Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:59, контрольная работа
1 задание. Философское учение Платона и Аристотеля, идеализм и материализм в развитии философии античной эпохи.
2 задание. Проблемы и перспективы развития человеческой цивилизации. Человечество вступает в XXI век.
3 задание. Сущность философских идей П.Я. Чаадаева.
4 задание. Значение философских понятий.
1 задание. Философское учение Платона и Аристотеля, идеализм и материализм в развитии философии античной эпохи.
Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.
Античная философия развивалась неизолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
– натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
– гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
– классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
– период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);
– неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
Выдающимися представителями древнегреческой философии были Платон и Аристотель.
Центральное место в философии Платона(427-347 до н.э.) занимает проблема противопоставления чувственно воспринимаемого и бестелесного миров, мира вещей и мира идей. Это, в частности, иллюстрируется на примере прекрасного:
с одной стороны существуют прекрасные вещи ( прекрасная девушка, прекрасный конь и т.п), а с другой стороны, в отличии от переменчивых и переходящих прекрасных вещей существует идея прекрасного. Сами прекрасные вещи- некие копии, несовершенные воплощения идеи прекрасного. Каждому классу вещей чувственного мира соответствует его сущность, то есть идея. Идеи образуют целый мир, они никогда и никем не порождены, они неизменны, бестелесны, занимают «наднебесные места». Все множество идей представляет единство. Центральной идеей является идея блага, или высшего добра. Она есть идея всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины.
Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.
Кроме мира идей и мира вещей существует материя. Это- лишенный качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела, подобно тому как из золота можно отлить любые изделия. Мир идеи – активное начало, материя – пассивное; мир чуственно воспринимаемых вещей – производное обоих. Далее Платон вводит еще один фактор – мировую душу. Она связывает миры идей и вещей, правит ими. Наконец есть Бог, Демиург. Демиург с помощью мировой души создал космос как гармоничный вещественный мир, все привел в порядок. Из бесфигурной хаотической материи Демиург создал первоосновы – огонь, воздух, воду и землю.
В человеке есть тело и душа. Душа бестелесна, бессмертна, она - не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и самая низшая часть влечения и чувственность.
Философия Платона является первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма. Богатый категориальный аппарат дал возможность Платону постичь, хотя и в идеалистической форме, ряд объективно существующих диалектических отношений.
Аристотель (384 – 322 до н.э.). Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.
Аристотель явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др.).
Философия у Аристотеля (как и Платона) охватывала всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, политику) в противоположность вере. Она подразделялась им на философию теоретическую (умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную. В собственном же своем значении философия была "первой философией".
"Первая философия", или метафизика, исследует то, что существует сверх созерцаемой и ощущаемой природы.
В соответствии с структурой реальности он выделил категории сущего, это - сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
Сущность является реальной основой остальных категорий. От нее человек идет к категории качества, затем количества. Сущность постоянна в вещи, выражается в ее свойствах. Развертываясь во времени и пространстве, сущность обнаруживает себя деятельной и страдательной, переходя из одного состояния в другое. Для Аристотеля существовало только множество индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность; нет никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований. В разрыве сущности и индивидуальных вещей, в превращении сущностей в мир нематериальных идей он усматривал один из серьезных недостатков концепции идей Платона. Аристотель подверг основательной критике концепцию идей Платона. Он говорил: "Платон мне друг, но истина дороже".
Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. "Форма" очень близка к "сущности", но форма, являясь сущностью, несколько отличается от нее: она находится посредине между единичным и родовым , она есть внутреннее состояние, принцип каждой вещи. "Материя", по Аристотелю, представляет собой неоформленный субстрат, она пассивна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения "первичное - вторичное". Они друг без друга не существуют . Единство формы и материи есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности.
Свои наблюдения над отдельными вещами Аристотель переносит на мир в целом. Он полагает, что есть "причина причин", "форма форм". Это Космический Ум, или Нус, Бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот Бог не существует за пределами нашего мира, как, к примеру, мир идей у Платона. Бог - в самом мире как план, проект Космоса, как Перводвигатель, хотя сам он и неподвижен. Он не материален, это духовный Абсолют.
После Аристотеля его философские идеи в течение следующего периода античной философии продолжили разрабатывать многочисленные его ученики. Параллельно с аристотелизмом (перипатетической школой) развертывали свою деятельность сократическая школа и представители неоплатонизма. Значительное место в истории философии этого периода занимали, школы эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.
