Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

В данной работе обозначены некоторые функции философии, мировоззренческая функция, методологическая функция, рефлексивно-критическая функция, Интегративная функция.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3 стр.

1.Функции философии………………………………………………………….4 стр.

2.Основсные принципы диалектики…………………………………………..7 стр.

3.Проблемы и перспективы современной цивилизации…………………..…9 стр.

4.Проблема человека в истории человека…………………………………...12 стр.

5.Характеристика генезиса морали…………………………………………..15 стр.

Заключение…………………………………………………………………….18 стр.

Список использованной литературы……………………………………..…..19 стр.

Работа содержит 1 файл

Функции философии1.docx

— 45.76 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3 стр.

1.Функции философии………………………………………………………….4 стр.

2.Основсные принципы диалектики…………………………………………..7 стр.

3.Проблемы и перспективы современной цивилизации…………………..…9 стр.

4.Проблема человека в истории человека…………………………………...12 стр.

5.Характеристика генезиса морали…………………………………………..15 стр.

Заключение…………………………………………………………………….18 стр.

Список использованной литературы……………………………………..…..19 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В данной работе  обозначены некоторые функции  философии, мировоззренческая функция, методологическая функция, рефлексивно-критическая функция, Интегративная функция.

  В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики. В другом значении диалектика - это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Она также имеет свои корни в античности.

С незапамятных времен человек  был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники  индийской и китайской философии, тем более источники философии  античной Греции. Именно здесь был  сформулирован широко известный  призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В  нем отразилась вся сложность  и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед  ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами.  

Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

 

1.Функции философии

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Обозначим некоторые функции:

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме  может быть: мифологическим, религиозным, философским. Это зависит от того, на каком основании оно базируется - на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т.е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила - Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения.

Методологическая  функция. Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.

Язык философии - это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух - материя; необходимость - случайность; добро - зло; прекрасное - безобразное; истина - заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы. Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальные смыслы из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философия помогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформировать собственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.

Одним из важнейших и древнейших методов философии является диалектический. Диалектика - это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами. Диалектика неотделима от философского диалога, от умения выслушивать и учитывать мнения как соратников, так и оппонентов. К важнейшим методам философии могут также быть отнесены метод философской рефлексии, как направленности мысли на собственные неявные основания, герменевтические методы адекватной интерпретации философских текстов и чужих смыслов.

Рефлексивно-критическая  функция. С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении рефлексивно-критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Интегративная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи

Таким образом, философия  обобщает накапливаемое человечеством  знание, систематизирует и интегрирует  его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это  позволяет говорить об интегративной  функции философии по отношению  к знанию.

Кроме того, философия формулирует  предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными, в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие  принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что  содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется  другой план реализации интегрирующей  функции философии.

2.Основные принципы диалектики

Принципы - это всеобщие и  универсальные, основополагающие и  смысл образующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

В основание современной  диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности. Согласно первому принципу все мировые процессы детерминированы  материальной субстанцией. Принцип  развития требует рассматривать  все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В  материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием  качества предметов, с появлением новых  качественных состояний, которые как  бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в  предшествующих качественных состояниях. Процесс развития - это всегда переход  одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых  типов организации, которые рождаются  из предшествующих им систем. Существует две разновидности процессов  развития:

1) Процессы качественных  превращений, не выходящие за  рамки соответствующего вида  материи, определенного уровня  ее организации. Например: эволюция  звезд.

2) Процессы перехода из  одного вида материи к другому.

Развитие - это необратимое, направленное закономерное изменение  материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы.

Развитие совершается  при наличии всеобщей связи и  взаимообусловленности предметов  и явлений, их составляющих элементов. Связь - это такое отношение, в котором изменение одной из его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны. Связи чаще всего выступают в виде взаимосвязей. Во взаимосвязи элементов предмета происходят определенные изменения. Момент такого изменения есть взаимодействие. Взаимосвязь в природе и обществе носит всеобщий объективный характер. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.

Всеобщая универсальная  взаимосвязь всех явлений - исходная предпосылка принципа детерминизма.

Детерминизм предполагает наличие  разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним относятся  функциональные зависимости, отношения  симметрии, взаимодействия частей в  системе, связь состояний в движении и развитии. Классическая наука опиралась  на механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсов  всех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями.

 

3. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Проблемы глобализации мирового общественного пространства являются основными в развитии современной  цивилизации. Ученые мира активно обсуждают  эту проблему и до сих пор не пришли к определенному консенсусу.

Профессор Парижского института  политических исследований Б. Бади выделяет три измерения феномена глобализации: 1) исторический процесс; 2) процесс гомогенизации мира во всех отношениях; 3) признание растущей взаимозависимости и подрыва национального суверенитета.

По мнению профессора Гарвардского университета С. Хофмана, мы присутствуем при «воспроизведении в мировом масштабе того, что в XIX столетии национальный капитализм создал в отдельных странах... В случае с глобализацией проблема лежит в области отношений между государством и рынком». Напротив профессор Массачусетского университета Р. Рич считает, что термин «глобализация» сегодня «имеет совершенно иной смысл, чем 30-40 лет назад; он даже существенно отличается от того, которым пользовались всего лишь десять лет назад».

В 1996-1997 годах в Копенгагене  состоялись два семинара, посвященных  социальному прогрессу. В результате этих семинаров были сформулированы три вывода: двигателем глобализации является мировой капитализм, представляющий собой тенденцию человеческой истории и в то же время политико-идеологическую программу; глобальный капитализм как тенденция и политическая программа лишь частично отражает мировоззрение человечества и общества; преобладающие сейчас представления о прогрессе нуждаются в обогащении и развитии на базе какой-либо иной универсалистской теории.

По мнению российского  обществоведа А. Панарина, глобализация ведет к следующей дилемме: «Либо  мир должен быть преобразован геополитически так, чтобы не западное большинство  беспрепятственно предложило свои ресурсы  Западу и позволило тем самым  продлить существование этой потребительской  цивилизации до того времени, пока она  изобретет новый, более справедливый Проект для всего человечества... Либо миру предстоит тотальное преобразование ценностного типа, включая новые принципы жизнеустроения, открывающие долговременную перспективу для всех, а не одних только потребительских обществ Запада».

В последнем случае России с ее традиционно «неэкономическими» ценностями должна принадлежать особая роль. Как считает российский исследователь  Э. Кочетов, «именно Россия может  стать «локомотивом» формирования глобальной неэкономической модели, ибо она обладает огромной однонационально  палитрой, широким спектром религиозно-этнических блоков, мощным пластом духовного  развития и огромным интеллектуальным потенциалом».

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"