Критерии общественного прогресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Идея общественного прогресса есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею прогресса, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой. Натуралистическая трактовка прогресса была у них способом сообщить прогрессу объективный характер.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………3
1. Общественный прогресс
1.1 Прогресс и регресс………………………………………………..5
1.2 Общественный прогресс – идея и реальность.......…………...11
2.Критерии общественного прогресса
2.1 Точки зрения философов по критериям прогресса…………16
2.2 Гуманизм – важнейший критерий прогресса………………..26
Заключение……………………………………………………….…..28
Список использованной литературы………………………….….30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по философии.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

Кафедра общественные науки

   
 
 
 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА 

на тему: 

«КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса  ЮТД- 216

Иванов Иван Иванович 
 
 

Проверил:

доктор философских  наук, доцент

Иванов И.И. 
 
 
 
 

                                                Москва  2010  
 

Содержание: 

  

Введение. ………………………………………………………………3

1. Общественный прогресс

1.1 Прогресс и регресс………………………………………………..5

1.2 Общественный прогресс  – идея и реальность.......…………...11

2.Критерии общественного прогресса

2.1 Точки зрения философов  по критериям прогресса…………16

2.2 Гуманизм – важнейший  критерий прогресса………………..26

Заключение……………………………………………………….…..28

Список  использованной литературы………………………….….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Идея  общественного  прогресса   является   порождением  Нового  времени.  Имеется  в  виду,   что  именно  в  это  время   укоренилось   в сознании  людей и стало формировать их  мировоззрение   представление о поступательном,  восходящем  развитии  общества.  В античности  подобного представления не  было.  Античное  мировоззрение,  как известно,  носило  космоцентрический характер.   А  это  значит,  что  человек  античности   был  координирован  по отношению к  природе,  космосу.  Эллинская философия  как  бы  вписывала человека  в  космос,   а  космос   в  представлении  античных  мыслителей   являл  собой  нечто  пребывающее,  вечное  и  прекрасное  в  своей  упорядоченности.  И  человек должен  был  найти  свое  место  в  этом  вечном  космосе,  а  не  в  истории.  Для  античного мироощущения  характерно  было  также  представление  о  вечном  круговороте - таком  движении,  при котором нечто,  созидаясь и разрушаясь, неизменно   возвращается   к самому  себе.   Идея  вечного возвращения глубоко укоренена в античной  философии,  ее  находим у Гераклита,  Эмпедокла,  стоиков.  Вообще   движение  по  кругу рассматривалось  в  античности  как  идеально правильное,  совершенное.   Оно  представлялось  совершенным   античным  мыслителям   потому,  что  не  имеет  начала  и  конца  и  происходит  в  одном  и  том же  месте,  являя  собой  как  бы  неподвижность  и  вечность.

      Идея  общественного  прогресса  утверждается  в  эпоху  Просвещения.  Эта  эпоха  поднимает  на  щит  разум,  знание,  науку,  свободу  человека  и  под  этим углом  зрения   оценивает  историю,   противопоставляя   себя   предшествующим эпохам,  где,   на взгляд  просветителей,   преобладали невежество  и деспотизм. Просветители   определенным  образом   понимали  современную им  эпоху ( как эпоху «просвещения» ),   ее   роль   и   значение   для человека,  и сквозь  призму так понятой современности  они  рассматривали  прошлое  человечества.  Противопоставление  современности,   трактуемой  как  наступление  эры  разума,   прошлому  человечества,  заключало  в  себе,  конечно,   разрыв  между  настоящим  и прошлым,  но   как  только   делалась  попытка   восстановить  между  ними  историческую  связь   по  основанию  разума  и  знания,   то  сразу   возникала   идея  о восходящем   движении  в  истории,  о  прогрессе.   Развитие   и   распространение знания  рассматривалось  при  этом  как  постепенный  и  накопительный процесс. Неоспоримой  моделью  для  такой  реконструкции  исторического  процесса  служило   просветителям   накопление   научного   знания,   происходившее   в  Новое время.   Моделью  служило  им  также   умственное   становление  и  развитие  отдельного   человека,   индивида:   будучи  перенесено   на  человечество  в  целом,  оно  давало   исторический  прогресс человеческого   разума.   Так,  Кондорсе  в  своем   « Эскизе  исторической  картины  прогресса  человеческого  разума »  говорит,  что  «этот прогресс подчинен  тем  же  общим  законам,  которые  наблюдаются  в  развитии  наших  индивидуальных  способностей…».

      Идея  общественного  прогресса   есть  идея  истории,   точнее  -  всемирной  истории  человечества.   Эта идея   призвана   связать историю воедино,   сообщить   ей   направленность  и смысл.   Но  многие  мыслители Просвещения обосновывая   идею  прогресса,   стремились  к тому,  чтобы   рассматривать его в качестве  естественного закона,  стирая  в  той или иной  мере  грань между обществом   и природой.   Натуралистическая трактовка прогресса была  у них способом  сообщить  прогрессу  объективный  характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ПРОГРЕСС

    1.1 Прогресс и регресс.

      Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.

      Три характерных черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.

      Во-первых, это идеализм, т. е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале — в  бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

      Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса  являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях  общественный прогресс понимается как  плавное эволюционное развитие, без  революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).

      В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного  общественного строя. Весьма отчетливо  этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

      Эти недостатки в значительной степени  были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.

      Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV— XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.

      Если  попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей (программой), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

Общество находится в непрерывном движении. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

      По  какому пути идет общество: по пути прогресса  или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

      Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал  о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Вероятно, вам нетрудно определить, каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным?

      В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристотель (рис.1.1) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

      

      Рис. 1.1 Аристотель

      С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727—1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743—1794) (рис 1.2) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться.

      

      Рис 1.2 Жак Антуан Кондорсе

      Итак, Кондорсе видит исторический процесс  как путь социального прогресса, в центре которого — восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К- Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

      XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую «информацию к размышлению» о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать — значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей». 
 
 

1.2 Общественный прогресс – идея и реальность.

      Степень удовлетворенности общественным устройством  можно считать важнейшей социологической  характеристикой. Но реальных заказчиков эта характеристика нашего социума  не интересует.

      А какое общественное устройство нужно гражданам? Вот тут у нас, особенно в последнее время, непривычная неясность.

      Поиск устойчивых критериев соответствия общественного устройства устремлениям людей,  шаг за шагом сужает круг возможных решений. Остается лишь редукционистский вариант - найти естественнонаучное основание для вывода критериев оценки общественного устройства.

Информация о работе Критерии общественного прогресса