Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

1.Человек, индивид, личность
2.Человек в системе социальных связей
3. Покажите, каково влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 38.33 Кб (Скачать)

       Функции  индивида и вытекающие из них  обязанности и права определяют  социальный статус.  В статусе фиксируется определнный набор функций, которые выполняет человек, живя в данном обществе.

         Особую роль играет гинеральные  статусы, составляющие фундамент  статусной позиции личности. Генераьные  статусы носят всеобщий характер, который касается всех людей.  Например, землянин, человек, гражданин  данного государства и т.д.

       Статус  приобретенные от рождения, называется  предписаным. Это национальность, социальное происхождение, пол,  место рождения и т.д.  

       Другие  статусы личность достигает, приобретает  в процессе социальзации. Например, родитель, супруг, шофер, повар и  т.д.

        Статусы  могут быть формальными и неформальными.

        Среди  главных статусов выделяют статусы,  определяющие человека социально.  К ним относятся прежде всего  профессиональный статус. В качестве  главных обычно большое значение  имеют статусы, связаные с имущественным  положением, этническими, половыми  и возрастными признаками.

       Социальная роль – это определённые шаблон поведения, принятый в данном обществе, целесообразный для людей определенного статуса и гаратирующий выполенине конкретных социальных функций. Социальная роль всегда связана с закрепленными в данной культуре нормами, образами, стандартами. Поэтому социальную роль нельзя полностью уподоблять личной характеристеке. Ролевые ожидания, закрепленные  за статусом, требуют чрезмерной унификации, одинаковости уеловеческого поведения, оставляя за рамками роли уникальность, творческую неповторимость личности.

       Социальная  роль предъявляет личности определенные  стандартные требования, с ее  участием в системе регулярных  социальных взаимодействий. Тем самым гарантируется участие людей в функционировании определенного социального института. Социальная роль подключает личность к сложным социальным образованиям. Личность играет социальную роль, исполняя обязанности и осуществляя свои права по отношению к другим. Принятие роли – важное условие ее исполнения. Выполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыцми нормами. Принятие роли требует, чтоб каждое действующее лицо вообразило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.

         Упорядоченность повседневной жизни  обусловлена тем, что каждый  человек последовательно исполняет  то одну, то другую социальную  роль. Социальным ролям учатся  благодаря участию в организованных  группах. Шаблоны, стандарты поведения  отличаютс от группы к группе, от культуры к культуре. Успех  деятельности в группе зависит  от того, насколько ее участники  одинаково понимают роли друг  друга. Люди,  воспитаные в разных  культурах, испытывают значительные  трудности при совместной детельности.

        Любая  социалтная группа стремится,  чтобы личность вела себя более  или менее  идентично принятым  в данном обществе нормам и  ожиданиям. Пользуясь приемуществами, которые предоставляет группа, индивид  должен платить солидарностью.  Личность точно реагирует на  требования, стандарты, принятые  в обществе, при этом большое  значение имеет социокультурная  определенность этих стандартов.

       Общество  располагает мощныи механизмами,  определяющими ролевое поведение  личности. В отношении общество-личность  кроется немало противоречий, которые  могут порождать многочисленные  конфликты. Весьма распростраенными  являются конфликты, вызваные  различиями в трактовке социальной  роли личностью и обществом.  Во многих случаях личность  осознанно не принимает определенные  стандарты поведения, поддерживаемые  обществом, государством. Этот конфликт  лежит в основе диссиденства, оппозиционных движений и т.д.

       Ориентация на две противоречащие друг другу роли ведет к  внутренней борьбе личности, ее раздвоению, ослабдению здоровья и т.д. Конфлик ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. В нем берет верх более предпочтительный для личности мотив. Нередко личность оказывается  в тисках социальных ролей, теряя свою автономию, индивидуальность. Таким образом, конфликт социальных ролей может быть внутреролевым и межродовым.

        При  конфликте ролей выбр остается  за личностью, он зависит от  личностых приоритетов и доминирующих  ценностей. Личность почти всегда  находится в напряженном поиске  выбора из тех условий, которые  предоставляются обществом. В  зависимости от своих убеждений,  воли, характера, уровня культуры, интелекта, профессионализма в  рамках предложенных обществом  обстоятельств личность творит  свою судьбу.

      Осознание ребенком своего «Я» происходит в первой стадии социализации до 6-7 лет. Вторая стадия связана с периодом обучения. К концу 10-летней учебы юноши и девушки получают такое умственное и физическое развитие, которое считается в обществе достаточным для начала самостоятельной трудовой жизни или для дальнейшей учебы, связанной с приобретением профессии. Значительную роль в деле становления личности в молодости играют, помимо учебных, еще и трудовые, армейские, спортивные коллективы, в них происходит формирование и апробация многих социальных качеств личности, необходимых для полноценной общественной жизни людей. На третьей стадии социализации, охватывающей период социальной зрелости, человек овладевает ролями подчиненного или руководителя, отца или матери и т.д. На четвертой стадии – в период завершения жизненного цикла – процесс социалтзации хотя и замедлется, но совсем не прекращается. Люди и в пожилом возрасте не выключены из процесса социализации хотя бы потому, что им приходится овладевать новыми нормами – пенсионера, бабушки, дедушки.

       В наши  дни система социализации не  может действовать эффективно, не  опираясь на организационные  мероприятия со стороны государства.  В условиях современности система  социализации людей может эффективно  действовать только в том случае, если структуры, контролирующие  процесс воспитания людей, получают  адекватную информацию о позитивных  и негативных явлениях в сфере  социализации и принимают взвешенные  решения, направленные на оптимизацию  положения дел в ней. При  этом важно четко и последовательно  реализовывать такие решения  на практике.

