Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:59, контрольная работа

Описание работы

1 задание. Философское учение Платона и Аристотеля, идеализм и материализм в развитии философии античной эпохи.
2 задание. Проблемы и перспективы развития человеческой цивилизации. Человечество вступает в XXI век.
3 задание. Сущность философских идей П.Я. Чаадаева.
4 задание. Значение философских понятий.

Работа содержит 1 файл

философия контработа Света.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Человечество может выжить, успешно  вступить в третье тысячелетие только в том случае, если будет выработана такая стратегия его развития, которая позволит преодолеть беспрецедентный вызов, бросаемый ему глобальными проблемами современности. Подобная стратегия, требующая нового стиля научного и политического мышления, является императивом современной эпохи.

Только  общими усилиями всего мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, справиться с эпидемическими заболеваниями, одолеть голод и нищету на нашей планете, поставить мощный заслон наркобизнесу и международному терроризму, остановить нарастание кризисных диспропорций в развитии разных регионов мира. Только исключение войны из жизни общества, устранение препятствий для научно-технического обмена, расширение международных хозяйственных связей, переход от прежних национальных к более эффективной и экологически приемлемой мировой экономике создаст материальный фундамент для мирного развития цивилизации.

 

 

 

3 задание. Сущность  философских идей П.Я. Чаадаева.

 

Одним из виднейших представителей русской философии первой половины XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856). Как отмечал историк русской философии В. В. Зеньковский, в центре философии П. Я. Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии истории; его учение - это богословие культуры, именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.

Восприняв идеи Бональда, Балланша, Ж. де Местра, Ф. Р. Ламенне, Шеллинга, П. Я. Чаадаев выступил с оригинальной концепцией христианской философии (католической, но не православной). Его первое из восьми знаменитых "Философических писем", в котором он не мог "вдоволь надивиться необычайной пустоте нашего социального существования" в то время как в Европе шла неустанная работа "социальной идеи христианства", - первая в русской философии теоретическая постановка вопроса о прошлом Отечества, окрашенная пессимизмом. Здесь он утверждал, что "мы живем одним настоящим... без прошедшего и будущего" и "прошлое России - пусто, настоящее - невыносимо, а будущего у нее нет". Позднее, в "Апологии сумасшедшего", не желая прослыть "ненавистником России", Чаадаев отвечал на нападки противников: "Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть нечто более прекрасное - это любовь к истине". Любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения и приближает людей к Божеству больше, нежели любовь к отечеству, разделяющая народы. Здесь Чаадаев смотрел в будущее России с долей оптимистической веры, считая, что некоторые из тех недостатков, за которые он бичевал Россию, могут послужить залогом ее будущего величия.

И все же религиозный  мыслитель в историю русской  культуры вошел преимущественно  пессимистическим аспектом своих суждений о России. Публикация знаменитого  письма в № 15 за 1836 г. журнала "Телескоп" вызвала бурную реакцию современников (в основном негативную). Вызов, брошенный России в этом письме, был шоком для читателей, но шоком, ранящим внешне, внутренне же здоровым явлением. Предъявленный автором обвинительный акт русской культуре призывал ее к национальному самосознанию, тем самым способствовал пробуждению русской мысли.

Герцен характеризовал чаадаевское письмо как "выстрел, грянувший в темную ночь", который  к 40-м годам XIX века разделил мыслящих людей на славянофилов и западников. А. С. Пушкин считал "блестящее и  величественное" сочинение Чаадаева "изумительным по силе" и красноречию, но решительно не мог согласиться с мнением о нашей исторической ничтожности: "Клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал". По распоряжению Николая I издание журнала было прекращено, цензор А. В. Болдырев был уволен со своей должности и с должности ректора Московского университета, издатель Н. И. На-деждин сослан на год в Усть-Сысольск, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим, ему был назначен медико-полицейский надзор, продолжавшийся до ноября 1837 года, ему нельзя было ничего писать и публиковать.

Царствие Божие на земле для Чаадаева - цель, высшая фаза человеческой природы, разрешение мировой драмы. Сосредоточившись на провиденциальном смысле всемирной ис-гории, Чаадаев не утверждал, что он с необходимостью предначертан. Христианство для него было не только нравственной системой, но вечной божественной силой в духовном мире, действующей универсально. В шестом-седьмом письмах Чаадаев дал своеобразный прообраз идеи "осевого времени", которая разработана в XX столетии К. Ясперсом. Как религиозный философ, он сводил участие народов во всемирной истории к движению человеческого разума, к связи духовных идей в преемстве поколений. В этом он усматривал "всеобщий закон человечества". Прогресс в истории, согласно Чаадаеву, - это последовательная смена форм монотеизма: ветхозаветный Израиль - протохристианское учение Платона - католичество. От "осевого времени" весьма далеки застывшие формы "уклонения" (Китай, Индия).

