывал общность закономерностей
исторического процесса России и западноевропейских
стран. По словам Герцена, Грановский "историей
делал пропаганду". Западники широко
использовали московские салоны (Елагиных,
Свербеевых, Чаадаева и др.), где они "сражались"
со славянофилами и куда съезжалась просвещенная
элита московского общества, "чтоб посмотреть,
кто из матадоров кого отделает и как отделают
его самого". Разгорались жаркие споры.
Особенно изощрялся в полемическом задоре
и остроумии Герцен. Выступления заранее
готовились, писались статьи и трактаты.
Это была отдушина в мертвящей обстановке
николаевской России. III отделение было
хорошо осведомлено о содержании этих
споров через своих агентов, аккуратно
посещавших салоны.
2.1 Чаадаев П. Я.
П.Я.Чаадаев
(1794–1856), несомненно, считал себя христианским
мыслителем. Столь характерная для русской
мысли обращенность к теме истории обретает
в его творчестве новые черты. Чаадаев
утверждал в своих сочинениях культурно-историческую
роль христианства. Он писал, что историческая
сторона христианства заключает в себе
всю “философию христианства”. В “историческом
христианстве” находит, по Чаадаеву, выражение
сама суть религии, которая является не
только “нравственной системой”, но действующей
универсально божественной силой. Можно
сказать, что для Чаадаева культурно-исторический
процесс имел сакральный характер. Остро
чувствуя и переживая священный смысл
истории, Чаадаев основывал свою историософию
на концепции провиденциализма. Для него
несомненно существование божественной
воли, ведущей человечество к его “конечным
целям”. В своих работах он постоянно
подчеркивал мистический характер действия
“божественной воли”, писал о “Тайне
Промысла”, о “таинственном единстве”
христианства в истории и т.д. Тем не менее
рационалистический элемент присутствует
в его мировоззрении и играет достаточно
существенную роль, соседствуя с мистицизмом.
Апология исторической Церкви и Промысла
Божия оказывается средством, открывающим
путь к признанию исключительной, едва
ли не абсолютной ценности культурно-исторического
опыта человечества. “Конечно, не все
в европейских странах, – писал Чаадаев,
– проникнуто разумом, добродетелью, религией,
далеко нет, – но все в них таинственно
повинуется той силе, которая властно
царит там уже столько веков”. Западный
путь, при всем его несовершенстве, есть
исполнение сакрального смысла истории.
Информация о работе Кто в русской философии считается представителем западничества и почему