Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Декартовское сомнение призвано снести здание традиционной прежней культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе. Сам он был выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии. Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название "универсальной математики" и с помощью, которого Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой.

Содержание

Введение 3
1. Процедуры, пути и результаты сомнения 4
2. Основные правила научного метода 4
3. Проблемы методов философии Р.Декарта 4
Заключение 4
Литература 4

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 35.13 Кб (Скачать)

6) Движение отождествляется  с механическим перемещением (местным  движением), происходящим под влиянием  внешнего толчка; сохранение движения  и его количества (тоже уподобляемое  неизменности божества) трактуется  как закон механики, который одновременно  выражает и закономерность материи-субстанции. При всем том, что стиль рассуждения  Декарта в этих частях его  единой философии, математики, физики  выглядит так, будто речь идет  о самом мире, о его вещах  и движениях, не станем забывать: "тело", "величина", "фигура", "движение" изначально берутся  как "вещи интеллекта", сконструированные  человеческим умом, который осваивает  простирающуюся перед ним бесконечную  природу.

Таким и предстает перед  нами "мир Декарта" — мир  конструкций человеческого ума, который, однако, не имеет ничего общего с миром далеких от жизни, беспочвенных фантазий, ибо в этом мире интеллекта человечество уже научилось жить Особой жизнью, приумножая и преобразовывая его богатства.

2. Проблемы методов философии Р.Декарта

Самое первое достоверное  суждение ("основа основ", "истина в последней инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта  нам непосредственно (в отличие  от материальной субстанции - которая  открыта нам опосредованно через  ощущения). Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для  своего существования не нуждается  ни в чем, кроме самой  себя. В  строгом смысле подобной субстанцией  может быть только Бог, который "... вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого  блага и истины, творец всех вещей..."

Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как  конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого  и ... стремящуюся к чему-то лучшему  и большему, чем Я сам ..." Таким  образом, среди сотворенных вещей  Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования  нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые  нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и  атрибутов.

Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей  полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). Продуманный так  метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию.

Первая проблема состояла в том, чтобы обнаружить очевидные  истины, лежащие в основе всего  нашего знания. Декарт предлагает с  этой целью прибегнуть к методическому  сомнению. Только с его помощью  можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Следует  заметить, что испытанию на несомненность  предъявляются исключительно высокие  требования, заведомо превосходящие  те, что вполне удовлетворяют нас, скажем, при рассмотрении математических аксиом. Ведь и в справедливости последних можно усомниться. Нам  же необходимо найти такие истины, в которых усомниться невозможно. Можно ли сомневаться в своем собственном существовании, в существовании мира. Бога? В том, что у человека две руки и два глаза? Подобные сомнения могут быть нелепы и странны, но они возможны. В чем же нельзя усомниться? Заключение Декарта лишь на первый взгляд может представиться наивным, когда он такую безусловную и неоспоримую очевидность обнаруживает в следующем: я мыслю, следовательно, существую. Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Мышлению отвечает (для самого мыслящего “Я”) особая, неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли для самой себя.

Декарт получил лишь одно несомненное утверждение - о самом  существовании познающего мышления. Но в последнем заключено много  идеи, некоторые из них (например, математические) обладают высокой очевидностью идеи разума В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир. Как  Оказать что все это не только идеи разума, не самообман, но и существующее на самом деле? Это вопрос об оправдании самого разума, о доверии к нему. Декарт разрешает эту проблему следующим  образом. Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт самого человека свидетельствует о том, что мы существа ограниченные и несовершенные  Каким же образом эта идея оказалась  присуща нашему уму? Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, то сама эта идея вложена в нас сам ее творец и есть Бог, создавший нас и  вложивший в наш ум понятие  о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам  и постижимый нашим разумом, созданным  им же. Так Бог становится у Декарт гарантом постижимости мира и объективности  человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму. Вся система  аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль существовании  врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идеи объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи.

Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и  этот вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен объяснить  явления, данные в опыте т.к. это  Бог является "конструктором" всего сущего и он мог воспользоваться  для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции  мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных  машин снимает различие между  естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как  и часы, сконструированные человеком  с той лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько  искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного (человека). Впоследствии аналогичный принцип  был заложен в теорию моделирования  разума - кибернетику: "Ни одна система  не может создать систему сложнее  себя самой."

