Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:51, контрольная работа
Философия – самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, потому что предмет её изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полёт фантазий и строгие материальные расчёты.
Введение.
1. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
2. Философия и культура. Массовая и элитарная культура. Субкультура.
3. Какой смысл вкладывает Сократ в слова «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?
4. Список литературы.
Когда мы говорим о ком – то, что он – культурный человек, мы тем самым даём ему положительную оценку, а называя кого – то некультурным – отрицательную. О культуре можно говорить, однако и как о том, что свойственно каждому человеку – во все времена и при любых обстоятельствах. Культура содержит в себе двойной смысл – «оценочный» и «описательный». С одной стороны, оно заключает в себе оценку предмета или явления с точки зрения некоторой идеальной нормы, с другой – оно обозначает определённый класс элементов, существующий безотносительно к его оценке. Наука о культуре исходит из факта множественности культур, их индивидуального своеобразия и уникальной самобытности. Наука ставит пред собой задачу понять, чем одна культура отличается от другой, где происходит граница между разными культурами. Этим, однако, не исчерпывается задача постижения культуры. В культуре, которою мы считаем «своей», многое, конечно, зависит от нашего происхождения, окружения, воспитания, но многое зависит и от нас самих, от того, что мы считаем для себя важным и нужным. В культуре, доставшейся нам от наших предшественников, нас может многое не устраивать, вызвать отторжение, тогда как в культуре других народов мы можем находить для себя нечто интересное и полезное.
В современном обществе особое значение приобрели массовая и элитарная культура. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео – и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведение искусства, науки, религии, выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продажах приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. «Массовую культуру» называют по – разному: развлекательным искусством, искусством «анти – усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп - культура». Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчёркивает: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность». Зачинателями «массовой культуры» были бизнесмены Голливуда (США). Они разработали целую систему производства подобных фильмов, которые сегодня заполнили экраны кинотеатров мира. Неслучайно сейчас всё ещё говорят о художественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии и Латинской Америке. Подобной коммерциализации подверглись также книгопечатание, пресса, живопись, фотография. В качестве антипода массовой культуры многие философы рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологи, является привилегированный высший слой общества – элита (от французского Elite – лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных философских теориях недостаточно. Итальянские философы и социологи Михельс Моска, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. «Элитарная культура», сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия культура. К ней обычно относят картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживлённых споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять. Коммерческая выгода не всегда является целью для создателей « элитарных» произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно явление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и не малый доход, становясь очень популярными. Высокая культура, - это художественное исследование истории, жизни общества и личности, нашедшее выражение в произведениях литературы и искусства. По сути, это исследование с позицией диалектики, но художественными методами. А диалектический способ познания мира и человека не предполагает с позицией раздельного мира, с позицией чёрного или белого. Диалектический художественный метод берёт жизнь и человека во всех его проявлениях и исследует все нюансы общественного и духовного, все нюансы человеческого движения. И чем талантливее художник, тем ярче и талантливее художественные средства, тем сильнее вырывается созданное произведение за рамки сиюминутного бытия, тем больше его ценность для разных эпох. Именно гениальность и сила художественного исследования и предвидения сделали классическими и бессмертными такие произведения как «Гамлет» и «Король Лир», «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», «Война и мир» и «Братья Карамазовы», «Тихий Дон», симфонии Чайковского и Шостаковича, Бетховена и Шопена и многие другие произведения. Элитарная культура – культура экспериментальная, ставящая целью поиск различных художественных форм отражения действительности.
Чем же массовая культура отличается от элитарной ? Наиболее точно это отличие выразил российский исследователь проблем массовой культуры К.Разлогов: « Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и зрителем, читателем, слушателем. Массовая культура, наоборот, эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство в известной мере, хотя далеко не полностью, характеризуется торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических, даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.
«Популярная культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приёмов человеческой деятельности.
Субкультура – система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля, какой – либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры, или особая форма организации людей (чаще всего молодёжи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами.
Субкультура
может отличаться от
Современное общество представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в различном отношении друг к другу (например, молодёжная субкультура, различные профессиональные субкультуры). В целом современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в, то же время прямым генетическим порождением последней. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение религия и место жительства. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают официальные и неофициальные. Во многих случаях большинство общества относятся к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам учителей или врачей. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе.
Например, существуют субкультуры преступных групп и организаций типа мафии, субкультура религиозных сект и изолированных утопических коммун. Молодёжь развивает собственную субкультуру в частности, создаёт свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат – более богатую в некоторых случаях, чем культура взрослых. Её особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодёжи, а с другой – отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности. Важным принципом структурализации культуры является деление на столицу и провинцию (или периферию), которое в значительной степени сказывается на жизни всякого общества. Большей частью провинциальная культура рассматривается как второстепенная, зависима от столичных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столицу. Понятие субкультуры помогает изучению процессов дифференциации и интеграции культуры, происходящих под воздействием урбанизации, профессионализации ряда социальных групп, усилию социальной мобильности, приводящей к отрыву от культурных традиций.
3.Какой смысл вкладывает Сократ в слова «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?
Многое из того, что окружает человека, он пускает в собственную душу без какой – либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, пытаться ответить на вопросы, которые как – будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди не всегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной и тревогой. Современное человечество располагает огромным объёмом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости – одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством ещё на заре цивилизации и не решённых по севоднейший день. Что такое философия? Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означат любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости не делает человека её обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определённая способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своём качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода. Философия человека называется философской антропологией. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное освоение действительности. Философия изначально практична и гуманна, её предназначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направления деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою практичность к тому, что происходит во Вселенной. Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определённых социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен. Несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.
Первый философ – афинянин Сократ – современник Демократа. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию. Сам он ни чего не писал, зато он активно вступал в беседы с людьми. Поэтому о нём мы знаем только из произведений других философов. Некоторые философы пытались неоднократно доказать, что Сократ всего лишь литературный персонаж, однако о нём говорят и пишут многие античные мастера. Он считал, что «сам Бог поставил его в строй, чтобы жить, занимаясь философией». Поэтому на суде он гордо заявил: « Пока я дышу и остаюсь в силах, я не перестану философствовать». С детства Сократ слышит некоторый внутренний голос, который склоняет его к философствованию, при этом всегда что – то запрещая. Этот голос также имеет отношение к практической деятельности Сократа, не играя роли в самом сократовском философствовании. В центре внимания Сократа – ЧЕЛОВЕК. Он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа – это этический антропологизм. Всё время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение. После свержения тирании и восстановления в Афинах демократии Сократ был обвинён в безбожии.
Сократ уже утверждал, что он непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается задача философии.
Сократ хотел сказать, что философия всегда с нами, что она нужна нам как кислород.
Список литературы: