Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Философия - это наука, подразумевающая обострённо совместимое от-ношение человека к окружающему миру, поиск и нахождение человеком от-ветов на главные вопросы бытия. Предметом называют круг вопросов, кото-рые изучает философия. В чём состоит значимость философии, какие функ-ции она реализует? Таких функций очень много, назовём четыре главные: Мировоззренческая функция философии - состоит в её способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик. Методо-логическая функция философии - состоит в определении способов достиже-ния какой - либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Рациональное познание, его формы и возможности………………………4-5
2. Философские категории……………………………………………………6-12
3. Структура индивидуального сознания. Самосознание…………………13-18
Список используемой литературы……………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

2. Единичное – общее.  Единичное – это нечто качественно  неповторимое, некая уникальная особенность объекта или явления. Единичное всегда внешне проявляется в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления.

Общее – это нечто  такое в свойствах и характеристиках  объекта или явления, что объединяет данный объект или явление в один класс с другим объектом, явлением или же со множеством некоторых объектов, явлений.

Метафизика по-разному  понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подхода эти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метафизического подхода в рамочном виде:

Общее, как это со всей очевидностью ясно, существует только в единичном, собирается из единичного и познается также только через единичное. Следовательно, единичное – это форма существования общего. Кроме того, любое единичное может разворачиваться и множиться, образуя из себя многое. А из этого следует, что в начале всех вещей существует нечто единичное, потому что:

– в чем состоит  главная общность всего существующего? Она состоит в том, что всё  существующее принадлежит к бытию, что всё существующее, попросту говоря – есть.

Но если общность всего  существующего, в смысле его принадлежности к бытию, неоспорима, то эта общность всего существующего должна собираться из свойств принадлежности к бытию у каждого единичного в составе этого общего, поскольку общее собирается из единичного;

– но откуда же тогда  в составе каждого единичного появилось вот это общее для них всех свойство принадлежности к бытию? Оно могло появиться только в том случае, если каждое единичное причастно к бытию через что-то для них единое, через некое единичное истинное бытие, из которого, собственно, и развернулось всё единичное в бытии;

– таким образом, если в начале всех вещей находится нечто единичное, то это единичное есть первоначало бытия, и, если уж из него разворачивается весь многообразный мир, то такое единичное первоначало, на самом деле, является по своему смыслу общим, поскольку именно его главная характеристика переходит в свойство каждого единичного и определяет общее свойство всего единичного принадлежать к бытию.

Таким образом, общее  и единичное существуют внутренне раздельно и независимо, потому что:

– единичное собирает из себя общее, но остается при этом независимо единичным,

– а общее, хоть и собрано  из единичного, всё равно является общим, а никак не единичным.

Но при этой внутренней обособленности друг от друга, во внешнем  проявлении общее и единичное существуют неразрывно, ведь:

– единичное создаёт  общее, а это значит, что общее  не может существовать без единичного;

– единичное, если говорить не о первоначале мира, а иметь  в виду все эти отдельные единичные  свойства вещей или явлений бытия, то все эти свойства, каждое в своей единичности, всегда образуют некое общее на основе только того, что всё это многообразное в своей совокупности есть простой и неотрицаемый факт его общего наличия в бытии;

– но, даже если иметь  в виду единичное, которое является первоначалом, и которое абсолютно единично, то оно всё равно одновременно есть и общее, поскольку именно из него проистекает вся общность единичных вещей и явлений, которые существуют через свою общую причастность к нему.

Диалектика

Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны, ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно:

– нечто общее можно  всегда понимать как единичное, если рассматривать его в отдельности  собственной совокупности его явления,

– а нечто единичное само является общим для множества единичных свойств, из которых оно само собрано;

– любое единичное  всегда определяется в своих характеристиках связями и отношениями того общего, в состав которого оно входит;

– любое общее характеризуется особенностями тех единичных элементов, из которых само же и состоит.

3. Причина – следствие.  Причина – это сложившаяся  необходимость для появления  того или иного факта или  явления действительности. Следствие – это результат действия причины.

Метафизика исходит из принципа причинности: любое явление имеет свою причину и определяется ею. То есть при сложившихся на данный момент условиях определенная причина порождает определенное следствие.

Но после это следствие  само становится причиной для другого  следствия и определяет его собою, и т.д. бесконечно.

Таким образом, возникает  безостановочная цепь причинно-следственных взаимодействий мира, где его нынешнее состояние является следствием, которое определено Полной причиной – совокупностью всех обстоятельств, которые вызвали настоящее состояние действительности (следствие), и которые (обстоятельства), в свою очередь, определены Производящей причиной – первой, в неприродной причиной возникновения действительности.

Итак, всё начинается с первой Производящей причины.

