Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:41, контрольная работа
Притязания философии религии определяются самим существом философии. Европейская философия осознает себя как универсальное или как высшее познавательное усилие. Всякая реальность и всякий вид познания и деятельности должны - в соответствии с фундаментальной культурной установкой относительно философии - получить оправдание и санкцию со стороны философского разума. Такая установка, разумеется, подвержена историческим модификациям, и степень ее выраженности варьируется. Однако как раз применительно к религии эта фундаментальная культурная установка воспроизводится постоянно.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П.ОГАРЕВА
КОВЫЛКИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра общенаучных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Вариант_______
«Юриспруденция»
Проверил преподаватель:________________
Дата__________________________
Ковылкино 2013 г.
Содержание.
Список используемой литературы.
Понятие "философия религии" может рассматриваться в широком и узком смыслах. Философия религии в широком смысле слова - это совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, осмысление ее природы и функций, а также философские обоснования существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.
Притязания философии религии определяются самим существом философии. Европейская философия осознает себя как универсальное или как высшее познавательное усилие. Всякая реальность и всякий вид познания и деятельности должны - в соответствии с фундаментальной культурной установкой относительно философии - получить оправдание и санкцию со стороны философского разума. Такая установка, разумеется, подвержена историческим модификациям, и степень ее выраженности варьируется. Однако как раз применительно к религии эта фундаментальная культурная установка воспроизводится постоянно.
Философия религии в узком смысле слова предстает либо как специальная тема, специальный раздел крупных философских систем, либо как обособившаяся философская дисциплина. (Разумеется, одно не исключает другого.)
Единодушия в понимании природы и функции философии религии среди философов нет. Тем не менее философия религии обладает объективно устанавливаемой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания, а также от теологии и религиоведческих дисциплин. Она представляет собой особый тип философствования, демонстрирующий многообразие исторических форм реализации.
Общую предметную область
подавляющего большинства разновидностей
современной философии религии
образуют исследование и осмысление
теизма в самых различных аспектах,
а также обоснование
В своем историческом существовании
философия религии являет некоторые
устойчивые формы. Она всегда предстает
либо как философское
Философия религии в самом общем значении
— философского размышления о религии.
При таком понимании философия религии
представлена множеством различных направлений,
трудов, суждений, высказанных более чем
за двухтысячилетнюю историю философии.
Их содержание и мера новизны могут быть
оценены лишь в контексте духовной жизни
конкретной эпохи. В западноевропейской
культуре 18 в. утверждается понятие Ф.р.
в более узком смысле, а именно: как самостоятельная
философия дисциплина, посвященная изучению
религии как специфической формы культуры.
Философия размышления о религии могут
преследовать две цели.
Во-первых, философия
средствами решить те вопросы, которые
относятся к компетенции религии. Философия
в этом качестве выступает как философская
теология. У Аристотеля, теология представляет
собой раздел его метафизики, тогда как
у Фомы Аквинского «естественная теология»
— это часть богословской системы, в которой
человеческий разум собственными усилиями
познает Бога и стремится выработать доказательства
его бытия. Античность и Средние века знали
Ф.р. преимущественно в этом виде. В зависимости
от решения проблемы соотношения веры
и разума, философия выступала в роли либо
«служанки богословия», либо с независимых
или даже критических по отношению к церковному
учению позиций (напр., аверроизм). Во-вторых,
осуществить филос. анализ феномена религии,
т.е. найти ответ на вопрос, «что есть религия?»,
используя с этой целью собственный метод
и категориальный аппарат. Религия выступает
в данном случае как предмет философского
осмысления. Современное понимание религии
возникает в эпоху Просвещения. Философская
мысль того времени демонстрирует различное
отношение к религии, в конечном счете
вырастающее из характерного для европейской
культуры противостояния веры и знания.
Само христианское учение формировалось
усилиями «отцов церкви» (представителей
патристики, впоследствии схоластики),
стремившихся выявить универсальное,
общезначимое содержание Библии как превосходящее
все прежние языческие верования и античную
философию, тем самым сделав новую религию
понятной и доступной эллинскому миру.