Оценивая в целом историю античной философии, А. С. Богомолов писал: «Учения древних философов - милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков и неоплатоников - вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего... Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, «переключаясь» на решение новых, еще неведомых самим древним задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античные влияния...» ("Античная философия". М., 1985. С. 341).
2 задание. Проблемы и перспективы развития человеческой цивилизации. Человечество вступает в XXI век.
Сформулированные И.Кантом знаменитые вопросы: Кто мы такие? Куда мы идем? Что мы можем знать? На что нам надеяться? Что такое человек? – в настоящее время актуальны как никогда. На нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Возникшие проблемы, которые породили эту угрозу, носят всемирный, общепланетарный характер и поэтому получили название глобальных.
Специалисты насчитывают более двух десятков проблем. Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам: 1) актуальные политические проблемы ( терроризм, ядерное оружие, войны); 2) Экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, истощение водных ресурсов, парниковый эффект и т.д); 3) проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущего поколений людей; 4) группа актуальных социальных проблем (СПИД, демографическая проблема и т.д); 5) проблемы преодоления отсталости стран третьего мира.
На протяжении всей истории человеческой цивилизации встречалось множество кризисов, которые так или иначе преодолевались. «… В истории социальный кризис замедлялся или обращался вспять либо из-за воздействия более молодой цивилизации, как в случае Греции и Рима, либо из-за варварского завоевания, как в случае Рима и германцев. Для современной цивилизации такого выхода нет из-за ее глобальности». В условиях наложения глобальных кризисов, экологического и социального, человечество может перейти в «мемориальную фазу», т.е. в фазу медленного вымирания. Каким же образом можно избежать этой участи? «… Продлить существование социальной системы можно, перейдя к управляемому развитию. Необходимость такого перехода назрела, так как наша цивилизация явно обнаруживает признаки приближающего упадка».1
Во второй половине ХХ века обострился интерес исследователей к проблемам будущего человечества. В связи с этим все возрастающую роль в сфере социальных наук стала играть футурология - совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации.
С начала 70-х годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. Термин «Римский клуб» обозначает международную общественную организацию, созданную в 1968 г. и призванную способствовать пониманию особенностей развития человечества как глобальной целостности в условиях научно-технической революции.
Особо шумный эффект имел первый глобальный прогноз, содержащийся в докладе Римскому клубу «Пределы роста» (1972 г.). Его авторы, вычленив несколько главных, с их точки зрения, глобальных процессов (рост народонаселения нашей планеты, рост промышленного производства на душу населения, увеличение потребления минеральных ресурсов, рост загрязнения окружающей природной среды) построили динамичную «модель мира», которая показала необходимость ограничения развития нынешней цивилизации. Авторы исследования пришли к выводу, что если не ограничить пределы роста названных факторов и не взять их под контроль, то они и, прежде всего, сам рост промышленного производства приведут к социально-экологическому коллапсу где-то в середине XXI века.
Спустя два десятилетия
этот тревожный прогноз был
Первое. В течение XXI века на протяжении жизни трех поколений необходимо сократить численность населения Земли до одного миллиарда человек. Второе. Страны «третьего мира» не должны развивать у себя промышленность по типу западных держав. Они обязаны ориентироваться на «зеленые» технологии, которые позволяет прокормить население.
Третье. Необходимо повсеместно весьма значительно ограничить материальное потребление. Населению потребуется перейти к жизни со скромным достатком и удовлетворению в первую очередь духовных потребностей.
Отвергая неизбежность глобальной экологической катастрофы, М.Месаревич и Э.Пестель видят выход в переходе к «органическому росту», т.е. к сбалансированному развитию всех частей планетарной системы. Последнюю они сравнивают с живым организмом, где каждая клетка, каждый орган функционирует в интересах целого.
Сегодня первостепенное внимание ученых и политиков приковывает процесс разрушения среды обитания человечества и поиск путей ее сохранения.
Осознание этого факта приводит к концепции экологически приемлемого развития (или «органического роста», если воспользоваться
термином из доклада Римскому клубу М.Месаровича и Э.Пестеля). Эта концепция провозглашена ныне в качестве исходной для позиции Римского клуба. Положенная в ее основу парадигма характеризуется следующими положениями:
Немаловажно, что человечество уже переступило ту черту, когда существующий тип экономического роста с его экстенсивным, высокоотходным, ресурсоемким производством становится неприемлемым с точки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей. Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня – устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда – стремление к созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радиоактивных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п.
Важными направлениями грядущего глобального развития должны также стать: