Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой … совокупность результатов их деятельности. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор – английский этнограф.
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Различают культуру духовную и культуру материальную.
Материальная культура включает физические объекты, созданные

Содержание

1. Религия ……………………………………………………………………… 4
2. Мораль ……………………………………………………………………….. 6
3. Искусство …………………………………………………………………….. 9
4. Наука …………………………………………………………………………. 10
Литература ……………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВ1.docx

— 43.82 Кб (Скачать)

3. Искусство.

      Параллельно с мифом и религией в истории  культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение  потребности    человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни.

      Искусство     создает     для    человека    "вторую реальность"  -   мир

жизненных      переживаний,       выраженных      специальными       образно-символическими средствами.

      Приобщение  к  этому  миру, самовыражение и самопознание в нем составляют   одну   из    важнейших    потребностей    человеческой     души

Искусство продуцирует  свои ценности за счет художественной деятельности,

художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к

познанию  эстетического, к художественной интерпретации автором явлений

окружающего   мира.  В  художественном    мышлении   познавательная    и оценочная  деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое   мышление    с    помощью    системы    образных   средств  и создает производную (вторичную)   реальность – эстетические оценки.   Искусство обогащает     культуру   духовными     ценностями   через    художественное производство, через создание  субъективных  представлений о мире, через систему   образов, символизирующих  смыслы    и   идеалы   определенного времени,  определенной эпохи  Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три  измерения: прошлое, настоящее и будущее.   В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности,  которые   ориентированы в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности,  ориентированные на  буду - 

щее. Отсюда - особенности их регулятивной роли.

      Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные  моменты, то есть художественные ценности,  преломляясь в сознании и   подсознании   человеческого  "Я",  могут   порождать    как рациональные   так  и   иррациональные  мотивы   и   стимулы к выбору   в поведении человека.

      Роль   искусства   в    развитии    культуры      противоречива.      Оно конструктивно и  деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов   и  наоборот.  В  целом же искусство,  благодаря  субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в  конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для  культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

4. Наука.

      Наука имеет своей целью   рациональную реконструкцию мира на основе постижения  его существенных закономерностей. Она  неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного   познания, а также  позволяет осмыслить место и роль науки  в культуре и человеческой жизни.

      Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под  влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела  человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний  проверяется специально разработанными средствами и способами.  Наука,  таким    образом,   существует   как   особый      способ производства объективных знаний.

      Объективность не включает в себя оценочного отношения  к объекту познания, то есть наука лишает объект какого – либо ценностного значения

 для наблюдателя.

Наука, давая  знания человеку, вооружает его, дает ему силы. "Знание - сила!"

- утверждал Ф.  Бекон

      Но  для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этот  вопрос   должна   отвечать  культура.

      Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднознач-ны. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны,  дала компьютер,  а с другой – ядерное оружие.  Высшая ценность для  науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может с успехом "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает   возможности  духовного   развития.   Стремясь контролировать  содержание   образования,  наука   косвенно  контролирует систему человеческих ориентиров, что  ведет  в   дальнейшем  к созданию условий для формирования одномерного человека,то есть узкого и глубокого специалиста.

      Познание,    будучи    жизненно   важной    потребностью    человека, приобрело вид  отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме  науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе   человечества.  Поскольку    главная   социальная   функция науки – усовершенствовать  средства   жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку  она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление  рационализировать, улучшать и обновлять технику,   материалы,    технологию   закрепило   в   общественном сознании идеалы   прогресса,  которые  все более  ощутимо   довлеют   над  другими смыслами и установками   жизни   человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение,  каждого человека,   каждую     эпоху    в  истории   человечества  в средство и орудие достижения некой "окончательной цели".

      Самый    важный     результат  научного   прогресса - возникновение цивилизации,   как  системы рационализированных и технициализированных форм бытия человека. В  определенном смысле, цивилизация и  культура несовместимы. Технифицированные  формы  бытия  человека противостоят внутренним началам духовной сущности   человека. Эти начала  культура воплощает в ценностях и идеалах.

      Культура  – это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее  можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие  разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальны ми результатами прогресса.

      Современная   история   человечества   без   науки  не  представима.

      Наука      принадлежит        современной        культуре,       порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование. Наука превратилась   в   фундаментальный  фактор   выживания   человечества, она экспериментирует     с  его   возможностями,   создает   новые   возможности, реконструирует      средства     жизнедеятельности  человека,  а через это она изменяет и самого человека.

      Творческие    возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают    культуру.   Можно  утверждать,    что   наука   обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы   и  атрибуты.  Идеалы   объективности   и   рациональности в такой культуре приобретают все более важную  роль. Но это ведет к тому, что вытесняются   ценности субъективности:   личностные,     эмоциональные и чувственные компоненты культуры, без них нет реального человека.    Культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле  более органична сущности человека, а наука более отчуждена, она более  условна. Ценность научного знания   пропорциональна  его   полезности,   но   это по существу, технократическая    характеристика.   Наука     расширяет  пространство для

технократических  атрибутов, обогащает сознание  человека   технократи  –

ческими  смыслами и значениями, но это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизирую-щая сила,  а   культура – как  одухотворяющая сила.  Наука создает, по определению  В. Вернадского,   ноосферу - сферу   разума,  рационального обитания.     Рациональность    не     всегда    укладывается    в   требования нравственности.  В   культуре XX века  борьба здесь  идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причине  современная культура не является гармоничной и  сбалансированной. Скорее всего противоречие между   рациональностью  и  нравственностью не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого

себя!"  Наукоемкость  культуры   возрастает   и   это   показатель  прогресса

человеческой   истории.  Но   "гуманность"  тоже   должна  расти, ибо это показатель  человечности  исторического  прогресса. Только синтез того и другого дает  надежду, что будет построена гуманистическая цивилизация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Толстых В.И. Искусство и мораль. – М., 1973;
  2. Фейнберг Е.Г. Наука, искусство и религия // Вопросы философии, 1997. - №7.;
  3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. – Ростов-на-Дону, 1996.;
  4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 
 

Кафедра « Философии и социологии»  
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по  дисциплине «Философия»

на тему: Составляющие духовной культуры общества; их происхождение,

сущность, социальные функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                            Выполнил: 

                                                                            студент группы КМз-081 Спиридонова  О.Н..

                                                                                                                            Проверил:

                                                                                                                     Фигарёва Е.В. 
 

Кемерово 2011 г. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"