Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 33.62 Кб (Скачать)

Бог-субстанция у Спинозы – это сугубо умозрительное  понятие. Спиноза наделяет Бога такими характеристиками как единственность, цельность, вневременность, простота. Он придает Богу-субстанции пантеистический  оттенок, называя его Природой.

3. а) идолы рода; б) идолы рынка;  д) идолы театра; е) идолы пещеры.

4. б) разум;

5. б) гносеология;

6. в) Р.Декарт; г) Б.Спиноза;

7. в) результаты чувственного познания  можно признать достоверными;

Тест  № 5

1. Человек, согласно рационализму, является разумным существом  по своей “природе”. Разум,  как сущностная характеристика  субъекта, выступает в рационализме  как предпосылка и как наиболее  яркое проявление всех других  характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как  разумное существо, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических свобод. Рационализм исходит из идеи подобия и конечного совпадения разума и результатов человеческой деятельности. Согласно этой идее, человеческая сознательность (рациональность, целесообразность), была взята в качестве прообраза, модели всего миропорядка. Мир предстает в рационалистических системах законосообразным, самоупорядоченным.

В идеалистическом рационализме разум  отделяется от человека и наделяется самостоятельным существованием, т.е. объективируется (становится внешним  по отношению к субъекту). В результате получается образ субстанции, по своим  основным характеристикам аналогичной  разуму человека, в которой неразрывно связаны цель и средство, результат  и действие, реализация и замысел.

Представители же материалистического рационализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне  присущими материи свойствами. “Вселенная, – пишет Гольбах, – это колоссальное соединение всего существующего, повсюду  являет нам материю и движение...”, и далее – “природа существует сама по себе, действует в силу своей  собственной энергии и никогда  не может быть уничтожена”. Учение французских материалистов о  внутренней активности материи, о всеобщем характере движения носило механистический  характер.

2. д) иррационализм.

3. в) уверенность в равенстве  всех людей как разумных существ;  д) механистическое понимание  человека;

4. ж) Ж.Ламетри

5. в) ощущениям; д) восприятию.

6. д) Д.Дидро;

7. д) Просвещение.

Тест  № 6

1. Согласно теории познания Канта  существуют вещи в себе (сами  по себе), которые действуют на  органы чувств человека, порождают  многообразные ощущения, упорядочивающиеся  доопытными формами чувственности  – пространством и временем, т.е.  располагаются в трехмерном измерении  и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления – понятий и категорий – придает этим восприятию всеобщий и необходимый характер.

Таким образом, вещь в себе через каналы органов чувств, формы чувственности  и рассудка стала достоянием сознания субъекта, “явилась ему”, и он может  делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек  может познать только явления. Каковы вещи в себе, т.е. каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне  сознания субъекта, человек знать  не может. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится  за пределами опыта, – умопостигаемый мир – может быть доступен только разуму.

В основе философской системы Гегеля (1770-1831 гг.) лежит также проблема соотношения  субъекта и объекта, которая в  отличие от теории Канта предстает  как учение об их тождестве. В своей  первой наиболее значительной работе “Феноменология Духа” Гегель пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального  и “абсолютного Я”. Первым шагом  на пути преодоления противоположности  субъекта и объекта, по мнению Гегеля, является движение индивидуального  сознания к отождествлению с “абсолютным  Я”, т.е. с общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества. Это возможно лишь путем поступательного  развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые  прошло человечество на протяжении всей своей истории.

2. б) нравственный закон;

3. д) “вещь в себе”; е) явление.

4. б) антропологический;

5. в) мера;

6. б) закон перехода количественных  изменений в качественные; г) закон  взаимопроникновения противоположностей; д) закон отрицания отрицания;

7. в) необходимый этап в развитии  Абсолютной идеи;

Тест  № 7

1. Первая акцентировала внимание  на самобытности русской мысли  и связывала эту самобытность  с неповторимым своеобразием  русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60-х гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники.

Славянофилы опирались на православное направление  в общественной мысли России. В  основе их философского учения лежала идея мессианской роли русского народа, его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации.

2. в) соборность.

Пояснение: Определяющим признаком соборности служит принцип “единства во множественности”. Понятие “соборный” раскрывает не только внешнее, видимое соединение

людей, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность есть следствие, итог взаимодействия свободного человеческого начала (“свободы воли человека”) и божественного  начала (“благодати”).

3. б) соборность; в) православие;  д) общинность;

4. в) В.С.Соловьев;

5. б) монархию;

6. г) богочеловечество;

7. а) эмпирическое познание; б) рациональное  познание;

Тест  № 8

1. Неверие в конструктивно-созидательные  силы человека, исторический и  социальный пессимизм, скептицизм  – таковы основные черты умонастроения  второй половины XIX-XX вв., которые  легли в основу иррационализма.