После действия первой Производящей причины в бытии начинают действовать различные виды причин – материальные причины, формальные причины, целесообразные причины, первые причины, вторые причины, конечные причины и т.д. Всё многообразие процессов мира имеет свои причины и, естественно, соответствующие этим причинам, следствия. Причем причины во времени, всегда предваряют следствия. В итоге причина и следствие являются хронологически сменяющими друг друга моментами единого непрерывного процесса развития действительности, где причина своей природой определяет следствие.

Диалектика

Причина и следствие  находятся в постоянном взаимодействии не только как предшествующие друг другу по времени явления, но и как взаимно влияющие друг на друга факторы развития. Хотя причина во времени и предшествует следствию, однако всегда существует некая длительность их сосуществования вместе. Во время этого совместного сосуществования не только причина определяет следствие, но и следствие обладает возможностью активно воздействовать на причину. Таким образом, на развитие действительности оказывает влияние не только причина, но и то, какова природа порождаемого ею следствия.

Следовательно, в результате причинно-следственных взаимодействий возникает некая обратная связь  в виде, наоборот, следственно-причинных взаимодействий, что приводит к самоорганизации развития действительности, поскольку возникает эффект самоформирующихся условий развития, когда следствие изменяет причину, то есть вносит в процесс развития, внутренне возникающие факторы.

4. Случайность – необходимость.  Случайность – это характеристика  реализуемости какого-либо процесса, который с некоторой вероятностью  может произойти, а может и  не произойти. Необходимость –  это непременность какого-либо процесса, который обязательно, так или иначе, произойдет.

Метафизика по-разному  понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия, но и взаимоисключающие друг друга. Метафизика может отрицать случайность, переходя в фатализм, или отвергать необходимость для процессов общественной жизни, признавая их не подчиненными никаким закономерностям, но во всех случаях метафизика всегда понимает природу случайного и необходимого как противоположно разную, или считает ложным одно из этих понятий.

Диалектика понимает любой процесс действительности как результат сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при возникновении в любом процессе противоречий, появляется внутренняя необходимость их разрешения, которая подчиняет данный процесс именно этой цели.

Таким образом, для диалектики необходимость является сутью развития действительности, которая содержится в исходных противоречиях любого процесса.

Когда же данная необходимость  начинает вести процесс по пути разрешения противоречий, то внешнюю форму этого разрешения может определять случайность.

То есть в диалектике необходимость является внутренней сутью процессов развития, а случайность является внешним фактором видообразования обстоятельств развития, несущественных для генерального пути, который окончательно определен необходимостью.

5. Сущность и явление.  Сущность – это внутреннее  смысловое содержание объекта. Явление – это внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

Метафизика

Сущность сокрыта в  вещи, она:

– или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при  чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении;

– или, наоборот, находится вне вещей вообще, остается вообще сокрытой от чувственного восприятия и, соответственно, также не может быть познанной.

Таким образом, наше познание имеет дело не с сущностью, а с  явлениями, которые есть:

– или проявления особенностей аппарата нашего чувственного восприятия (если сущность в вещах);

– или же проявления деятельности некоей в неприродной сущности вещей (Идея, Форма, Число, Бог, Абсолют, Разум и т.д.).

Диалектика

Через явление мы можем  проникнуть в сущность и познать  сущность, поскольку явление есть не что иное, как некое явление сущности. Таким образом, любая сущность всегда проявляется во внешних явлениях и может быть познана.

6. Возможность – действительность. Возможность – это то, что может  возникнуть и существовать при определённых условиях. Действительность – это то, что есть в наличие. 
Метафизика 
Возможное может стать действительностью тогда, когда оно соответствует целесообразности процессов действительности. Если данная предустановленная целесообразность действительности принимает в себя некую возможность и образует с нею логическое родство, то возможное переходит в действительное при наличии некоей внешней необходимости в виде возникновения конкретных к этому причин. 
Диалектика 
Поскольку возможное еще не действительность, то возможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действительности, лишь выражение некоторой тенденции развития, которая ничего собою не определяет и полностью подчиняется внутренним закономерностям действительности.

Категории задают интервал и направленность видения  мира в любой его форме - природной, социальной или духовной. Категории  ориентируют и обеспечивают сознание, соотнесенность знания о мире и знания о себе, что позволяет формировать оптимальное отношение человека к миру. В этом проявляется мировоззренческое значение философских категорий.

Таким образом, категории философии - это особые понятия, претендующие на однозначность, обусловленность, целостность, разграниченность, а посему и отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения бытия, что позволяет им выступать в качестве эффективного инструмента освоения (познания) мира.

Дорога к определению  статуса категорий, установления их роли и места в процессе освоения мира была длинной и трудной.

 

3. Структура индивидуального сознания. Самосознание.

Психика есть способность живых существ  создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Сознание  является частью психики, ибо в ней  происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознательными называются такие психические явления  и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются  ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами. Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала  ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"