Критерии научности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:45, реферат

Описание работы

Одним из признаков, отличающих научное знание от ненаучного, является его системность. Это значит, что тот эмпирический материал, которым располагает наука, соответствующим образом организован, сведен в определенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную структуру, оно состоит из множества самых разнообразных элементов. На «микроскопическом» уровне науки можно выделить, например, такие элементы, как понятия суждения, умозаключения, хорошо отличимые друг от друга по ряду формальных признаков.

Содержание

Ведение 3
Теория как высшая организация научного знания 4
Принципы «верификации» и «фальсификации» 7
Проблема границ научного метода и научности 9
Вывод 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Критерии научности.docx

— 29.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Ведение 3

Теория как высшая организация научного знания 4

Принципы «верификации» и «фальсификации» 7

Проблема границ научного метода и научности 9

Вывод 11

Список литературы 12 

 

   Ведение

 

   Одним из признаков, отличающих научное знание от ненаучного, является его системность. Это значит, что тот эмпирический материал, которым располагает наука, соответствующим образом организован, сведен в определенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную  структуру, оно состоит из множества  самых разнообразных элементов. На «микроскопическом» уровне науки  можно выделить, например, такие  элементы, как понятия суждения, умозаключения, хорошо отличимые друг от друга по ряду формальных признаков. Однако они не выражают специфику  научного знания, поскольку в таких  формах осуществляется как научное, так и донаучное познание. По этой причине я не буду рассматривать  понятия, суждения, умозаключения.

   Для системы научных знаний характерно использование более крупных  блоков, каковыми являются – гипотеза, теория, модель. Эти формы научного знания даже с чисто внешней формальной стороны отличаются от указанных  выше, именно они характерны для  современной науки.

 

   Теория  как высшая организация  научного знания

 

   Теория  является высшей формой организации  научного знания, дающей целостное  представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области  реальности. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий, фиксирующих непосредственно не наблюдаемые стороны объективной  реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть непосредственно  осуществлена прямым наблюдением и  экспериментом. Такой «отрыв» теории от непосредственно наблюдаемой  реальности породил в 20 веке немало дискуссий на тему о том, какое  же знание можно и нужно признать научным, а какому в этом случае отказать. Проблема заключалась в том, что  относительная независимость теоретического знания от его эмпирического базиса, свобода построения различных теоретических  конструкций невольно создают иллюзию  немыслимой легкости изобретения универсальных  объяснительных систем и полной научной  безнаказанности авторов за свои сногсшибательные идеи. [1, с53]

   За  время своей истории наука  выработала ряд критериев для  оценки новых теорий. Обычно эти  критерии сводятся к следующим:

   - Нет ли противоречия с твёрдо  установленными научными фактами?

   - Есть ли экспериментальное подтверждение  теории с соответствующей воспроизводимостью (повторяемостью) результатов?

   - Применяются ли принятые в  науке инструменты и метод  рассуждения или используются  те, что дают желательные для  автора результаты?

   - Не слишком ли много наукообразных  словосочетаний новых терминов, которые оглушают или вызывают  ассоциации с чем-то слышанным,  высоконаучным и малопонятным?

   - Пытался ли автор рассматривать  способы опровергнуть свою гипотезу  или только подбирал аргументы  в её пользу?

   - Подтверждены ли эти открытия  другими специалистами?

   - Как новое открытие укладывается  в сложившуюся картину мира?

   - Не слишком ли часто этот  автор делает «великие открытия»?

   - Даются ли обещания легко решить  глобальные проблема человечества? [2, с. 26]

   Под теорией понимается система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой области действительности и сводящая открытые в этой области  законы к единому объединяющему  началу.

   Построение  теории опирается, на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализаций  и принципов.

   К вновь создаваемой теории предъявляется  ряд важных требований:

   1. Научная теория должна быть  адекватна описываемому объекту,  что позволяет в определенных  пределах заменить экспериментальные  исследования теоретическими изысканиями. 

   2. Теория должна удовлетворять  требованию полноты описания  некоторой области действительности, т.е. все многообразие опытных  данных в этой области должно  быть описано в терминах исходного  базиса теории, при помощи ее  основных принципов, понятий,  абстракции, идеализации, аксиом  и т.д. 

   3. Должны быть объяснимы взаимосвязи  между различными компонентами  в рамках самой теории, должны  существовать связи между различными  положениями теории, обеспечивающие  переход от одних утверждений  к другим.

   4. Должно выполняться требование  внутренней непротиворечивости  теории и соответствия ее опытным  данным. В противоположном случае  теория должна быть усовершенствована  или даже отвергнута.

   Удовлетворяющие изложенным требованиям теории могут  различаться по ряду признаков, основными  из которых являются эвристичность, конструктивность и простота.

   Эвристичность теории отражает ее предсказательные и объяснительные возможности. Она  является веским аргументом в пользу истинности теории. Причем, особое значение в этом плане имеет математический аппарат теории, который позволяет  не только делать точные количественные предсказания, но и открывать новые  явления, что уже случалось в  физике неоднократно.

   Конструктивность  теории состоит в простой, совершаемой  по определенным правилам проверяемости  ее основных положений, принципов, законов.