Таким образом, если мир - механизм, а наука о нем - механика, то процесс  познания есть конструирование определенного  варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод в основу которого легли следующие правила:

*Начинать с простого  и очевидного.

*Путем дедукции получать  более сложные высказывания.

*Действовать таким образом,  чтобы не упустить ни одного  звена (непрерывность цепи умозаключений)  для чего нужна интуиция, которая  усматривает первые начала, и  дедукция, которая дает следствия  из них. 

Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы  оставил только определения, которые  укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура, движение.

Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок. Понятие  цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие души (как посредника между неделимым  умом (духом) и делимым телом).

Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и  чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило  Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу  в мертвый объект для познавания (конструирования) и использования  человеком, но при этом возникла серьезная  проблема философии Декарта  - связи  души и тела, и раз все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания.

Последовательным рационалистом  Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти  он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения  разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум а  свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум  еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.

Декарт полагает, что все  возможные вещи составляют две самостоятельных  и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души и тела Эти субстанции познаются  нами в их основных атрибутах; для  тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление. Телесная природа последовательно представлена у Декарта концепцией механизма. Вечно движущийся мир, подчиненный  законам механики, исчислимый математико - геометрическим образом, заготовлен для триумфального шествия математического  естествознания Природа - чисто материальное образование, ее содержание исчерпается  исключительно протяжением и  движением. Основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методически контролируемого построения механических моделей разрешимы все познавательные задачи, обращенные к природе. Животные и человеческие тела подчинены действию тех же механических принципов и представляют собой “самодвижущиеся автоматы”, никаких “живых начал” в органических телах (как растительных, так и животных) не имеется.

Наиболее трудная проблема философии Декарта - отношение души и тела человека. Если у животных нет души, и они представляют собой  бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом  не так. Человек способен управлять  своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе влияние  таких разных по природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделимо. Тело протяженно, делимо и сложно. Декарт, проявлявший большой интерес  к успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием к  шишковидной железе, расположенной  в центральной части головного  мозга, и связал с ней место, в  котором душевная субстанция взаимодействует  с телесной. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, но она “пребывает в указанное  железе, которая есть “седалище  души”. Именно здесь материальные жизненные  духи и вступают в контакт с  душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там  душу. Соотвественно, самостоятельное  возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс  завершается мышечным движением. Связь  души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического  взаимодействия. Основные моральные  установки картезианства легко  извлекаются из общей направленности его философии. Укрепление господства разума над чувствами и страстями  тела - исходный принцип для поиска формул нравственного поведения  в самых разнообразных жизненных  ситуациях. Декарта отличает своего рода растворение феномена воли в  чистом интеллектуализме. Свобода воли определяется им посредством указания на следование “логике порядка”.

 Одно из жизненных  правил Декарта звучит так:  “Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее  свои желания, чем мировой порядок;  верить, что нет ничего, что было  бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей”.  Начиная с Декарта, новые ориентации  философской мысли, в которых  центральное место занимают мысль  и сам человек, обретают классически  ясный характер.

Заключение

Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как  конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого  и ... стремящуюся к чему-то лучшему  и большему, чем Я сам ..."

Таким образом, среди сотворенных  вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования  нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые  нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и  атрибутов.

К числу сфер знания, где  можно наиболее плодотворно применять  правила метода, Декарт относит математику и физику, причем он с самого начала, с одной стороны, "математизирует" философию и другие науки (которые  становятся отраслями и приложениями универсальной математики), а с  другой стороны, делает их как бы разновидностями  расширенно понятой "философской  механики". Впрочем, первая тенденция  просматривается у него более  ясно и проводится более последовательно, чем вторая, тогда как попытка  все и вся "механизировать" относится скорее к следующему столетию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Декарт Р. Сочинения  в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989.

2. Ляткер Я.А. Декарт. М., Мысль, 1975.

3. Асмус В.Ф.  Декарт. М., 1956.

4. Мамардашвили М.К.  Картезианские  размышления.

5. Радугин А.П. Философия.  М.:Владоc, 1995.

6. Соколов В.В.  Философия  Рене Декарта. М.: Политиздат,  1989.

7. Спиркин А.Г. - Основы  философии: Учеб. пособие  для   вузов.  -  М.; Политиздат, 1988.

8. Введение в философию:  Учебник для вузов. В 2 ч.  Ч.1 /Под общ.  ред. И.Т. Фролова./- М.; Политиздат, 1989.

9. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. -  Философия:  учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"