Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:31, контрольная работа
Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой … совокупность результатов их деятельности. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор – английский этнограф.
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Различают культуру духовную и культуру материальную.
Материальная культура включает физические объекты, созданные
1. Религия ……………………………………………………………………… 4
2. Мораль ……………………………………………………………………….. 6
3. Искусство …………………………………………………………………….. 9
4. Наука …………………………………………………………………………. 10
Литература ……………………………………………………………………14
Содержание:
1. Религия ………………………………………………………………………
4
2. Мораль ………………………………………………………………………..
6
3. Искусство ……………………………………………………………………..
9
4. Наука ………………………………………………………………………….
10
Литература ……………………………………………………………………14
Культура
тесно связана с обществом. Если
под обществом понимается совокупность
людей, то под культурой …
совокупность результатов их деятельности.
К настоящему времени ученые
насчитывают более 500 определений
культуры. Классическим считается
определение культуры, которое в 1871 г.
предложил Эдуард Тэйлор – английский
этнограф.
Культура – это комплекс, включающий
знания, верования, искусство, мораль,
законы, обычаи, а также иные способности
и навыки, усвоенные человеком как членом
общества.
Различают культуру
духовную и культуру материальную.
Материальная
культура включает физические объекты,
созданные человеческими руками (их
называют артефактами): паровая машина,
книга, храм, жилой дом и многое другое.
Артефакты отличаются тем, что они созданы
человеком, имеют определенное
символическое значение, выполняют
определенную функцию и представляют
известную ценность для группы или общества.
Нематериальную,
или духовную культуру образуют нормы,
правила, образцы, эталоны, модели и нормы
поведения, законы, ценности, церемонии,
ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи,
традиции, язык (т.е духов –ную сферу
общественной жизни составляют религия,
мораль, искусство, наука – утверждение
духовных начал в поведении и деятельности
каждого человека). Они также являются
результатом деятельности
людей, но сотворены не руками,
а разумом. Нематериальные объекты нельзя
трогать, слышать, видеть, осязать, они
существуют в нашем сознании и поддер-живаются
человеческим общением.
Деление на материальную
и духовную культуру условно, между
ними нет четкого различия,
они являются как бы разными
сторонами одной монеты.
Духовная культура
Изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала
человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества.
Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.
Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.
Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.
Культура является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества.
Исследование культуры как системы позволяет понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят типы и виды культур, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры.
1. Религия.
Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы челове-
ка, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая
божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу.
Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестест-венное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому -
сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются
сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.
Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция
проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры из-под влияния религии.
2. Мораль.
Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.
Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во–первых, производное от экономики и, во–вторых, служебное, обслуживающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками на историческую изменчивость моральных норм, на сословно–классовую сущность многих моральных кодексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в морали, так и их абсолютизация. Классовые, национальные и другие модификации морали являются лишь формами, в которых заключены общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию нормы нравственности и справедливости. Последние являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, истории, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угрожающих их жизни и безопасности, здоровью и достоинству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим и т. п.
При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.
Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких–то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.
Единство между ними выражается в том, что:
1)
в системе социальных норм
они выступают самыми универсальными,
распространяющимися на все общество;
2)
у норм морали и права единый
объект регулирования —
3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;
4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.
Однако между нормами права и морали существует много отличий:
1)
право представляет собой
2)
в правовых актах выражается
государственная воля, в моральных
же нормах — общественное
3)
правовые нормы обязательны
4)
нормы морали распространяют
свое влияние на более широкую
сферу отношений, нежели та, которая
регулируется правом. Нормы морали
регулируют многие отношения,
которые не подлежат правовому
регулированию (отношения
5)
для правовых норм характерна
большая, нежели для норм
6)
если нормы морали регулируют
общественные отношения с
Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:
1)
реализация правовых норм, их
исполнение во многом
2)
право, в целом, должно
3)
в некоторых случаях право
способствует избавлению
4)
нравственные воззрения
5)
некоторые правовые нормы