Контрольная работа по "Истории русской философии: первая половина ХХ века"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Как вы думаете, почему для русской философии начала ХХ века характерен всплеск иррационализма, в частности экзистенциализма? Какие идеи экзистенциализма вы назвали бы основными?
Почему Бердяева называют персоналистом? Что имеет в виду Бердяев, называя человека микрокосмом? Поясните смысл противопоставления Малого и Большого разума в философии Бердяева.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ИОФ.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

    В статье «Этика нигилизма» автор делает акцент на бессилие, непроизводительность и несостоятельность традиционного морального и культурно-философского мировоззрения русской интеллигенции. Нравственный мир русской интеллигенции - который в течение многих десятилетий остается в существенных чертах неизменным, при всем разнообразии исповедывавшихся интеллигенцией социальных вероучений, - сложился в некоторую обширную и живую систему, в своего рода организм, упорствующий в бытии и исполненный инстинкта самосохранения.

    В "Предисловии" к сборнику подчёркивается, что, исходя из априорных соображений, отдельные умы в России уже задолго до разразившейся революции 1905 года "ясно видели ошибочность этих духовных начал". И поражение революции стало поражением интеллигенции, породившей эту революцию.

    Нигилистический морализм или утилитаризм русской  интеллигенции есть не только этическое  учение или моральное настроение, он состоит не в одном лишь установлении нравственной обязанности служения народному благу, психологически он сливается также с мечтой или верой, что цель нравственных усилий - счастье народа - может быть осуществлена, и притом в абсолютной и вечной форме. Эта вера психологически действительно аналогична религиозной вере и в сознании атеистической интеллигенции заменяет подлинную религию. Здесь именно и обнаруживается, что интеллигенция, отвергая всякую религию и метафизику, фактически всецело находится во власти некоторой социальной метафизики, которая притом еще более противоречит ее философскому нигилизму, чем исповедуемое ею моральное мировоззрение. 

    
  1. Оцените значение революции 1917 года и влияние  ее последствий на современную русскую  культуру.

    1917 год для России стал революционным.  Некоторые историки, пытаясь уйти  от догматизированных и политизированных  оценок российской действительности переломного периода, характеризуют его как единый революционный цикл, исключительно сложный по своим компонентам, динамике и самореализации.

    Как бы ни оценивать период революций 1917 года, невозможно отрицать их громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 году контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как "осажденной крепости" только намечался, задачи формирования "нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого" созревали пока только в головах революционных теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития отечественной культуры на протяжении многих десятилетий.

    Свержение монархии в феврале 1917 года вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции, как очистительной бури, которая должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни и в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага. Но октябрьские события 1917 года многими представителями культуры были восприняты как узурпация власти со стороны одной партии - большевиков. Последовавший вследствие этого отказ части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры России.

    В результате революционных событий и последовавших военных действий российская культура понесла и материальные, и духовные потери. Стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культуры. Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы.

    Новая власть взяла на себя миссию духовного  лидерства и энергично взялась за восстановление отраслей культуры, разрушенных в результате революции и гражданской войны. Первые мероприятия, проведенные советской властью в области культуры, обеспечивали ей поддержку социальных низов и способствовали привлечению к сотрудничеству части интеллигенции, вдохновленной идеей служения народу. 

    
  1. Какие положения объединяют все учения, причисляемые к русскому космизму? Какие особенности, характерные для  русской философии  в целом, можно  увидеть в данном направлении?

    В русском космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе. Фактически он достаточно близко подошёл к осознанию тех проблем, которые в дальнейшем получили название глобальных. По меньшей мере, идея возможного экологического кризиса, хотя и неявно, но все-таки отчётливо звучала в работах космистов и вовсе не случайно. Как существо разумное, человек должен предвидеть результаты своей деятельности, за которую несёт ответственность. Интуитивное осознание русским космизмом возможных глобальных противоречий между технократической деятельностью человека и гармонией космоса приводило его к поискам выхода из возможного будущего неблагоприятного состояния, в которое могло бы быть ввергнуто человечество. 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории русской философии: первая половина ХХ века"