Этические
системы эллинизма:
Тип философствования,
родившейся вместе с «этическими
системами эллинизма» (распад античной
философии в IV-III до н.э.)), с киниками,
эпикурейцами и стоиками наверное можно
признать исторически первой «философией
автономности».
Есть разные доэллинистические, классические
греко-античные установки. Мир - хорош,
значит надобно жить по образу и подобию
мира. Дело философии научить тебя этому.
Мир плох, значит надобно попытаться сделать
его хорошим, надобно жить так, чтобы он
стал лучше. Дело философии научить тебя
этому.
Эллинистическая этика - мир плох и никогда
не станет лучше, значит наша задача освободиться
от него (только отдельный человек может
быть носителем добродетели, добродетель
можно сохранить в себе, но только держась
от мира на известном расстоянии). Дело
философии научить нас этому.
Это не консервативная и не революционная
позиция. Это выход за пределы консерватизма
и радикальности. Как дети не являются
консерваторами, потому что не хотят защищать
мир взрослых. Но дети не являются и радикалами,
потому что не хотят изменять мир взрослых.
Они хотят жить в своем мире, вдали от взрослых
и готовы защищать свой мир. Всякий ребенок
понимает, что ни одному взрослому не объяснить,
почему ему (ребенку) важно делать то, что
взрослые считают шалостью или пустяками
в лучшем случае, абсолютно недопустимым
- в худшем. Взрослых не изменить, самому
взрослым раньше времени не стать (сами
взрослые не возьмут, да и не хочется к
ним). Но можно сделать так, чтобы взрослые
ничего не знали о твоих шалостях, внешне
изображая из себя послушного ребенка,
радуя их своим поведением. Это конформизм,
консерватизм, радикализм? Нет, это нечто
из другого ряда. Это просто к стремление
к обособленности. Без упрека и одобрения
по отношению к тем, от кого ты стремишься
обособиться.
Эллинистическая этика - детская этика.
Эллинистическая метафизика - детская
метафизика Тут два важных момента.
Первый - в эллинистической этике есть
противоречие всему строю классической
античной философии. Ведь постулируется
возможность существования индивида независимо
от мира. Интересно, что осмысление возможности
независимости индивида началось в эпоху
утраты гражданских свобод и ответственности,
заменяемых в антично-восточном мире после
Александра Великого на обязанности и
подданничество.
Второй - она согласуется с античной философией:
принципиальное и неизменное несовершенство
мира не отменяет добродетели, не погружает
в этический релятивизм. Только признается,
что добродетельные ценности могут реализоваться
исключительно на уровне индивидуальной
жизни, а не на уровне обустройства мира
в целом (в том числе и не на уровне выработки
норм межличностных отношений).
- Система объективного
идеализма Платона. Разработаны все основные
части: онтология, гносеология, логика,
этика, эстетика, космология, психология.
Идеальное начало - идея (эйрос) порождает
все многообразие вещей. Вещи являются
лишь бледным отражением идей, т. е. материальный
мир вторичен. Все явления и предметы материального
мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются.
Только идеи являются неизменными, неподвижными
и вечными. За эти свойства Платон признает
их подлинным, действительным бытием и
возводит в ранг единственного предмета
подлинно истинного познания. Идеи образуют
иерархию. Выше всего стоит идея красоты
и добра. Познание, или достижение, этой
идеи является вершиной действительного
познания и свидетельством полноценности
жизни. Объективный идеализм - идеи существуют
вне и независимо от человека.
Идеи
существуют в специальном
пространстве. Если у Демокpита атомы,
то у Платона - мир идей (нет какой-то главной
идеи). Учение Гераклита о борьбе противоположностей
- все течет, все меняется. С точки зрения
Платона мир идей обладает таким же статусом.
Идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей
лежат числовые отношения. Он не относил
числа и пропорции к вещам. Круг на песке
- идея круга. По рисунку мы можем исследовать
математические закономерности идеи.
Платон всю математику относил к небу.
Пещера: единственная реальность - тени
на стене пещеры. Один человек освободился,
увидел все устройство мира, если бы он
вернулся в пещеру, то не смог бы никого
убедить. Миp идей - вещи, их отношение,
но убедить в этом никого нельзя. Таким
образом, и знание можно понимать отличным
от Платона образом. Реальным знанием
является познание идей. Пpи восприятии
- установка на разум. Знание априорно
(доопытное знание). Человек - это прежде
всего условное начало. Душа (появляющаяся
при рождении) есть отражение идеи души.
Признаки
любой идеи:
1) Невещественна
2) Любая вещь имеет срок существования,
а идея не разрушается вместе с вещью.
Идея неразрушима и в отличии от вещи она
обладает вечностью времени.
3) Каждая идея выступает в виде общего
закона для класса одноименных вещей
4) Идея воплощает целостность вещи и ее
бесконечный предел (треугольник состоит
из трех отрезков, но каждый отрезок это
не треугольник)
5) Идея, в отличии
от вещи обладает совершенством.