В иррационализме духовное отождествляется  со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими  структурами субъекта. Все формы  рационального, целесообразного отношения  к миру объявляются в иррационализме производными от первоначальной, досознательной основы. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, и какая дается интерпретация этому началу, в философской литературе возникают различные системы и школы иррационализма: “философия воли” А.Шопенгауэра (1788-1860), “философия жизни” Ф.Ницше (1844-1900), В.Дильтея (1833-1911), А.Бергсона (1856-1941) и др. Иррационализм выступает против рационалистического воззрения, согласно которому окружающий мир является родственным человеку, природа и различные сферы общественной жизни рациональны в своей основе и познание может дать надежные ориентиры для человеческой деятельности. Неустойчивость социального бытия индивида превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания. Иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира. С точки зрения его представителей, основание бытия неразумно. Бытие иррационально, бессмысленно, дисгармонично, абсурдно.

2. г) отчуждение труда.

Пояснение: В условиях отчуждения, по словам Маркса, “деятельность человека оказывается  мукой, его собственное творение – чуждой ему силой, его богатство  – его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком – несущественной связью, и напротив, его оторванность от другого человека оказывается его  истинным бытием, его жизнь оказывается  принесением в жертву его жизни, его власть над предметом оказывается  властью предмета, а сам он, властитель своего творения, оказывается рабом  своего творения”.

3. д) люди по своей природе  неравны, делятся на лучших  и худших;

4. в) Ф.Ницше;

5. в) К.Маркса;

6. в) Ф.Ницше; д) В.Дильтей;

7. б) становление; в) творческое  созидание;

Тест  № 9

1. Существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала  существует, появляется в мире, действует  в нем, а уж потом определяется  как личность, самостоятельно формирует  свою сущность.

2. а) свобода;

Пояснение: Экзистенциалисты подчеркивают, что  человек свободен совершенно, независимо от реальных возможностей существования. Свобода человека сохраняется в  любой обстановке и выражается в  возможности делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения  к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме –  это, прежде всего, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Со свободой теснейшим  образом связана и ответственность  человека. Без свободы нет ответственности  и наоборот. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно  предопределен какими-либо духовными  или материальными факторами, то он не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и  средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих  действий.

3. в) заброшенность;

4. в) З.Фрейдом;

5. г) Ж.-П.Сартру;

6. а) М.Хайдеггер; в) Ж.-П.Сартр;  г) К.Ясперс;

7. а) Оно; г) Я; ж)Сверх-Я

Тест  № 10

1. Понятие “позитивизм” (производное  от лат. positivus – положительный)  обозначает призыв отказаться  от метафизических абстракций  и обратиться к исследованию  позитивного знания. Позитивисты  считают, что философия увлеклась  оторванными от реальной жизни  метафизическими изысканиями и  спорами. Сейчас, в век все возрастающей  роли точных и конкретных знаний, необходимо сосредоточить свое  внимание на “позитивном” в  человеческом знании и познании. Позитивизм исходит из признания  существования реальности, которая  со всей очевидностью непосредственно  дана человеку. Понятия позитивное  и данное тождественны. Данное  – это то, что поддается проверке  эмпирическими или логико-математическими  средствами. Эта проверка должна  носить общезначимый характер.

О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека, которые свойственны ему  как на уровне филогенеза (развитие всего человечества), так и на уровне онтогенеза (развитие индивида): теологической, метафизической и позитивной (научной). Первая теологическая стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений, вторая – метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы  сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, научную. Позитивизм по-нимает

свое  предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики  направлено против метафизического  подхода. В данном случае под словом метафизика понимается традиционный, философский подход. История “тяжбы”  философии с наукой, считает Конт, показала, что всякие попытки приспособить метафизическую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от метафизики. Наука больше не нуждается в стоящей  над ней философии, а должна опираться  сама на себя.

По  замыслам Конта, конкретные науки должны выявлять частные закономерности различных  предметных областей знания, философия  же должна направить свои усилия на познание наиболее общих закономерностей, на систематизацию научного знания. При  этом в своей си-стематизаторской деятельности философия должна ориентироваться  на строгие образцы естественнонаучного  знания. Философские системы О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля носили характер энциклопедических классификаций  имеющегося научного знания.

2. а) верификации;

Пояснение: Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующим  непосредственный чувственный опыт индивида, к “атомарным высказываниям”.

3. б) эмпириокритицизм;

4. а) Г.Спенсер; б) О.Конт;

5. б) позитивно научной;

6. в) Л.Витгенштейн; г) Б.Рассел;

7. б) парадигмой;

ИТОГОВЫЙ  ТЕСТ

1. в) мифологическая;

2. б) объективный идеализм;

3. а) весь мир – это совокупность  ощущений человека;

4. а) религии; б) мифологии;

5. б) философская;

6. а) генетического;

7. а) онтологии;

8. а) в дуализме жизни и духа;

9. в) появление орудий труда;

10. б) индивид;

11. а) свобода; е) ответственность.

12. г) в продолжении своего существования  в творчестве, потомстве.

13. а) ощущение; б) восприятие; д) представление;

14. б) знание, соответствующее действительности;

15. а) наблюдение; б) эксперимент;  д) описание.

16. в) быстрое развитие техники;  г) применение в производстве  научных знаний;

17. в) в реализации человеческого  достоинства в создании духовных  ценностей;

18. а) А.Тойнби;

19. д) жестокость; ж) бунтарство; к)  индивидуализм; л) коллективизм.

20. а) свойство предметов удовлетворять  потребности, желания;


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"