Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа
Карл Поппер (1902-1994) был одним из самых влиятельных философов XX века. Австриец по рождению, Поппер внес большой вклад в исследования философии науки. Критика тоталитаризма Поппером основывается на проведенной им дихотомии между закрытым обществом и открытым. Для Поппера закрытое общество - это общество, в котором социальные традиции жёстко заданны и не поддаются критике.
Введение………………………………………………………………..3
1.Краткая биография Карла Поппера…………..…………….…...4
2. Критика и взгляды К. Поппера в своей работе «Открытое общество и его враги»……………………………………………………...5
2.1 Политические взгляды Поппера………………………………………...5
2.2 Разоблачение тоталитаризма…………………………...…………9
2.3 Закрытое общество………………………......................................13
2.4 Открытое общество……………………………………………….14
2.5 Государство…………………………...………………………...…15
Заключение…...………………………………………………....….…23
Список использованных источников ………………………..…....24
Он убеждён,
что свободный рынок является
одним из важнейших признаков
открытого общества, ибо только он
способен удовлетворить потребности
потребителя, а такова единственная
рациональная цель всякой экономической
системы. Но свободный рынок обладает
и рядом существенных недостатков. Он
ведёт к монополиям, ограничивающим свободу,
а также к бедности и к злоупотреблениям
экономической властью. Демократическое
правительство обязано вмешиваться в
экономическую жизнь, чтобы предотвращать
отрицательные последствия свободного
рынка и оберегать граждан от экономического
принуждения.
“Мы должны, — пишет Поппер, — сконструировать
опирающийся на мощь государства социальный
институт защиты экономики слабых от экономики
сильных. Государство должно заботиться
о том, чтобы никому не приходилось вступать
в несправедливые отношения из страха
голодной смерти или экономического краха.
Это, конечно, означает, что принцип государственного
невмешательства в экономику…. должен
быть отброшен. Если мы хотим защитить
свободу, то должны потребовать, чтобы
политика неограниченной экономической
свободы была заменена плановым вмешательством
государства в экономику... Именно это
и произошло в действительности. Экономическая
система, описанная и подвергнутая критике
Марксом, прекратила своё существование”.
Итак, консерватор и либерал второй половины
XX в. Карл Поппер выступает за государственный
интервенционизм: “Нельзя допускать,
чтобы экономическая власть доминировала
над политической властью. Если же так
происходит, то с экономической властью
следует бороться и ставить её под контроль
политической власти”. В связи с этим
он замечает: “наша критика государства
благоденствия (бюрократизация, трата
впустую значительных средств) должна
преследовать цель показать лучшие пути
осуществления тех же идей”. Поппер не
забывает и об опасностях государственного
интервенционизма: расширяя власть правительства,
усиливая бюрократию, он создаёт угрозу
свободе, а если свобода будет утрачена,
вместе с нею будут утрачены все позитивные
приобретения”. Выступая за плановое
государственное регулирование, Поппер
против плановой экономики, и не только
потому, что она неэффективна. “Если бы
даже оказалось, что планируемая из центра
государственная экономика выше свободного
рынка, — заявил Поппер, — я выступил бы
против неё по той простой причине, что
она может увеличить власть государства
до уровня тирании. Мы боремся с коммунизмом
не из-за его неэффективности, а из-за отсутствия
свободы и гуманности”.
Поппер полагает, что государственное
регулирование не станет угрозой свободе,
если оно будет институциональным и косвенным,
а не личным и непосредственным. Иными
словами, Поппер против прямого управления
хозяйственными объектами со стороны
государства. Вместо этого государство
должно законодательным путём определять
распространяемые на всех правила и ограничения
экономической деятельности. Этот принцип
государственного регулирования Поппер
мог заимствовать у Хайека. К сожалению,
он остался неразработанным, так же как
осталось невыполненным обещание предложить
более эффективную модель реализации
целей “государства благоденствия”.