   Простота  теории достигается путем введения обобщенных законов, «сокращения» и  «уплотнения» информации при помощи определений сокращений. Следует  иметь ввиду, что можно оценивать  теорию не только с точки зрения статической, но и динамической простоты: предпочтение отдается той теории, которая может быть уточнена и  распространена на более обширное множество  фактов путем незначительных уточнений  и переделок, т.е. которая оказывается  более простой в своей динамике, движении. В принципе в результате этих «сокращений» и «уплотнений» получается очень простая теория, но очень  ненаглядная (примером могут служить  справочники прошлых лет и  выпускаемые сейчас). Для восприятия такой «упакованной» теории требуются  специалисты, а это в массе  случаев невыполнимо.

   Научная теория развивается под воздействием различных стимулов, которые могут  быть внешними и внутренними. Внешние  стимулы представляют собой обнаруженные в составе теории нерешенные задачи, противоречия и т.п. Как те, так  и другие приводят к развитию теории в 3-х основных формах:

   1. Интенсификационная форма развития, когда происходит углубление  наших знаний без изменения  области применения теории.

   2. Экстенсификационная форма развития, когда происходит расширение  области применения теории без  существенного изменения ее содержания. В таком случае осуществляется  экстраполяция теории на вновь  открываемые или уже известные  явления. Примером этого может  служить распространение теории  электромагнетизма на область  оптических явлений. 

   3. Экстенсификационно – интенсификационная (комбинированная) форма развития. Такой формой развития является  например, процесс дифференциации  научных теорий.

   В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных  этапа: эволюционный, когда теория сохраняет  свою качественную определенность, и  революционный, когда осуществляется ломка ее основных исходных начал, компонентов, математического аппарата и методологии. По существу такой скачек в развитии теории есть создание новой теории. Совершается он тогда, когда возможности  старой теории исчерпаны.

   В процессе развития теории как на первом, так и на втором этапе весьма существенную роль играет обобщение.

   Существую различные способы обобщения  теорий. Важнейшими из них являются:

   1. Обобщение, основанное на применении  абстракции отождествления, когда  теория, развитая для области  явлений А экстраполируется в  область Б, которая может быть  отождествлена с областью А. 

   2. Обобщение путем объединения  нескольких теорий в одну в  результате выявления общих и  фундаментальных закономерностей,  имеющих силу в рассматриваемых  каждой теорией областях. Так,  Максвелл обобщил в единой  теории электромагнитного поля  учения об электричестве и  магнетизме.

   3. Обобщение путем устранения из  состава базиса теории той  или иной аксиомы. Так, например  создана «абсолютная» геометрия  Больаи, по отношению к которой  геометрии Лобачевского и Евклида  выступают как частные случаи.

   4. Обобщение с предельным переходом,  когда вводятся новые характеристические  параметры по отношению к предметам  прежней области, выявляются новые  свойства и отношения объектов  в пределах прежней области.  Таким путем были созданы релятивистская  и квантовая механика как обобщение  механики классической.

   Обобщение позволяет не только раскрыть внутренние взаимосвязи между законами, но также  и объяснить многие факты, обнаружить границы применимости теории, уплотнить  заключенную в теориях информацию и повысить их эвристичность.

 

 

   Принципы  «верификации» и  «фальсификации»

 

   Можно ли четко отграничить псевдонаучные  идеи от идей собственно науки? Для  этих целей разными направлениями  методологии науки сформулировано несколько принципов. Один из них  получил название принципа верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо  к непосредственному опыту или  высказываниям о нем, т.е. эмпирически  проверяемо. Если же найти нечто  эмпирически фиксируемое для  того суждения не удаётся, то оно либо представляет собой тавтологию, либо лишено смысла. Поскольку понятия  развитой теории, как правило, не сводимы  к данным опыта, то для них сделано  послабление: возможна и косвенная  верификация. Скажем, указать опытный  аналог понятия «кварк» невозможно. Но кварковая теория предсказывает  ряд явлений, которые уже можно  зафиксировать опытным путём, экспериментально. И тем самым косвенно верифицировать саму теорию. [1, с54]

   Логические  позитивисты, выдвинувшие верификацию  в качестве единственного критерия научного знания, считают, что с её помощью можно разграничить не только суждения эмпирических наук от неэмпирических, но и осмысленные суждения от суждений бессмысленных. К таким бессмысленным  суждениям они относят, прежде всего, утверждения философии, которую  в западной литературе именуют метафизикой. Хотя непосредственно верифицировать фактами можно действительно  лишь суждения эмпирических наук, но совершенно необоснованно считать все другие, неверифицируемые суждения, бессмысленными. Если придерживаться такого подхода, тогда  придется объявить бессмысленными и  все суждения чистой математики. Более  того, поскольку общие законы и  теории естественных наук также нельзя непосредственно верифицировать с  помощью эмпирических фактов, то и  они оказываются бессмысленными.

   Впоследствии  логические позитивисты попытались избежать таких крайних выводов, тем не менее, поставленная ими цель не была достигнута. Все эти и  другие недостатки, вызванные абсолютизацией критерия верификации, в конечном счете, обусловлены эмпирической и антидиалектической позицией логических позитивистов. Как  и их ранние предшественники в  лице О. Конта, Дж.С. Милля и других, они считают надежным только эмпирическое знание и поэтому стремятся свести к нему теоретическое знание, которое некоторые их сторонники считают результатом чисто спекулятивного мышления. Сами логические позитивисты ясно сознавали, что они продолжают концепцию эмпиризма, дополнив ее логическим анализом структуры науки. Не случайно, поэтому они называли себя как эмпирическими, так и логическими позитивистами.

Информация о работе Критерии научности