Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:53, контрольная работа
Декартовское сомнение призвано снести здание традиционной прежней культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе. Сам он был выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии. Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название "универсальной математики" и с помощью, которого Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой.
Введение 3
1. Процедуры, пути и результаты сомнения 4
2. Основные правила научного метода 4
3. Проблемы методов философии Р.Декарта 4
Заключение 4
Литература 4
6) Движение отождествляется
с механическим перемещением (местным
движением), происходящим под влиянием
внешнего толчка; сохранение движения
и его количества (тоже уподобляемое
неизменности божества) трактуется
как закон механики, который одновременно
выражает и закономерность
Таким и предстает перед нами "мир Декарта" — мир конструкций человеческого ума, который, однако, не имеет ничего общего с миром далеких от жизни, беспочвенных фантазий, ибо в этом мире интеллекта человечество уже научилось жить Особой жизнью, приумножая и преобразовывая его богатства.
Самое первое достоверное
суждение ("основа основ", "истина
в последней инстанции") по Декарту
- Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта
нам непосредственно (в отличие
от материальной субстанции - которая
открыта нам опосредованно
Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и ... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам ..." Таким образом, среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.
Эти правила можно обозначить
соответственно как правила очевидности
(достижение должного качества знания),
анализа (идущего до последних оснований),
синтеза (осуществляемого во всей своей
полноте) и контроля (позволяющего избежать
ошибок в осуществлении как анализа,
так и синтеза). Продуманный так
метод следовало применить
Первая проблема состояла
в том, чтобы обнаружить очевидные
истины, лежащие в основе всего
нашего знания. Декарт предлагает с
этой целью прибегнуть к методическому
сомнению. Только с его помощью
можно отыскать истины, усомниться
в которых невозможно. Следует
заметить, что испытанию на несомненность
предъявляются исключительно
Декарт получил лишь одно
несомненное утверждение - о самом
существовании познающего мышления.
Но в последнем заключено много
идеи, некоторые из них (например, математические)
обладают высокой очевидностью идеи
разума В разуме заложено убеждение,
что кроме меня существует мир. Как
Оказать что все это не только
идеи разума, не самообман, но и существующее
на самом деле? Это вопрос об оправдании
самого разума, о доверии к нему.
Декарт разрешает эту проблему следующим
образом. Среди идей нашего мышления
находится идея Бога, как Совершенного
Существа. А весь опыт самого человека
свидетельствует о том, что мы
существа ограниченные и несовершенные
Каким же образом эта идея оказалась
присуща нашему уму? Декарт склоняется
к единственно оправданной на
его взгляд мысли, то сама эта идея
вложена в нас сам ее творец
и есть Бог, создавший нас и
вложивший в наш ум понятие
о себе как о Совершеннейшем Существе.
Но из этого утверждения вытекает
необходимость существования
Наука по Декарту конструирует
некоторый гипотетический мир и
этот вариант мира (научный) равносилен
всякому другому, если он способен объяснить
явления, данные в опыте т.к. это
Бог является "конструктором"
всего сущего и он мог воспользоваться
для осуществления своих
Таким образом, если мир - механизм,
а наука о нем - механика, то процесс
познания есть конструирование определенного
варианта машины мира из простейших начал,
которые находятся в
*Начинать с простого и очевидного.
*Путем дедукции получать более сложные высказывания.
*Действовать таким образом,
чтобы не упустить ни одного
звена (непрерывность цепи
Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил только определения, которые укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура, движение.
Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок. Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие души (как посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом).
Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для познавания (конструирования) и использования человеком, но при этом возникла серьезная проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания.
Последовательным
Декарт полагает, что все
возможные вещи составляют две самостоятельных
и независимых друг от друга (но не
от создавшего их Бога) субстанции - души
и тела Эти субстанции познаются
нами в их основных атрибутах; для
тел таким атрибутом является
протяжение, для душ - мышление. Телесная
природа последовательно
Наиболее трудная проблема
философии Декарта - отношение души
и тела человека. Если у животных
нет души, и они представляют собой
бездушные автоматы, то в случае
человека это очевидным образом
не так. Человек способен управлять
своим телом с помощью ума,
а ум - испытывать на себе влияние
таких разных по природе субстанций.
Душа едина, непротяженна и неделимо.
Тело протяженно, делимо и сложно. Декарт,
проявлявший большой интерес
к успехам тогдашней медицины,
отнесся с особым вниманием к
шишковидной железе, расположенной
в центральной части головного
мозга, и связал с ней место, в
котором душевная субстанция взаимодействует
с телесной. Хотя душа как начало
непротяженное и не занимает места,
но она “пребывает в указанное
железе, которая есть “седалище
души”. Именно здесь материальные жизненные
духи и вступают в контакт с
душой. Раздражение из внешнего мира
передается по нервам в головной мозг
и возбуждает пребывающую там
душу. Соотвественно, самостоятельное
возбуждение души приводит в движение
жизненные духи, и нервный импульс
завершается мышечным движением. Связь
души и тела в целом укладывается
в схемы, по существу, механического
взаимодействия. Основные моральные
установки картезианства легко
извлекаются из общей направленности
его философии. Укрепление господства
разума над чувствами и страстями
тела - исходный принцип для поиска
формул нравственного поведения
в самых разнообразных
Одно из жизненных
правил Декарта звучит так:
“Побеждать скорее себя самого,
нежели судьбу, и менять скорее
свои желания, чем мировой
Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и ... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам ..."
Таким образом, среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.
К числу сфер знания, где можно наиболее плодотворно применять правила метода, Декарт относит математику и физику, причем он с самого начала, с одной стороны, "математизирует" философию и другие науки (которые становятся отраслями и приложениями универсальной математики), а с другой стороны, делает их как бы разновидностями расширенно понятой "философской механики". Впрочем, первая тенденция просматривается у него более ясно и проводится более последовательно, чем вторая, тогда как попытка все и вся "механизировать" относится скорее к следующему столетию.
1. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989.
2. Ляткер Я.А. Декарт. М., Мысль, 1975.
3. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.
4. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления.
5. Радугин А.П. Философия. М.:Владоc, 1995.
6. Соколов В.В. Философия Рене Декарта. М.: Политиздат, 1989.
7. Спиркин А.Г. - Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.; Политиздат, 1988.
8. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова./- М.; Политиздат, 1989.
9. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. - Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.