Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, контрольная работа
Категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
Школа экономики и менеджмента
(филиал ДВФУ в г. Находке)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Направление «Экономика»
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ______________________ 20 г. |
Выполнил студент 2 курса Бокало Евгений Валентинович _
Проверил ____________________________
______________________________ зачтено/незачтено |
г. Находка
2013
ИНФОРМАЦИЯ О СТУДЕНТЕ
1. Фамилия: Бокало 2. Имя: Евгений
3. Отчество: Валентинович 4. Подпись:
5. Специальность:
6. Шифр: Дисциплина Философия
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТЕСТЫ
Тест №1
1.
Категория бытия - фундаментальная
философская категория,
Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование
По способу существования бытие разделяется на два мира:
-
мир физических состояний (
-
мир психических состояний (
Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).
Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой - один из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет выделить ещё несколько разновидностей бытия:
- бытие человека;
-
специфическое бытие вещей
-
духовный мир человека: субъективный
- внутренний психический мир
отдельного человека; объективный
- совместная деятельность, порождающая
объективированное или
-
Человеческое общество - в нём
переплетаются материальное и
идеальное, первая и вторая
природа, субъективный и
Уровни бытия:
- существовавшее в возможности (потенциальное бытие);
-
существующее в
Каждая
из форм бытия имеет свою специфику
и развитие и существует по своим
собственным специфическим
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Истолкование
бытия претерпело сложное развитие.
Его общей чертой является противоборство
материалистического и
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений, человека
Спецификой
древнегреческой философии в
ее начальный период является стремление
понять сущность природы, мира в целом,
космоса. Главным вопросом древнегреческой
философии был вопрос о первоначале
мира. И в этом смысле философия
перекликается с мифологией. Но если
мифология стремится решить этот
вопрос по принципу – кто родил
сущее, то философы ищут субстанциональное
начало – из чего все произошло.
Родоначальник греческой
Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является воздух. У Анаксимандра – апейрон ("бесконечное") – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.
Одним
из наиболее крупных философских
учений раннегреческой философии является
учение Гераклита Эфесского. Главное
произведение Гераклита – "О природе".
Гераклит в качестве субстанционально-
Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и естественнонаучного подхода в объяснении субстанции мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанциональный подход, с другой, субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего.
Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус, запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека.
Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:
Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству атомов, по их форме, порядку и положению.
Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно.
Гегель так выразил суть и основное достижение демокритовского атомизма. "Главным является единица, для себя – бытие, эта определенность представляет собой великое первоначало, которое до сих пор не встречалось. Это простое соотношение с самим собой, но соотношение посредством отрицания инобытия".
Теория
Демокрита носит умозрительный
характер, и сам Демокрит признавал
умозрительный характер своего атомизма,
поскольку в чувственном
Как и другие "мудрецы", Демокрит попытался применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под влиянием механических причин. Человек – скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Демокрит также связывает душу с дыханием.
Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа "истечения". согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. В марксистско-ленинской философии атомизм Демокрита квалифицируется как вершина античного "стихийного материализма".
2. б) космоцентризм
Пояснение: Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в ранней греческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Однако и натурализм и антропологизм развиваются в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.
3.а) материальные, г) формальные, д) действующие, з) целевые
4. в) Сократу
5. в) огня
6. а) Фалес, г) Анаксимандр, д) Анаксимен
7. б) животная, в) растительная, д) разумная
Тест № 2
1.Теоцентризм
— философская концепция, в
основе которой лежит
Онтология – это учение о бытии, о сущности, о всеобщих законах развития действительности.
Гносеология
или теория познания (эпистемология)
изучает отношение знания к реальности,
исследование его всеобщих предпосылок,
выявление условий его
Антропология - стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?
У
средневековой философии была и
своеобразная антропология, учение о
человеке. Согласно этому учению человек
не только создан Богом, но и подобен
ему. Однако природа человека двойственна.
В нем есть не только душа, но и
тело, не только нечто божественное,
духовное, но и нечто телесное, греховное.
Для преодоления своей
Философия
истории – рассматривает
2. а) трансцендентен миру;
3.
б) по своей природе греховен;
в) по своей природе
4. б) вера;
5.
а) представление о
6. б) Фома Аквинский; в) Аврелий Августин
7.
д) в истории реализуется
Тест № 3
1.
Важнейшей отличительной
2. б) в эпоху Возрождения.
Обоснование: Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию – “благодать”, а на
собственные силы человека. Философии Возрождения присущи оптимизм, вера в безграничные возможности человека.
3. б) мир бесконечен;
4. в) учение о тождественности Бога и природы;
5. в) гуманизм;
6.
а) Николай Кузанский; в) Дж.
7. б) культ творчества; в) реабилитация телесной природы человека;
Тест № 4
1.
Центральная часть философии
Бэкона – учение о методе. Метод
для Бэкона имеет глубокое
практическое и социальное
Но
если бэконовский метод был
2. г) Б.Спиноза;
Атрибуты – это определяющие свойства субстанции. У субстанции может быть бесконечное количество атрибутов. Но Спиноза выделяет из них только два: протяженность и мышление. Протяженность (пространственность) означает для Спинозы материальность. Она суть источник многообразия вещей, их различных пространственных характеристик. Каждая конкретная единичная вещь или явление природы представляет собой модус – единичное проявление субстанции. Мышление трактуется Спинозой как атрибут субстанции, следовательно познаваемость мира предстает как онтологический принцип, согласно которому интеллигибельная (идеальная) сторона всех предметов и явлений природы (т.е. возможность их познания) существует не менее объективно, чем сами предметы и явления.