Таковы были главная задача и специфика
формирующейся религиозной философии.
Постепенно, однако, выяснялось, что христианскую
истину спасения невозможно адекватно
выразить в категориях, свойственных философии.
Именно это стремление соединить интуитивно
постигаемую религиозную веру и рациональное
философское знание, «Афины и Иерусалим,
Академию и Церковь» (Тертуллиан), а говоря проще, осуществить
синтез религии (теологии) и философии,
представляло главную заботу и непреодолимую
коллизию христианского философствования,
не утратившую своей остроты и поныне.
Неизбежность
конфронтации религии (теологии) и философии
была обусловлена их глубоким типологическим
различием. Христианство и его теоретическое
(теологическое) выражение развивались
в жестком русле, очерченном Библией и
Священным Преданием, традицией, официальным
каноном, символикой богослужения. Что
же касается философии, то ее установки
иные: критический анализ всех форм культуры
с позиции разума, опора на опытное знание,
свободное исследование, не подчиненное
священным авторитетам. Становление филос.
критицизма отражало успехи науки в познании
мира, совершенствование ее теоретического
инструментария, повышение в общественном
сознании авторитета и роли достоверного
знания, одним словом, стремительные изменения
всей социокультурной обстановки, отличающие
европейскую техногенную («фаустовскую»)
цивилизацию, в конечном счете обусловившие
процесс секуляризации общества.
Как самостоятельная дисциплина философия
религии формируется в эпоху Просвещения
(17—18 вв.). Прежде всего философы отстаивали
право самостоятельно судить о проблемах
религии. «Два вопроса, — пишет Р. Декарт
в 1641, — о Боге и душе — всегда считались
мною важнейшими среди тех, которые следует
доказывать скорее посредством доводов
философии, чем богословия». Ярким этапом
формирования Ф.р. стало творчество Б.
Спинозы, утверждавшего тождество Бога
и природы, которую он понимал как единую,
вечную и бесконечную субстанцию, как
причину самой себя (causa sui). Он же в «Богословско-политическом
трактате» (1670) заложил основы критически-научного
прочтения Ветхого Завета. Существенный
вклад внесла и разработка Д. Юмом понятия
«естественной религии»: противопоставленное
«позитивной» или «исторической религии»,
оно открывало возможности филос. анализа
религии как спекулятивной конструкции,
а также эмпирического исследования конкретных
религий.
Выдающуюся роль в становлении философии
религии сыграли мыслители, прежде всего
И. Кант, Ф. Шлейермахер и Г.В.Ф. Гегель.
Они предложили понимание религии, ориентированное
на разные области сознания — волю (Кант), чувство (Шлейермахер) и разум (Гегель). Главные черты грядущей «эпохи
Просвещения», по Канту, — повсеместное
торжество свободного разума, мужество
и умение пользоваться собственным умом.
Религия, настаивает он, которая не задумываясь
объявляет войну разуму, не сможет долго
устоять против него. Кант вводит Бога
как постулат практического разума («моральное
доказательство»): «Все, что кроме доброго
образа жизни, человек предполагает делать,
чтобы быть угодным Богу, есть только религиозная
иллюзия и лжеслужение Богу». Истинная
религия — это моральная религия, т.е.
«познание всех наших обязанностей в качестве
божественных заповедей», а философия
религии — учение, извлекающее рациональное
содержание из мифов и религиозных представлений.
Наследуя установки Канта, философы стремились
постичь сущность религии, разработать
ее общую «теорию». Для этого было необходимо
выразить в филосовских категориях внутренний
духовный опыт религиозно-творческих
личностей. Классическим образцом осуществления
такого замысла можно считать Ф.р. Гегеля,
в которой религиозные чувства и представления
рассматриваются в качестве формы выражения
абсолютной истины. Тождественные в своем
содержании, философия и религия постигают
Бога различными методами, первая — в
понятиях, вторая — в представлениях.
