Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, контрольная работа
Категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.
Бог-субстанция у Спинозы – это сугубо умозрительное понятие. Спиноза наделяет Бога такими характеристиками как единственность, цельность, вневременность, простота. Он придает Богу-субстанции пантеистический оттенок, называя его Природой.
3. а) идолы рода; б) идолы рынка; д) идолы театра; е) идолы пещеры.
4. б) разум;
5. б) гносеология;
6. в) Р.Декарт; г) Б.Спиноза;
7.
в) результаты чувственного
Тест № 5
1.
Человек, согласно
В
идеалистическом рационализме разум
отделяется от человека и наделяется
самостоятельным
Представители
же материалистического
2. д) иррационализм.
3.
в) уверенность в равенстве
всех людей как разумных
4. ж) Ж.Ламетри
5. в) ощущениям; д) восприятию.
6. д) Д.Дидро;
7. д) Просвещение.
Тест № 6
1.
Согласно теории познания
Таким образом, вещь в себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, “явилась ему”, и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может познать только явления. Каковы вещи в себе, т.е. каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек знать не может. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, – умопостигаемый мир – может быть доступен только разуму.
В
основе философской системы Гегеля
(1770-1831 гг.) лежит также проблема соотношения
субъекта и объекта, которая в
отличие от теории Канта предстает
как учение об их тождестве. В своей
первой наиболее значительной работе
“Феноменология Духа” Гегель пытается
разрешить проблему тождества субъекта
и объекта, мышления и бытия на
основе обоснования тождества
2. б) нравственный закон;
3. д) “вещь в себе”; е) явление.
4. б) антропологический;
5. в) мера;
6.
б) закон перехода
7.
в) необходимый этап в
Тест № 7
1. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60-х гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники.
Славянофилы опирались на православное направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея мессианской роли русского народа, его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации.
2. в) соборность.
Пояснение: Определяющим признаком соборности служит принцип “единства во множественности”. Понятие “соборный” раскрывает не только внешнее, видимое соединение
людей, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность есть следствие, итог взаимодействия свободного человеческого начала (“свободы воли человека”) и божественного начала (“благодати”).
3. б) соборность; в) православие; д) общинность;
4. в) В.С.Соловьев;
5. б) монархию;
6. г) богочеловечество;
7. а) эмпирическое познание; б) рациональное познание;
Тест № 8
1.
Неверие в конструктивно-
В иррационализме духовное отождествляется со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами субъекта. Все формы рационального, целесообразного отношения к миру объявляются в иррационализме производными от первоначальной, досознательной основы. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, и какая дается интерпретация этому началу, в философской литературе возникают различные системы и школы иррационализма: “философия воли” А.Шопенгауэра (1788-1860), “философия жизни” Ф.Ницше (1844-1900), В.Дильтея (1833-1911), А.Бергсона (1856-1941) и др. Иррационализм выступает против рационалистического воззрения, согласно которому окружающий мир является родственным человеку, природа и различные сферы общественной жизни рациональны в своей основе и познание может дать надежные ориентиры для человеческой деятельности. Неустойчивость социального бытия индивида превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания. Иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира. С точки зрения его представителей, основание бытия неразумно. Бытие иррационально, бессмысленно, дисгармонично, абсурдно.
2. г) отчуждение труда.
Пояснение: В условиях отчуждения, по словам Маркса, “деятельность человека оказывается мукой, его собственное творение – чуждой ему силой, его богатство – его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком – несущественной связью, и напротив, его оторванность от другого человека оказывается его истинным бытием, его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни, его власть над предметом оказывается властью предмета, а сам он, властитель своего творения, оказывается рабом своего творения”.
3. д) люди по своей природе неравны, делятся на лучших и худших;
4. в) Ф.Ницше;
5. в) К.Маркса;
6. в) Ф.Ницше; д) В.Дильтей;
7. б) становление; в) творческое созидание;
Тест № 9
1.
Существование предшествует
2. а) свобода;
Пояснение:
Экзистенциалисты подчеркивают, что
человек свободен совершенно, независимо
от реальных возможностей существования.
Свобода человека сохраняется в
любой обстановке и выражается в
возможности делать выбор. Речь идет
не о выборе возможностей для действия,
а выражении своего отношения
к данной ситуации. Таким образом,
свобода в экзистенциализме –
это, прежде всего, свобода выбора духовно-нравственной
позиции индивида. Со свободой теснейшим
образом связана и
3. в) заброшенность;
4. в) З.Фрейдом;
5. г) Ж.-П.Сартру;
6.
а) М.Хайдеггер; в) Ж.-П.Сартр;
7. а) Оно; г) Я; ж)Сверх-Я
Тест № 10
1.
Понятие “позитивизм” (производное
от лат. positivus – положительный)
обозначает призыв отказаться
от метафизических абстракций
и обратиться к исследованию
позитивного знания. Позитивисты
считают, что философия
О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека, которые свойственны ему как на уровне филогенеза (развитие всего человечества), так и на уровне онтогенеза (развитие индивида): теологической, метафизической и позитивной (научной). Первая теологическая стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений, вторая – метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, научную. Позитивизм по-нимает
свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода. В данном случае под словом метафизика понимается традиционный, философский подход. История “тяжбы” философии с наукой, считает Конт, показала, что всякие попытки приспособить метафизическую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от метафизики. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя.
По
замыслам Конта, конкретные науки должны
выявлять частные закономерности различных
предметных областей знания, философия
же должна направить свои усилия на
познание наиболее общих закономерностей,
на систематизацию научного знания. При
этом в своей си-стематизаторской
деятельности философия должна ориентироваться
на строгие образцы
2. а) верификации;
Пояснение: Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида, к “атомарным высказываниям”.
3. б) эмпириокритицизм;
4. а) Г.Спенсер; б) О.Конт;
5. б) позитивно научной;
6. в) Л.Витгенштейн; г) Б.Рассел;
7. б) парадигмой;
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. в) мифологическая;
2. б) объективный идеализм;
3.
а) весь мир – это
4. а) религии; б) мифологии;
5. б) философская;
6. а) генетического;
7. а) онтологии;
8. а) в дуализме жизни и духа;
9. в) появление орудий труда;
10. б) индивид;
11.
а) свобода; е)
12.
г) в продолжении своего
13. а) ощущение; б) восприятие; д) представление;
14.
б) знание, соответствующее
15. а) наблюдение; б) эксперимент; д) описание.
16. в) быстрое развитие техники; г) применение в производстве научных знаний;
17.
в) в реализации человеческого
достоинства в создании
18. а) А.Тойнби;
19.
д) жестокость; ж) бунтарство; к)
индивидуализм; л)
20.
а) свойство предметов