Созидание Царствия Божия  на земле сообразно идеям долга, закона, правды и порядка - вот результат  деятельности европейского сообщества, могучей поступью к началу XIX века идущего по пути установления совершенного строя. Но этот процесс, считал Чаадаев, прошел мимо нас. Провидение как будто не вмешивалось в наши дела, не занималось судьбой России, предоставив нас всецело самим себе. И что же делали мы столь долгие века, "заблудшие в мире", живущие средь "плоского застоя" в самом ограниченном настоящем без прошедшего? Русское прошлое, "печальная" история нашей юности, наполненная "бесцветным и мрачным" существованием периодов "дикого варварства, грубого суеверия и иноземного владычества", - это собирание земель в единое государство, его оборона.

Но история становления  государства для Чаадаева не есть всемирная история. Знать историю  означает найти "ключ" к пониманию  народов, т.е. исследовать "общий  дух, составляющий их сущность". Русский  народ "исключение среди народов" , считал Чаадаев, отмечая: "Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру". Если бы не факт отражения атак полчищ варваров, потрясших мир, едва ли бы русская история выступила главой в книге всемирной истории. Во всем мире нас только-то и замечали едва ли не потому, что Россия раскинулась на безбрежных пространствах между Востоком и Западом, опираясь локтями на Германию и Китай. Но нет "в нас ничего лично нам присущего, нет своего лица". Одно лишь слепое, поверхностное и бестолковое подражание другим народам.

Чаадаев первым в русской  философии поставил проблему "Восток-Запад-Россия", впоследствии решаемую К. Н. Леонтьевым, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым и другими. Но постановка этой проблемы приобрела у него нигилистическую окраску. Восток и Запад - не только географическое деление, здесь два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы: "Сосредоточиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе".

Для Чаадаева русский  народ вовсе не сочетает в себе духовных основ Востока (воображения) и Запада (разума), а потому "мы растем, но не созреваем", составляя "пробел" в порядке разумного существования человечества. Любопытно отметить, что автор "Философического письма" исток такого положения дел усматривал в том, что за нравственным учением в воспитательных целях мы обратились к "растленной Византии". Отсюда он делал такой вывод: "Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума...".

 

5 задание.  Значение философских понятий.

 

1) Цивилизация- ступень общественного развития, которая характеризуется специфической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений.

 

2). Творчество- деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее в жизни человека или человечества.

 

3). Познание - усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

 

4). Идеология (от греч.  — идея, представление и слово, учение) — система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики — классов, наций, общества, политических партий, общественных движений — и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движении). Идеология и форма общественного сознания — составная часть культуры, духовного производства.

 

5). Метод - способ построения и обоснования систем знания; система взаимосвязанных правил (требований), ориентирующих субъекта в его познавательной и предметно-преобразующей деятельности.

 

6). Церковь (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины.

 

7). СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

 

8). Аналитика – изучение оснований знаний, истинность которых устанавливается путем чисто логического анализа составляющих их элементов (терминов, элементарных высказываний) без обращения к внелогической или внеязыковой информации.

 

9). МЫШЛЕНИЕ - высшая форма отражения действительности субъектом, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании явлений и процессов природы, общества и самого сознания.

 

10). Эмпиризм – познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С точки зрения методологии – принцип, исходя из которого вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте.

Эмпиризм делится:

– на радикальный (признает лишь чувственные восприятия);

– умеренный (отводит решающую роль чувственным восприятиям).

 

11). Заблуждение - несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Алексеев П.В.  История философии – Учебник. М.: 2005

 

2.  Барулин  В.С.  Социальная философия- Учебник.М..: 1993

 

3. Голубинцев В.О. Данцев А.А Философия. Учебник для технических вузов. - М.: 2001.

 

4. Губин В.Д., Сидорин Т.Ю., Филатов В.П. Философия. – Учебник. 2-е издание. – М.: «ТОН», 2001.

 

5. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.

 

6.  Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997.

 

7.  Философия. – Учебник для высших учебных заведений (под ред. Кохановского В.П.). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

 

8.  Философский энциклопедический словарь. – М.: 1983.

 

9.  Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.

 

10. Чаадаев П.Я. Философские письма. // Статьи и письма. – М.: «Современник», 1989.

 

1 Черный П.Г. Биофизическая модель устойчивого развития цивилизаций/ Общественные науки и современность, 1998, № 3. С.147.

2 Римский клуб: 25 лет со дня основания / Вопросы философии. 1995, № 3. С.71.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"