Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Философия – самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, потому что предмет её изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полёт фантазий и строгие материальные расчёты.

Содержание

Введение.
1. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

2. Философия и культура. Массовая и элитарная культура. Субкультура.

3. Какой смысл вкладывает Сократ в слова «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?
4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        НОУ СПО Вологодский кооперативный техникум

                                             Заочное отделение

                                         Контрольная работа №_____

                                               Вариант №_______ 

                                                          Ф.И.О.

Шифр________

Адрес студента_____________________________________________________

Место работы, должность____________________________________________

Контрольная работа по дисциплине__________________________________

Дата  поступления работы в техникум________________________________

 

                                       Оценка________________________________________

                                       Дата проверки_________________________________

                                       Подпись преподавателя_________________________

 
 
 
 

Введение.

1. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

 

2. Философия и культура. Массовая и элитарная культура. Субкультура.

 

3. Какой смысл вкладывает Сократ в слова «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?

4. Список литературы.

 

Введение.

  Философия – самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, потому что предмет её изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полёт фантазий и строгие материальные расчёты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства смысл жизни, проблема свободы, надёжность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью – все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в её пространстве. Не случайно в русском переводе древнегреческое слово «философия» означает «любомудрие («филос.» - любовь, «софос» - мудрость). Только философия позволяет объять необъятное за счёт выделения главного. Многознание мудрости не даёт. Во всём надо видеть основу и то, как она восходит к отдельным явлениям. Всеобщее пронизывает многообразие сущего. В этом сила и особенность философского знания. Как всякое знание, оно,  во – первых, о чём – то свидетельствует; и, во – вторых, ждёт применения к конкретным случаям. И сфера применения философского знания универсальна. Тем самым философия способна помочь в любом деле. Это должен знать каждый любознательный человек.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

 

   Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте. Служение истине олицетворяет ценность знания, добро- нравственные устои жизни и красота служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота. Истина- это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь притом,  непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждение, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро действительности в сознании человека в виде представлений,  понятий, суждений, теории. Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития

Философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос познания теории. Ещё Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина- это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил своё решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познания являются с их точки зрения раскрытием духовной разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства.

    Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов знаний. Особое место среди них занимает научная  истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в её рамках и обоснованность, доказательство знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность. А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, её главным признаком является её объективность. Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание – это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

   Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности – в живом созерцании или в мышлении. Непосредственная цель познания в любой его форме – истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах её развёртывания и углубления – заблуждение. Вопрос о том, что есть истина? И каковы способы избавления от заблуждений всегда интересовало людей – и не только в сфере науки. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, которую мы и рассмотрим.

   Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость и ущербность общественно – исторической практики и самого познания.                Заблуждение по своей сути есть искажённое  отражение действительности, возникающая как абсолютизация результатов познания отдельных её сторон. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и не научные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские.

Для Паскаля  граница между истиной и ложью, как и между двумя истинами, призрачна и условна. Истина столь тонка, что, чуть оступишься от неё, впадёшь в заблуждение, столь тонко, что, едва отклонившись от него, обретаешь истину.

  Ложь – заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред другому человеку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (народная пословица: («Не спрашивай меня,  тогда мне не нужно будет тебе лгать»), - вот почему уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание недейственно, так как оно оставляет слишком много простора для догадок и не предотвращает  несчастья (например, при допросе военнопленного или при вопросах, которые намекают на коммерческую тайну).  В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что служит высшей этической ценности правдивость или ложь.

    Основным критерием истины в познании выступает практика, то есть материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает, по меньшей мере двумя достоинствами:

  1. апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, то есть обладает свойством объективности;
  2. позволяет обосновать предельную для человека общность суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт.

Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так как человечество накопило хотя и большой, но всё же ограниченный практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержение какой – либо гипотезы. Кроме того, существует и такой класс суждений, который в принципе невозможно окончательно подтвердить или опровергнуть  практическим опытом. Это всё те суждения, которые явно или неявно опираются на идею актуальной бесконечности. Так, в принципе нельзя сделать окончательного  логического вывода относительного существования Бога, вмешательства внеземных цивилизаций в земные дела. В таких случаях в философии принято  принимать принцип, известный под названием « бритвы Оккама»: «не следует умножать сущности без необходимости». Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое. Если вам позвонили в дверь, то скорее всего к вам в гости напрашивается сосед, а не английская королева, хотя в принципе и это возможно. Если происхождение человека на Земле поддаётся естественному земному  объяснению, то ссылаться на сверхъестественные силы в этом случае, скорее всего, неразумно. Однако этот принцип отнюдь не претендует на установление «окончательной истины в последней инстанции». Это скорее – правило целесообразного поведения в условиях гносеологической неопределённости. Принципиальная незавершённость, неполнота, открытость новому, неожиданному – существенная особенность человеческого познания.

Итак, главным  критерием истинности наших знаний является практика. Но главным –  не значит единственным. Существует и дополнительные критерии отличие истин от заблуждений (на которые, собственно, и опираются неклассические теории истины). Наибольшее применение они находят в научном познании. В качестве дополнительных критериев истинности такого знания служат:

- согласованность  или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развёртывания теории;

- простота –  хорошей считается та концепция  , которая объясняет максимально  широкий круг явлений, опираясь  на минимальное количество исходных принципов;

- внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез.

 
 
 

2. Философия и культура. Массовая и элитарная  культура. Субкультура.

       В философии – и точно так же в культуре – теряется самоощущение магистрали (правильности, нормы, традиции, пределах допустимости и так далее): после «философствования молотом» философствовать можно уже чем и как угодно. Когда наука «отпочковалась» от философии, стало ясно, что их разделяет в плане познания мира. Будучи обязаны своим происхождением одной и той же культуре, философия и наука по – разному реагируют на свою связь с ней, на факт своей культурной обусловленности. Для философа он определяющий: он смотрит на мир глазами своей культуры, через призму. Мир для него – это мир культуры, в которой он живёт и с которой связан самым непосредственным образом. Даже когда он пытается облечь свою мысль в научную форму, последняя оказывается для него всего лишь переводом свойственных его культуре смыслов и значений на язык науке. Философская картина мира не выходит тем самым за пределы культурного горизонта своей эпохи, существенно преобразуясь по мере того, как одна эпоха сменяется другой.

Начиная с греков, философия становится для человека главным органом самосознания, присущего  ему взгляда на мир и на самого себя. По своим истокам культура – прежде всего философская, в которой философия играет центральную роль. Именно этой культуре свойственно идентифицировать и отличать себя от других культур не только по типу религиозной веры, но и по идее, которая вырабатывается посредством философского сознания. Изначальная тождественность культуры с философией объясняет, почему последняя становится здесь исторически первой формой знания о культуре. Европеец ранее других догадался, что живёт в культуре, оформив свою догадку в философской идее культуры. Её следует отличать от научного понятия культуры, посредством которого культура фиксируется как предмет научного знания. Культура как идея и как понятие – разные формы её присутствия в сознании человека. Идея и понятие не одно и то же. Идея также существует в форме понятия, но в отличие от него заключает в себя нечто большее, чем просто обобщение данного в опыте эмпирического многообразия. В идее предмет представляет не только в своей чувственно воспринимаемой, но и идеальной форме, то есть как должный соответствующий своему предназначению. Многообразие смыслов, которым человек наделял окружающий мир, было следствием его меняющегося положения в этом мире, того, как он чувствовал и осознавал себя в нём. Способность человека наделять вещи таким смыслом превращает её в предмет культуры. Философ обладает умением «видеть» этот смысл, постигать его «особым зрением» - умозрением, выражая его в идее. Всё, что попадает в поле его зрения, предстаёт для него в своём культурном значении. Когда он делает предметом свою природу, историю, человека, он о них рассуждает не как физик, историк или биолог. Его интересует не их фактическая данность, а их значимость для той культуры, в которой он существует. Картина мира, создаваемая философом, подобна зеркалу, в котором человек находит и узнаёт себя, судит о том, кем он является или должен быть в этом мире. В культуру философия и выполняла функцию такого зеркала, дававшему  человеку знание о самом себе.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"