Не придавая особого значения формальностям и тонкостям конституционного права, Поппер выделяет два типа или две формы правительства или государственного строя: те государства, в которых подданные могут избавиться от своих правителей без кровопролития, и те, где подданные могут избавиться от своих правительств только посредством кровопролития. Первый тип называется демократией, второй — тиранией или диктатурой. Поппера интересует не правовая форма, а политическая суть, причём с одной точки зрения: может ли народ менять правительство мирным путём по собственному желанию.
Наряду с этим основополагающим признаком Поппер выделяет в демократии и ряд других, сопутствующих ему, делающих его реальным. Возможность бескровной смены правительства предполагает свободу слова и критики, свободу выбора, наличие мирной и эффективно действующей оппозиции, уважение прав и свобод меньшинства (гарантии этих прав от произвола со стороны большинства). Оберегая права личности и меньшинства, демократия отвергает концепцию и практику неограниченного или неконтролируемого суверенитета, к которым склоняются те, кто считает вопрос “кому принадлежит власть” главным в политике и в политической теории. Только демократические институты позволяют проводить реформы без применения насилия. Поппер не идеализирует демократию. Он констатирует, что и при демократии правит не народ, что большинство часто принимает ошибочные решения, что от демократии как таковой не следует ожидать каких-либо материальных благ для граждан, что она лишь создаёт рамки, в которых граждане могут действовать более или менее организованно и осознанно.
Поппер
называет демократию “наименьшим злом
из всех форм правления”. Но эта сдержанность
оценок и некоторый вполне реалистический
скепсис не мешают ему быть убеждённым
сторонником демократии. Он объявляет
преступлением не только попытки свергнуть
демократию, но и “антиэгалитаристскую
позицию в политической жизни”. Он отвергает
политический элитизм во всех его вариантах,
от платоновского правления философов
(кто будет оценивать качества правителей,
интересуется Поппер) до антимарксистских
фашистских элит, не уступающих в жестокости
коммунистической диктатуре. Для него
элита и клика на практике неразделимы,
а антидемократическое правительство
— это опасная банда преступников.
Отрицание демократии большинством народа,
или общественным мнением, не раз отдававшим
в ряде стран предпочтение тиранам, свидетельствует
не о пороках и нежизнеспособности этого
политического стоя, говорит Поппер, а
о том, что демократические традиции оказались
недостаточно сильными.
Возможность мирных преобразований представляется
Попперу одним из важнейших признаков
демократии. Поэтому “обучение ненасилию”
— составная часть его программы. Но Поппер
не абсолютизирует неприменение силы
в политике. Граждане, говорит он, “имеют
не просто право, это их долг — сопротивляться
антидемократическому правительству,
и если необходимо, путём насилия”. Применение
насилия оправдано только при тирании,
которая исключает возможности ненасильственных
реформ и с единственной целью создания
ситуации, позволяющей проводить ненасильственные
реформы. Признав, что “в последнее время
в мире стало больше жестокости”, он говорит
о необходимости “срочно предпринимать
решительные меры, поскольку терпимость
к жестокости… представляет собой угрозу
цивилизации”. Поппер предлагает весьма
решительную формулу: “во имя терпимости
мы требуем права не проявлять терпимости
к нетерпимости”.
В наследии Поппера немало привлекательных
черт. К ним относятся критика тоталитаризма
и попытка выявить его идейные истоки,
поддержка принципов демократии и личной
свободы, симпатия к угнетённым, к благородным
целям революционеров (при непризнании
их насильственных методов). Правда, всё
это в теоретическом отношении не оригинально.
Некоторую новизну политическим сочинениям
Поппера придают исторические обстоятельства,
вызвавшие их к жизни. Старую идею осуждения
тирании он обогатил характеристикой
тоталитаризма.
Поппер
— либерал и в представлениях
о политической системе, и в понимании
экономической роли государства. Его
безоговорочная поддержка демократического
режима и эгалитаризма в политике
не типична для консерватизма, который
обычно относится к демократии настороженно,
скептически или даже враждебно. Зато
тезис о невозможности установления справедливости,
о несовершенстве всех человеческих дел
и учреждений полностью соответствует
консервативной традиции. Характерный
для консерватизма XX в. экономический
либерализм проявляется у Поппера в весьма
умеренных формах. Он не против государственного
регулирования экономики в принципе, он
одобряет цели государства благоденствия,
но не приемлет прямого государственного
управления хозяйством. В этом смысле
он напоминает неолибералов начала века,
отошедших от классического либерализма
и сближавшихся с идеологами реформистского
социализма.
