Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 33.62 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 


Школа экономики  и менеджмента

(филиал ДВФУ  в г. Находке)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине  «Философия»

Направление «Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

        подпись                  И.О.Фамилия

« _____» ______________________  20   г.

Выполнил  студент  2 курса

Бокало Евгений Валентинович       

_

 

Проверил 

____________________________

            

________________________________________

                       зачтено/незачтено


 

 

 

 

 

г. Находка

2013

 

ИНФОРМАЦИЯ О СТУДЕНТЕ

1. Фамилия: Бокало 2. Имя: Евгений

3. Отчество: Валентинович 4. Подпись:

5. Специальность:

6. Шифр: Дисциплина Философия

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест  №1

1. Категория бытия - фундаментальная  философская категория, которая  служит для обозначения всего,  что существует. В ней фиксируется  убеждение человека в существовании  окружающего его мира. Отдельные  вещи и явления возникают и  исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется  (существует). Уже античные философы  пытались понять, насколько реально  и действительно бытие по отношению  к небытию.

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование

По  способу существования бытие  разделяется на два мира:

- мир физических состояний (материальный, природный);

- мир психических состояний (сознание, духовность...)

Материальный  мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический  мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).

Вопрос  о том, как эти два способа  бытия реально связаны между  собой - один из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет  выделить ещё несколько разновидностей бытия:

- бытие человека;

- специфическое бытие вещей создаваемых  человеком: принадлежат к физическому  миру, но в тоже время, своим  происхождением они обязаны человеческому  сознанию; это бытие называют  еще «второй природой», сам  же человек -часть природы «первой»;

- духовный мир человека: субъективный - внутренний психический мир  отдельного человека; объективный  - совместная деятельность, порождающая  объективированное или интерсубъективированное  духовное достояние общества, духовную  культуру общества (язык, искусство,  наука...).;

- Человеческое общество - в нём  переплетаются материальное и  идеальное, первая и вторая  природа, субъективный и объективный  мир.

Уровни  бытия:

- существовавшее в возможности  (потенциальное бытие);

- существующее в действительности (активное бытие).

Каждая  из форм бытия имеет свою специфику  и развитие и существует по своим  собственным специфическим законам, однако имеют одну основу - материю. Однако это не значит, что понятие  бытие и материя тождественны. Материя отражает лишь объективно существующую форму бытия.

Проблема  трактовки бытия и соотношения  его с сознанием стоит в  центре философского мировоззрения.

Истолкование  бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует  основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Начало  развития европейской философии  было положено в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. Она возникла и развивалась  в тесной связи с зачатками  конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение  Земли, Солнца, звезд, животных, растений, человека

Спецификой  древнегреческой философии в  ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой  философии был вопрос о первоначале  мира. И в этом смысле философия  перекликается с мифологией. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил  сущее, то философы ищут субстанциональное  начало – из чего все произошло. Родоначальник греческой философии  Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений  природы как проявление единого, вечного начала – воды.

Аналогичные воззрения развивали Анаксимен  и Анаксимандр. У Анаксимена таким  первоначалом и субстратом всех вещей  является воздух. У Анаксимандра – апейрон ("бесконечное") – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

Одним из наиболее крупных философских  учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное  произведение Гераклита – "О природе". Гераклит в качестве субстанционально-генетического  начала Вселенной рассматривает  огонь. Мир по Гераклиту – упорядоченный  Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богом, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым  огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращения Огня строится космология Гераклита. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной  закономерности, подчиняясь судьбе, которая  тождественна необходимости. Необходимость  – это всеобщий закон – Логос. "Логос" в переводе с греческого языка означает "слово", но одновременно "Логос" означает разум, закон. В  самом общем плане Логос Гераклита  есть выражение логической структуры  Космоса, логической структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию.

Таким образом, в раннегреческой философии  налицо совмещение философского и естественнонаучного  подхода в объяснении субстанции мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанциональный  подход, с другой, субстанция бытия, как правило, отождествляется с  конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела  значение метафоры, в образной форме  давала представление о первоначале  всесущего.

Демокрит  характеризует атомы так же, как  Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают  и не уничтожаются. Все тела состоят  из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи  атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус, запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а только в чувственном  восприятии человека.

Суть  онтологии Демокрита сводилась  к двум основным положениям:

Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает  из их соединения и разделения. А  потому вещи различаются лишь по количеству атомов, по их форме, порядку и положению.

Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно.

Гегель  так выразил суть и основное достижение демокритовского атомизма. "Главным  является единица, для себя – бытие, эта определенность представляет собой  великое первоначало, которое до сих пор не встречалось. Это простое соотношение с самим собой, но соотношение посредством отрицания инобытия".

Теория  Демокрита носит умозрительный  характер, и сам Демокрит признавал  умозрительный характер своего атомизма, поскольку в чувственном восприятии мы никогда не находим атомов.