            Под социальной нормой следует  понимать признанные людьми за  необходимый способ  осуществления  определенной деятельности, способ  бытия тех или иных явлений  окружающего мира, функционирования  систем.

           Сущность социальных норм проявляется не только в их структуре, но и в функциях. К числу функций социальных норм относят: регулятивную, отражательную, информационную, организационную, ценностно-ориентирующую, стимулирующую. При этом регулятивная функция норм обнаруживается в их способности иметь значение императивов, фиксирующих порядок осуществления тех или иных действий. Отражательная функция показывает, что содержание норм является результатом познания человеком окружающего мира и оценки его в терминах нормы и патологии. Информационная функция выражает способность норм быть носителями сведений о порядке отношения человека к миру и другим людям. Организационная, демонстрирует способность норм быть моделями отношения людей к окружающей действительности. Ценностно-ориентирующая функция проявляется в способности нормы, будучи усвоенной, быть средством ориентации в мире ценностей. Стимулирующая функция заключается в возможности усвоенных человеком норм побуждать его действовать в соответствии с представлениями о долге.

 

3. Покажите, каково  влияние рыночных отношений на  формирование и развитие личности.

        Став  системным принципом современной жизни, рыночные отношения уже не могут не влиять на внутренние установки и ценности, представления о морали и практическое «нравственное» поведение каждого человека, выросшего в этом мире. Нарастающий вал технических достижений и потребительских товаров, в чем-то непрерывно улучшая жизнь, не решает наших душевных,  психологических проблем. Скорее обостряет их – все больше углубляет пропасть между внешним благополучием и внутренней опустошённостью, усиливая то и другое одновременно. Человек вытесняет из многоцветия подлинной жизни роботоподобное существование на искусственно выстроенной арене, где ему отводится роль стандартной и понятной части общего порядка. Духовное и творческое оскудение   в такой ситуации неизбежно. 
       Рыночные отношения, изначально сориентированные на поддержание духа соперничества, почти неизбежно порождают в людях бессердечность, корыстность, завистливость, агрессивность, учат расталкивать других локтями, а то и идти к цели по головам. Эти отношения вытесняют чувство стыда и греха из сознания людей, им нужны не «химеры совести», а холодный рассудок. Здесь неуместны библейские заповеди: возлюби, умей прощать, бескорыстно помогай. Конкурентная борьба – благо для прогресса. Но это благо приобретается, в том числе, за счет внутреннего мира человека, внося в него опустошение и искажение, закрепляя однобокую устремленность.

      Опережая  успехи в преобразовании природы  и накоплении материальных благ, внутри человека растут и крепнут  неудовлетворенность, лживость, агрессивность,  зависть, страх. Естественным  продолжением такого рода личностных  приобретений оказываются критическое  обострение проблем со здоровьем,  появление все новых недугов  в социально-нравственной сфере.

          Материальные блага цивилизации  – не враги духовности. То, что  вредит ей не во внешнем  мире,  а внутри нас, в нашем  субъективном отношении к этим  благам. Можно и нужно пользоваться  достижениями цивилизации, но  не следует превращать обладание  ими в смысл жизни, предавать  ради них свою внутреннюю Истину. Сторонники приоритетного положения  духовности в нашей жизни не  зовут, как это нередко представляется, в каменный век, в пустыню,  в юрты. Контакт с духовностью  можно утратить и там. Нынче  в первобытность ведет не то, кто напоминает о духовной  природе человека, а тот, кто  ничего не хочет признавать, кроме  прогресса, и все глубже погружает  людей  в потребительское бытие,  делает рабом приобретений, внешних удовольствий, «правильного» образа жизни. И, в конечном счете» - всего лишь тотально обманутым покупателем. Подобно индейцам, он покупается на блестящие безделушки, а взамен отдает нечто подлинно  принадлежащее ему, свою главную, внутреннюю, собственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

        Личность  и общество взаимно обусловливают  друг друга. Между структурой  социального мира и структурой  личности всегда происходит процесс  взаимного приспособления. Со стороны  личности – это социализация, со стороны общества – конституирование системы регуляторов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

       Взаимоотношение  личности с обществом – это  основа всех основ ее жизнедеятельности.  В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет – это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а так же от активности самого человека, направленной, прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.

         Никакая личность развиваться  и творить вне общества не  может, что ее самореализация  напрямую зависит от социальных  условий ее жизни, определяется  ее социальным положением, экономическими  и другими возможностями. Ее  социальные права и свободы  также определяются обществом  и реализуются в нем, защищаются  государством.

       Не будет  счастлив добропорядочный человек,  если его окружают несчастные  люди, если деградирует общество,в  котором он живет. Значит нужно  делаь все для оздоровления  общества,для достижения благополучия  людей. Побудительными силами  деятельности каждой личности  должны стать чувства и сознание  патриотизма, любовь к своему  Отечеству, ответственное отношение  ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические  установки вполне определенно  ориентируют на то, чтобы во  всей своей своциально значимой  деятельности каждая личность  сочетала свои интересы с интересами  общества и государства, в котором  живет сама, ее семья и ее  народ.

 

Список используемой литературы:

  1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. – М.: Грааль, 2002
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.
  3. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.: Политиздат,

1992.

  1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: АСТ, 2002.

 

  1. Философия. Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко,

проф. В.П.Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2008.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"