Основная слабость политических сочинений
Поппера — их абстрактно-рационалистический
характер. Поппер строит логическую схему
наилучшей формы правления, почти полностью
пренебрегая реальными социальными условиями.
Столь легковесному подходу к политическим
проблемам способствует попперовская
наивная философия истории, согласно которой
никаких закономерностей общественного
развития нет, в истории всё возможно,
всё зависит от воли людей. Поппер перечёркивает
достижения исторической науки и социологии
XIX—XX вв. Он сознательно отвергает использование
таких понятий, как классы, элиты, социальные
группы, объявляет мифом идеи национального
государства и самоопределения наций,
связывая их с агрессивным национализмом.
Для него существует только отдельный
человек, индивид. В этом смысле Поппер
возвращается к атомизму и рационализму
эпохи Просвещения. Социальные интересы
и политическая борьба в его рассуждениях
практически отсутствуют, и это очень
обедняет анализ тоталитаризма. Глубинные
общественно-экономические причины этого
явления остаются нераскрытыми. Отсюда
и неоправданное сужение фронта борьбы
с тоталитаризмом, сведение её к борьбе
за демократию и пренебрежение социальными
аспектами дела.
Поппер — умеренный консервативный мыслитель,
не чуждый терпимости и широты взглядов.
В России 90-х годов перевод его сочинений,
ранее пребывавших в спецхранах научных
библиотек, стал фактором идеологической
борьбы в посткоммунистическом обществе.
Преходящие исторические обстоятельства
придали книгам Поппера особое звучание.
Они подавались и воспринимались многими
читателями как манифест воинствующего
консерватизма и антимарксизма. Сдержанность,
а нередко и объективность попперовской
критики Маркса, признание гуманистического
характера побуждений основоположников
марксизма при этом отодвигаются на второй
план, что приводит к искажённому восприятию
наследия Поппера.
Заключение
Критика Поппером закрытых тоталитарных обществ по большей части является практической. Согласно Попперу, наиболее успешные общества те, которые способны применить критику, источником которой является научный метод, к любой социальной проблеме. Брайан Маги пишет: "Поскольку решение проблем требует смелых предложений пробных решений, которые затем подвергаются критике и устранению ошибок, (Поппер) желает добиться такого общества, которое бы позволяло беспрепятственное утверждение различных предложений, за которым бы следовала критика, что влекло бы за собой реальную возможность изменения в свете высказанной критики ". Таким образом, открытые общества являются более предпочтительными, - они способствуют свободному критическому обмену идеями. Это, в конце концов, делает их более гибкими, чем закрытые общества, а значит и более способными к тому, чтобы творчески решать все те проблемы, которые с неизбежностью перед ними встанут. Не каждое общество является открытым обществом, и не каждое открытое общество открыто в достаточной мере. Имея опыт жизни в предвоенной Европе, Поппер был одержим вопросом, почему демократии иной раз склоняются к тоталитаризму закрытых обществ, например, как в случае с нацизмом или фашизмом. В результате, этому вопросу он уделяет внимание как в " Открытом обществе и его врагах ", так и в поздней книге " Нищета историцизма". Основная часть работы посвящена исследованиям политической философии Платона (427-347 до н.э.) и Карла Маркса (1818-1883), но что более важно – Поппер склонен рассматривать тех, кто находится на левом и правом идеологическом фланге как " врагов открытого общества ". Представители обеих крайностей испытывают трудности с поддержанием свободной и открытой дискуссии, которая столь значима для открытого общества. Более того, и тем и другим свойственно нетерпение из-за несовершенств демократического процесса, а также и те, и другие слишком быстро отвергают возможность того, что их взгляды могут быть ошибочными.
Список использованных источников
Информация о работе Критика тоталитаризма К. Поппером (по работе «Открытое общество и его враги»)