Религия в гегелевской системе занимает
почетное место, но последнее слово принадлежит
философии, как более высокой форме познания
абсолютного духа. Высшей («абсолютной»)
религией является христианство, в котором
произошло примирение Бога и человека,
а религия достигла ступени самосознания.
При этом, настаивает Гегель, не следует
принимать на веру каждое слово Священного
Писания или оправдывать любой христианский
обряд. Философский взгляд на религию
критичен, он основывается на принципах
разума и в отличие от теологии не связан
субъективно с верой и откровением, а объективно
— с церковью как социальным институтом
философия религии была детищем эпохи,
когда философская мысль стремится критически
объяснить религию с позиции рационализма
и тем самым обрести общезначимый фундамент
культуры: если вера разъединяет людей
по конфессиям, то разум, напротив, — их
общее достояние. Мера радикальности такой
критики была различной: религия должна
либо быть очищена от «бессмысленных догм
и суеверий», либо отброшена вообще как
плод обмана и невежества. Поверхностность
такого понимания религии была показана
немецкими философами, начиная от Канта
и кончая Л. Фейербахом, выдвинувшими концепцию
«отчуждения», материалистический вариант
которой впоследствии был блестяще разработан
К. Марксом.
С середины 19 в. наступает новый период
истории — век буржуазного прогресса,
торжества позитивизма. Развитие философии
религи пошло разными путями: от открытой
критики религиозного сознания до его
теологической апологетики, или «приватной
теологии», разрабатывавшейся мыслителями,
не связанными церковной дисциплиной.
Так, О. Конт и Г. Спенсер в рамках позитивизма
разрабатывают социологический подход,
разрушительный для традиционного богословия.
На почве эволюционной теории возникают
многообразные формы естественно-научного
атеизма; это время расцвета агностицизма
Т. Гексли, монизма Э. Геккеля, вульгарного
материализма, «натурализма» Д. Дьюи и
др. направлений религии, время, по-своему
завершившееся мрачной констатацией Ф.
Ницше «Бог умер!». Растет влияние и других
новейших концепций: философии «процесса»
А.Н. Уайтхеда, экзистенциалистской, феноменологической,
структуралистской и др.
Современная
философия религии прежде всего пытается
понять отношение между философией и религией
как самостоятельными формами культуры,
так или иначе связанными между собой.
Не только разум постоянно вторгается
в дела религии и участвует в них, но и
последняя активно проявляет себя как
культуротворческий фактор в области
философии, в науке и в искусстве. В своей
исходной основе религия остается принципиально
отличной от философии, несмотря на все
попытки преодолеть как «мнимую» несводимость
«сущности» религии к определениям, которые
были бы понятны для философии разума.
«Между Богом философов и Богом Авраама,
Исаака и Иакова всегда было не только
различие, но и конфликт» (Н.А. Бердяев).
Попытки ввести всю философию в русло
«религиозной философии» как единственно
истинного способа философствования до
конца оказываются неприемлемыми ни для
одной из сторон, поскольку таят в себе
угрозу утраты идентификации религии
как философии.
Вопрос
о будущем философии религии остается
открытым. Повторяющиеся декларации о
«смерти Бога» и «конце философии» делают
весьма проблематичным дальнейшее существование
Ф.р. в качестве отдельной исследовательской,
а не образовательной дисциплины. В то
же время крупнейшие философы 20 в. (Ф. Маутнер,
Уайтхед, Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер,
К. Ясперс, Э. Блох и др.), как правило, уделяли
пристальное внимание коренным проблемам
философии религии, стремясь открыть философии
новые аспекты интеллектуального опыта,
дающие возможность понять религиозное
и даже мистическое в качестве неотъемлемого
компонента человеческого опыта в целом.
Возможно, что философия, идущая этим путем,
окажется способной помочь историческим
религиям и сложившимся теологиям точнее
оценить оправданность их притязания
на обладание конечной истиной, в результате
чего будет достигнуто трезвое взаимопонимание
между философом и Homo religiosus.
Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы познания. Человеку всегда важно знать, какими познавательными возможностями он располагает, способен ли он выработать адекватное знание, позволяющее ему жить и действовать в реальном мире. Существуют ли какие-то препятствия для получения такого адекватного знания? Каковы границы познавательной деятельности или же процесс познания безграничен?
Современная гносеология источником познания, сферой, откуда человек получает знание, считает существующую независимо от сознания объективную реальность.
Принято выделять следующие элементы познавательного процесса: субъект познания, объект познания и посредники познания.
Субъект познания – это тот, кто влияет на объект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятельности и общения.
Объект познания – это фрагмент (часть, аспект, уровень) объективной реальности (социальной, природной, культурной и т.д.), который включен в человеческую деятельность и познание.
Посредники познания – это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т.п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы и т.д.).
Теория познания рассматривает субъект и объект познания в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Результатом любого познания является образ. Образ – это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа – сходство, адекватность оригиналу.
Таким образом, познание – это активный процесс. Но что заставляет человека интересоваться новыми, ранее не известными ему явлениями? Считается, что главной движущей силой познания является практика.
Практика - это материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды к потребностям общества.
Практика является основой всего человеческого бытия, согласовывает и определяет все формы деятельности. Важнейшие виды человеческой деятельности следующие: материально-производственная, общественно-политическая и научно-экспериментальная. Практика существует в единстве с познанием. Если практика – это материально-предметная деятельность, то познание – это идеально-образная деятельность. Однако не следует отождествлять практику и познание. По способу и результату деятельности практика и познание выступают как противоположности. Практика – это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание – это производство идей, знаний, моральных норм и т.д.
Для философии Нового времени характерна борьба двух гносеологических концепций: рационализма и эмпиризма.
Одно из направлений - рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других мыслителей.
Другое философское направление - эмпиризм (от греч. empiria - опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк.
Кант разрешил спор рационалистов и сенсуалистов, доказав, что источником человеческих утверждений о мире не является ни разум, ни чувства. По И. Канту, источником знаний является активный познающий субъект, синтезирующий чувственное содержание ощущений с рассудочными формами. Человек познает не вещь саму по себе, а лишь явления, описывая их на основе опыта и частных наук. Естествоиспытатели поняли, что разум видит лишь то, что создает по своему собственному плану. Таким образом, - заключает И. Кант, - не субъект вращается вокруг объекта, а объект вокруг субъекта. И не метафизика (учение о принципах бытия) есть основание всех наук, а критическая теория познания (учение о методе и категориях рассудка, чувств и разума).
Согласно новоевропейскому
пониманию природы
Позитивизм утверждает первенство науки: наше знание – это результаты научного познания; считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология); замещает наукой другие формы знания (отсюда критика философии); ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем.
Особую убедительность сциентизму
придают такие черты
Убежденность во всесилии
науки лежит в основании
Метафизический (онтологический)
аргумент. Позитивная наука не может
дать понимание целого, она лишь
способна моделировать фрагменты реальности.
Более того, она не способна отвечать
на вопрос о смысле бытия. Она исследует
феномены, а не сущность. Отвечая
на вопросы «как» и старательно
обходя вопросы «что», новоевропейская
наука исследует вещи лишь настолько,
насколько ими можно
Феноменологический аргумент. Частные науки неспособны обращаться к самим вещам. Они выявляют в объекте исследования свои предметы и исследуют лишь их. Нет науки вообще, но есть лишь частные науки, компетентные лишь в своих узких предметных областях.
Антропологический аргумент. Основанный на идеалах античности способ познания мира, выраженный в философии, искусстве, религии и науке способствовал освобождению человека, ибо основывался на человеческой природе. Новоевропейская наука, наоборот, превращает человека в раба и противоречит его природе.
Этический аргумент. Позитивная
наука бессильна объяснить