Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
Идея общественного прогресса есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею прогресса, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой. Натуралистическая трактовка прогресса была у них способом сообщить прогрессу объективный характер.
Введение. ………………………………………………………………3
1. Общественный прогресс
1.1 Прогресс и регресс………………………………………………..5
1.2 Общественный прогресс – идея и реальность.......…………...11
2.Критерии общественного прогресса
2.1 Точки зрения философов по критериям прогресса…………16
2.2 Гуманизм – важнейший критерий прогресса………………..26
Заключение……………………………………………………….…..28
Список использованной литературы………………………….….30
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра общественные науки
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«КРИТЕРИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА»
Выполнил:
Студент 2 курса ЮТД- 216
Иванов Иван
Иванович
Проверил:
доктор философских наук, доцент
Иванов И.И.
Москва 2010
Содержание:
Введение. ………………………………………………………………3
1. Общественный прогресс
1.1
Прогресс и регресс………………………………
1.2
Общественный прогресс
– идея и реальность.......…………
2.Критерии общественного прогресса
2.1 Точки зрения философов по критериям прогресса…………16
2.2 Гуманизм – важнейший критерий прогресса………………..26
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………….….30
ВВЕДЕНИЕ
Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества. В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. Эллинская философия как бы вписывала человека в космос, а космос в представлении античных мыслителей являл собой нечто пребывающее, вечное и прекрасное в своей упорядоченности. И человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории. Для античного мироощущения характерно было также представление о вечном круговороте - таком движении, при котором нечто, созидаясь и разрушаясь, неизменно возвращается к самому себе. Идея вечного возвращения глубоко укоренена в античной философии, ее находим у Гераклита, Эмпедокла, стоиков. Вообще движение по кругу рассматривалось в античности как идеально правильное, совершенное. Оно представлялось совершенным античным мыслителям потому, что не имеет начала и конца и происходит в одном и том же месте, являя собой как бы неподвижность и вечность.
Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Эта эпоха поднимает на щит разум, знание, науку, свободу человека и под этим углом зрения оценивает историю, противопоставляя себя предшествующим эпохам, где, на взгляд просветителей, преобладали невежество и деспотизм. Просветители определенным образом понимали современную им эпоху ( как эпоху «просвещения» ), ее роль и значение для человека, и сквозь призму так понятой современности они рассматривали прошлое человечества. Противопоставление современности, трактуемой как наступление эры разума, прошлому человечества, заключало в себе, конечно, разрыв между настоящим и прошлым, но как только делалась попытка восстановить между ними историческую связь по основанию разума и знания, то сразу возникала идея о восходящем движении в истории, о прогрессе. Развитие и распространение знания рассматривалось при этом как постепенный и накопительный процесс. Неоспоримой моделью для такой реконструкции исторического процесса служило просветителям накопление научного знания, происходившее в Новое время. Моделью служило им также умственное становление и развитие отдельного человека, индивида: будучи перенесено на человечество в целом, оно давало исторический прогресс человеческого разума. Так, Кондорсе в своем « Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума » говорит, что «этот прогресс подчинен тем же общим законам, которые наблюдаются в развитии наших индивидуальных способностей…».
Идея
общественного прогресса есть
идея истории, точнее -
всемирной истории человечества.
Эта идея призвана связать
историю воедино, сообщить
ей направленность и смысл.
Но многие мыслители Просвещения
обосновывая идею прогресса,
стремились к тому, чтобы рассматривать
его в качестве естественного закона,
стирая в той или иной мере
грань между обществом и природой.
Натуралистическая трактовка прогресса
была у них способом сообщить
прогрессу объективный характер.
1.1 Прогресс и регресс.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.
Три характерных черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.
Во-первых,
это идеализм, т. е. попытка отыскать
причины поступательного
Во-вторых,
существенным недостатком многих ранних
концепций социального
В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.
Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.
Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV— XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.
Если
попытаться в общем виде определить
причины общественного
Общество находится в непрерывном движении. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?
Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Вероятно, вам нетрудно определить, каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным?
В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристотель (рис.1.1) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
Рис. 1.1 Аристотель
С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727—1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743—1794) (рис 1.2) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться.
Рис 1.2 Жак Антуан Кондорсе
Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого — восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К- Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
XIX
и XX вв. ознаменовались бурными событиями,
которые дали новую «информацию к размышлению»
о прогрессе и регрессе в жизни общества.
В XX в. появились социологические теории,
которые отказались от оптимистического
взгляда на развитие общества, характерного
для идей прогресса. Вместо них предлагаются
теории циклического круговорота, пессимистические
идеи «конца истории», глобальных экологических,
энергетических и ядерных катастроф. Одну
из точек зрения по вопросу о прогрессе
выдвинул философ и социолог Карл Поппер
(род. в 1902 г.), который писал: «Если мы думаем,
что история прогрессирует или что мы
вынуждены прогрессировать, то мы совершаем
такую же ошибку, как и те, кто верит, что
история имеет смысл, который может быть
в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать
— значит двигаться к некой цели, которая
существует для нас как для человеческих
существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать
можем только мы, человеческие индивидуумы,
и мы можем делать это, защищая и усиливая
те демократические институты, от которых
зависит свобода, а вместе с тем и прогресс.
Мы достигнем в этом больших успехов, если
глубже осознаем тот факт, что прогресс
зависит от нас, от нашей бдительности,
от наших усилий, от ясности нашей концепции
относительно наших целей и реалистического
выбора таких целей».
1.2 Общественный прогресс – идея и реальность.
Степень
удовлетворенности общественным устройством
можно считать важнейшей
А какое общественное устройство нужно гражданам? Вот тут у нас, особенно в последнее время, непривычная неясность.
Поиск устойчивых критериев соответствия общественного устройства устремлениям людей, шаг за шагом сужает круг возможных решений. Остается лишь редукционистский вариант - найти естественнонаучное основание для вывода критериев оценки общественного устройства.