Как и другие "мудрецы", Демокрит попытался  применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под влиянием механических причин. Человек –  скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Демокрит также связывает душу с дыханием.

Атомистическая  теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа "истечения". согласно этому  принципу, процесс познания состоит  в восприятии человеком воздействия  на него тел через соответствующие  органы чувств. В марксистско-ленинской  философии атомизм Демокрита  квалифицируется как вершина  античного "стихийного материализма".

2. б) космоцентризм

Пояснение: Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие  отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая  тенденция в ранней греческой  философии. Позднее, с развитием  общественных отношений и формированием  личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену  объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Однако и натурализм и антропологизм  развиваются в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается  как упорядоченная система –  Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в  органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

3.а)  материальные, г) формальные, д) действующие,  з) целевые

4. в) Сократу

5. в) огня

6. а) Фалес, г) Анаксимандр, д)  Анаксимен

7. б) животная, в) растительная, д)  разумная

Тест  № 2

1.Теоцентризм  — философская концепция, в  основе которой лежит понимание  Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей  жизни и любого блага. При  этом основой нравственности  служит почитание и служение  Богу, а подражание и уподобление  Ему считается высшей целью  человеческой жизни.

Онтология – это учение о бытии, о сущности, о всеобщих законах развития действительности.

Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности  и истинности.

Антропология - стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую  сущность человека. Что главное в  человеке – язык, способность смеяться?

У средневековой философии была и  своеобразная антропология, учение о  человеке. Согласно этому учению человек  не только создан Богом, но и подобен  ему. Однако природа человека двойственна. В нем есть не только душа, но и  тело, не только нечто божественное, духовное, но и нечто телесное, греховное. Для преодоления своей греховности  человеку и нужна постоянная, от рождения и до смерти, поддержка религии, церкви.

Философия истории – рассматривает проблему движущих сил истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное  в историческом процессе.

2. а) трансцендентен миру;

3. б) по своей природе греховен; в) по своей природе двойственен;  г) образ и подобие Бога.

4. б) вера;

5. а) представление о сотворенности  мира Богом

6. б) Фома Аквинский; в) Аврелий  Августин

7. д) в истории реализуется божественный  замысел.

Тест  № 3

1. Важнейшей отличительной чертой  мировоззренческой эпохи Возрождения  является ориентация на человека. Если в центре внимания философии  античности была природно-космическая  жизнь, а в средние века –  религиозная проблема “спасения”, то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения мирского счастья. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество – не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей.

2. б) в эпоху Возрождения.

Обоснование: Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную  волю, и теперь человек должен действовать  сам, определять всю свою судьбу и  свое место в мире. В философии  этой эпохи значительно ослаблены  мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию  – “благодать”, а на

собственные силы человека. Философии Возрождения  присущи оптимизм, вера в безграничные возможности человека.

3. б) мир бесконечен;

4. в) учение о тождественности  Бога и природы;

5. в) гуманизм;

6. а) Николай Кузанский; в) Дж.Бруно;

7. б) культ творчества; в) реабилитация  телесной природы человека;

Тест  № 4

1. Центральная часть философии  Бэкона – учение о методе. Метод  для Бэкона имеет глубокое  практическое и социальное значение. Он – величайшая преобразующая  сила, поскольку правильно ориентирует  теоретическую и практическую  деятельность человека, максимально  поднимает ее эффективность, увеличивает  власть человека над силами  природы, содействует человеческому  счастью. Бэкон стал родоначальником  английского эмпиризма. Его метод  основывался на признании того, что опыт играет ведущую роль  в познании. Познание, по Бэкону, является ничем иным как изображением  внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственного  познания, с восприятия внешнего  мира органами чувств, но последние  нуждаются в опытной экспериментальной  проверке. Опыты должны ставиться  по определенному методу. Таким  методом в философии Бэкона  выступает индукция.

Но  если бэконовский метод был эмпирическим, опытно-экспериментальным, то метод  Декарта можно назвать рационалистическим. Декарт отдавал должное опытно-экспериментальным  исследованиям в естественных науках, но научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельности разума, который направляет и сами опыты. Преимущественная ориентация на деятельность разума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической. Рационализм Декарта основывается на том, что он применяет ко всем наукам особенности математического  метода познания, выдвинув идею всеобщей математизации научного знания.

2. г) Б.Спиноза;

Атрибуты  – это определяющие свойства субстанции. У субстанции может быть бесконечное  количество атрибутов. Но Спиноза выделяет из них только два: протяженность  и мышление. Протяженность (пространственность) означает для Спинозы материальность. Она суть источник многообразия вещей, их различных пространственных характеристик. Каждая конкретная единичная вещь или  явление природы представляет собой  модус – единичное проявление субстанции. Мышление трактуется Спинозой как атрибут субстанции, следовательно  познаваемость мира предстает как  онтологический принцип, согласно которому интеллигибельная (идеальная) сторона  всех предметов и явлений природы (т.е. возможность их познания) существует не менее объективно, чем сами предметы и явления.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"