Идеальное в философии – это нематериальное.
- Основные
идеи философии Аристотеля:
- Онтология. Основа
бытия - первая материя, она принципиально
не определима, чувственно не постижима,
и образует «потенциальную» предпосылку
существования. И хоть она - основа бытия,
но ее нельзя отождествлять с бытием. Промежуточная
ступень между первой материей и реально
существующим миром - четыре элемента
(огонь, воздух, вода и земля). У вещей можно
различить две пары взаимно противоположных
свойств - тепло и холод, влажное и сухое.
Четыре основных соединения этих свойств
характеризуют 4 основных элемента: огонь
- теплого и сухого и т.д. Основа реальных
вещей - комбинации 4 элементов. В отличие
от первой материи существующие вещи постижимы.
Они суть соединения материи (гиле) и формы
(эйдос). Гилозоизм. Форма образует из потенциального
бытия действительное. Т.о. действительное
бытие представление собой единство материи
и формы. Этим он преодолевает разрыв между
идеальным и реальным миром, разительный
в системе Платона.
- Душа присуща
всем объектам живой природы: растениям
(вегетативный уровень души), животным
(чувственный) и человеку (разумный - мыслит
и познает). Душа как форма, «первая энтелехия»
природного тела. Энтелехия – движущая
сила, превращающая возможность в действительность.
Человек - политическое существо.
- Познание. Полностью
признает первичность материального мира.
Первый уровень познания - чувственное.
Познание - развивающийся процесс, от простейших
ступеней к абстрактным. Градация: ощущение,
представление, опыт, усиленный памятью,
искусство, наука – вершина, его содержание
– познание общего. Чувственное познание
считал истинным, лишь когда процесс познания
переходит от восприятия к представлениям,
возникают ошибки. Научное познание, опирающееся
на чувственно познаваемую действительность
и постигающее посредством абстракции,
Аристотель отличает от мнения. Оно также
опирается на чувственное познание, но
представляет совокупность случайных
фактов, задача же научного познания- постижение
всеобщего и необходимого. Теоретическое
познание необходимо предохранить от
пустой спекулятивности, это ведет А. к
развитию логики, которую понимал как
орудие научного познания. «Органон» -
орудие. Заложил основы логики как науки
(формулирование закона тождества (предметы
тождественны сами себе), закона противоречия
(невозможно, чтобы были одновременно
истинными и некоторое высказывание и
его отрицание) и закона исключенного
третьего (из двух взаимно противоположных
суждений в данных условиях истинным может
быть только одно)).
- Естествознание.
Геоцентрическая система мира. Все, что
находится в пространстве от лунной сферы
до Земли, наполнено материей - «сублунарная»,
от лунной сферы до Солнца, вплоть до границ
Космоса наполнено эфиром.
- Развитие и организация
общества и учение о государстве. «Политика».
Его социальные представления социально
детерминированы. Основным в его соц. взглядах
была характеристика человека как общественного
существа. Жизнь в государстве является
естественной сущностью человека. Государство
Аристотель понимает как развитое сообщество
общин, а общину как развитую семью. Поэтому
во многих случаях формы организации семьи
он приносит на государство. Аристотель
- защитник рабовладения, как естественного
состояния организации общества. Предопределенность
с рождения к подчинению, другие - к господству.
Общество свободных людей состоит из трех
основных классов граждан: очень богатые,
средние, очень бедные. Особая важность
для благополучного состояния государства
– средние слои. Понятия государство и
общество Аристотель отождествлял. Сущность
государства видит в политическом сообществе
людей, которые соединились для достижения
определенного блага. Идеальное государство
– которое обеспечивает максимально возможную
меру счастливой жизни для наибольшего
числа рабовладельцев. Рабов и свободную
бедноту считает политически бесправными.
Остальные свободные граждане (состоятельные)
обязаны принимать участие в делах государства.
Идеал гос-ва – общество, которое опирается
на частную собственность на орудия труда,
земли и рабов.
- Этика. Обосновывает
свои моральные принципы положением человека
в реальном обществе и его отношением
к государству, которое требует от гражданина
определенных добродетелей, без которых
нельзя достичь благосостояния общества.
Поведение – уклонение от крайностей
как гарантия добродетельной жизни. Основа
уравновешенной и благополучной жизни
он видел в умеренности. Через всю этику
(и политику) проходит принцип активной
деятельности человека. Достойной свободного
гражданина он считает жизнь практическую
(т.е. наполненную политической деятельностью)
либо теоретическую (познавательной деятельностью
и размышлениями). Недостаточно знать,
что есть добродетель, следует действовать
и жить в соответствии с нею.
- Эстетика. Придает
искусству большое значение (как одна
из высших ступеней в познавательной деятельности).
Искусство отражает существенные взаимосвязи
в форме изложения конкретного. Взаимоотношение
содержания и формы произведения. Однако,
Аристотель не подчиняет строго содержание
форме.