Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:40, контрольная работа
Наука – это особый тип духовной деятельности, направленный на получение систематического, упорядоченного, обоснованного, объективно-истинного знания о сущности предмета изучения. Наука оперирует абстракциями и идеализациями, что в известной степени определяет характер видения объекта познания.
Наука как объект социально-философского анализа. Структура научного познания.
Политическое сознание как компонент политического процесса: уровни, типы. Политическая психология.
Социокультурные условия воспитания и формирования личности.
Вариант № 7
1)Наука как объект социально-философского анализа. Структура научного познания.
Наука – это особый тип духовной деятельности, направленный на получение систематического, упорядоченного, обоснованного, объективно-истинного знания о сущности предмета изучения. Наука оперирует абстракциями и идеализациями, что в известной степени определяет характер видения объекта познания.
Наука, выполняет ряд функций, из них наиболее важными являются: когнитивная (универсальная по своему характеру) и социальные (вариативные,зависящие от особенностей общества). Для самой науки существеннее её когнитивные функции, для общества важно выполнение ею социальных функций. Социальные функции подразделяются на первичные – являющиеся продуктом социального заказа (укрепление оборонной мощи, "престижная" функция), и вторичные – в большей степени связанные с потребностями самой науки как социального института и обеспечением её воспроизводства (подпитка системы высшего образования, интеллектуальное обеспечение других сфер деятельности, интеллектуализация общества).
Познание не ограничивается сферой научного знания, оно в той или иной форме существует за пределами науки. Когда разграничивают научное и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является просто выдумкой. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.
Структура научного знания
В структуре научного знания выделяется три уровня: локальное знание (теория); знания, составляющие целую научную область; знания, представляющие науку.
Структуру локальной области знания образует уровень эмпирического и теоретического знания. Для знания, полученного на эмпирическом уровне, характерно то, что оно является результатом непосредственного контакта с исследуемым объектом (наблюдение, эксперимент), и представляет собой знание об определенных событиях, свойствах объекта и эмпирических закономерностях.
Теоретический уровень знания представляет собой объяснение объективной реальности
(описание, систематизация и объяснение данных эмпирического уровня), но не непосредст-
венное описание, а описание идеальных объектов, которые характеризуются определенным
числом свойств (в отличие от реальных объектов).
Структура теоретического знания образуется проблемами, гипотезами и теориями.
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что не познано, но нужно познать (знание о незнании). В проблеме сформулированной в виде системы высказываний противоречие и неполнота, которые присутствуют в проблемной ситуации в скрытой форме, принимают явную и определенную форму. Проблема является частью проблемной ситуации, возникающей тогда, когда научное знание исчерпывает эвристический и методологический, потенциалы.
Выделяют, следующие, тактические приемы решения научных проблем:
- простая комбинаторика (
вначале выделяются основные характеристики решаемой проблемы, затем для них находятся все теоретически возможные комбинации всех выделенных значений, в результате получается "морфологическая таблица", где каждая из комбинаций рассматривается как возможное решение проблемы);
- латеральное (боковое) мышление
(проявляется в неожиданных
ях, в области смежной, побочной с интересующей его проблемой).
- аналогия (заключается в установлении сходства между предметами и явлениями, является структурным компонентом любой формы научного моделирования).
- редукция (представляет собой
представление проблемы
есть менее трудных задач).
Гипотеза – это форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда факторов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
Гипотеза требует проверки и обоснования, в процессе которых гипотеза либо подтверждается и становится теорией, либо видоизменяется и уточняется, либо отбрасывается и становится заблуждением.
В процессе конструктивного обоснования гипотезы происходит постепенная перестройка первоначального варианта теоретической схемы до тех пор, пока не будет адаптирована к соответствующему эмпирическому материалу.
Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория выступает как средство обобщения чувственных данных, объедения результатов измерений, моделей, понятий, математических приемов в определенную связанную систему. На основании теории предсказывается по возможности широкий круг явлений, которые могут быть обнаружены в наблюдении и эксперименте. Теория является не просто средством описания, она является объяснением явления, то есть она имеет эвристический потенциал, позволяющий предвидеть новые явления.
Основные элементы теории:
фундаментальные понятия,
Научное понятие – это мысленная характеристика предмета познания, определение его простых или сложных свойств.
Теоретический закон – форма достоверного знания, которое формулируется с помощью математических абстракций, а также в результате теоретических рассуждений, как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объектами.
Основные функции теории:
синтетическая функция –
в теории объединяются
С развитием теорий изменяются и философские основания науки. Философские основания науки состоят из норм, идеалов и ценностных установок, определяющих исследовательскую деятельность ученых. Как на уровне эмпирического, так и теоретического знания существует ряд общих представлений об окружающем мире (изучаемой реальности), которые представляются столь очевидными, что не нуждаются в специальной рефлексии. Но, на самом деле, передаваясь из поколения в поколение ученых, они, тем не менее, меняются, вместе с изменением их стиля мышления (стиль научного мышления это исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху).
2)Политическое сознание как компонент политического процесса: уровни, типы. Политическая психология
Политическое
сознание является естественным компонентом
духовной жизни индивида и общества,
важнейшей составной частью политических
отношений. В своем диалектическом
развитии оно проявляет свою многомерность,
многоаспектность, выражающихся в многообразии
процессов и форм отражения политической
действительности. Политическое сознание
как сфера общественного
Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.
Политизация
общественного и
Уровни политического сознания:
Политическое сознание - системное образование, имеющее различные уровни.
1. Государственный
уровень, на котором
2. Теоретический
уровень представлен
а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);
б) определять средства и методы их достижения;
в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;
г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;
д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.
3. Эмпирический
уровень базируется на
4. Обыденный
уровень тесно связан с
Типы политического сознания:
В литературе отмечаются три типа политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание.
Для политического
субъекта значима не сама по себе теория
как система знания, а разработка
основ концепции политики, методологии
политического анализа и
Государственно-партийное
сознание образуют политические представления,
взгляды и концепции, фиксируемые
в политических документах (программах,
концепциях, доктринах) и непосредственно
интегрированные в реальные процессы
формирования политики и принятия решений.
Функция государственно-
Третьим видом политического сознания является массовое политическое сознание. Массовое политическое сознание детерминируется главным образом особенностями своего носителя. В отличие от других групповых форм классового, национального, этнического, профессионального носителями массового политического сознания выступают "особые совокупности индивидов, именуемые массами". В их числе участники политических движений, аудитории средств массовой информации, субъекты массовых политических кампаний, например, электорат и другие.
Политическая психология — раздел психологии, изучающий политическое поведение человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки). Политическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности политической деятельности, проблемы отбора и подготовки политических лидеров, а также роль практических психологов в оптимизации политической деятельности.
Предметом политической психологии является особый ряд явлений, рождаемых деятельностью людей в сфере политики и власти.
Задачи политической психологии можно разделить на 5 групп.