Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
Идея общественного прогресса есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею прогресса, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой. Натуралистическая трактовка прогресса была у них способом сообщить прогрессу объективный характер.
Введение. ………………………………………………………………3
1. Общественный прогресс
1.1 Прогресс и регресс………………………………………………..5
1.2 Общественный прогресс – идея и реальность.......…………...11
2.Критерии общественного прогресса
2.1 Точки зрения философов по критериям прогресса…………16
2.2 Гуманизм – важнейший критерий прогресса………………..26
Заключение……………………………………………………….…..28
Список использованной литературы………………………….….30
В процессе еще только уходящего в прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Тогда их оппонентами была внесена существенная поправка к собственной концепции: этот высший общесоциологический критерий нельзя брать в отрыве от характера господствующих в данном обществе производственных отношений. Ведь важно не только общее количество производимых в стране материальных благ, но и то, насколько равномерно и справедливо распределяются они среди населения, как способствует или тормозит данная общественная организация рациональное использование производительных сил и их дальнейшее развитие. И хотя поправка действительно существенная, но она не выводит критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной — экономической — сферы социальной действительности, не делает его поистине интегративным, т. е. пропускающим через себя и впитывающим в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества.
2.2 Гуманизм – важнейший критерий прогресса.
Наиболее важным критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10—12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».
Уровень гуманизации общества как интегративный критерий вбирает в себя в снятом виде рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.
Итак,
содержанием общественного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Таким образом, невозможно найти какой либо общий критерий по которому можно было бы судить о прогрессе того или иного общества. Как и многие процессы в нашей жизни, общественный прогресс опираясь на различные критерии можно охарактеризовать по-разному. Поэтому общего критерия, как я считаю, просто не существует.
Несмотря на противоречивость и неясность многих положений социально-политической концепции Аристотеля, предложенные им подходы к анализу государства, метод политической науки и ее лексикон (включая историю вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» к «против» и т. д.), выделение того, что является предметом политического размышления и рассуждения, оказывают и сегодня достаточно заметное влияние на политические исследования. Ссылка на Аристотеля все еще является достаточно весомым научным аргументом, подтверждающим истинность выводов о политических процессах и явлениях.
Понятие
прогресса, как выше сказано, опирается
на какую-нибудь ценность или
совокупность ценностей. Но
понятие прогресса настолько
прочно вошло в современное
массовое сознание, что мы
сталкиваемся с ситуацией, когда
само представление о прогрессе
- прогрессе как таковом -
выступает в роли ценности.
Прогресс таким образом сам
по себе, безотносительно к
каким-либо ценностям пытается
наполнить смыслом жизнь и
историю, и от его имени
выносятся вердикты. Прогресс, может
мыслиться либо как стремление
к какой-то цели, либо как
беспредельное движение и развертывание.
Очевидно, что прогресс без основания
в какой-либо иной ценности,
которая бы служила ему целью,
возможен лишь как бесконечное
восхождение. Его парадоксальность
состоит в том, что движение без
цели, движение в никуда, вообще
говоря, бессмысленно.
Список использованной литературы:
1. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Философия, Москва Гардарина 2005г.
2. Волчек Е.З., Философия, Минск 1995г.
3. Фролов Н. В., Введение в философию, Москва 1989.
4. Статья «Понятие
общественного прогресса в социальной
философии»
// данные сети Интернет:
Алферов А.А. Идея общественного прогресса: содержание и становление. (опубл. в: Философия в пространстве культуры. Серия «Восток - Запад - Россия». Ростов н/Д, 1999)
Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Философия, Москва Гардарина 2005г.
Волчек Е.З., Философия, Минск 1995г., стр-203
Статья «Понятие
общественного прогресса в
Статья «Понятие общественного прогресса в социальной философии» // данные сети Интернет Реферат студент II курса юридического факультета Яворский Д.В. ( исп. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии.)// данные сети Интернет: Реферат // студент II курса юридического факультета Яворский Д.В. ( исп. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии.)// данные сети Интернет: Человек и общество: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов, Е.А. Глушков и др, «Просвещение», 1996 г, стр. 156
Политическая социология: учебное пособие / Ю.С.Борцов, Ю.Г. Волков. Ростов н/Д, 2001 г., стр. 362