Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Философия (Пифагор автор слова фило --- любовь, софи -- мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает -- знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности. Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

Этические системы эллинизма:

Тип философствования, родившейся вместе с «этическими  системами эллинизма» (распад античной философии в IV-III до н.э.)), с киниками, эпикурейцами и стоиками наверное можно признать исторически первой «философией автономности».  
Есть разные доэллинистические, классические греко-античные установки. Мир - хорош, значит надобно жить по образу и подобию мира. Дело философии научить тебя этому. Мир плох, значит надобно попытаться сделать его хорошим, надобно жить так, чтобы он стал лучше. Дело философии научить тебя этому.  
Эллинистическая этика - мир плох и никогда не станет лучше, значит наша задача освободиться от него (только отдельный человек может быть носителем добродетели, добродетель можно сохранить в себе, но только держась от мира на известном расстоянии). Дело философии научить нас этому.  
Это не консервативная и не революционная позиция. Это выход за пределы консерватизма и радикальности. Как дети не являются консерваторами, потому что не хотят защищать мир взрослых. Но дети не являются и радикалами, потому что не хотят изменять мир взрослых. Они хотят жить в своем мире, вдали от взрослых и готовы защищать свой мир. Всякий ребенок понимает, что ни одному взрослому не объяснить, почему ему (ребенку) важно делать то, что взрослые считают шалостью или пустяками в лучшем случае, абсолютно недопустимым - в худшем. Взрослых не изменить, самому взрослым раньше времени не стать (сами взрослые не возьмут, да и не хочется к ним). Но можно сделать так, чтобы взрослые ничего не знали о твоих шалостях, внешне изображая из себя послушного ребенка, радуя их своим поведением. Это конформизм, консерватизм, радикализм? Нет, это нечто из другого ряда. Это просто к стремление к обособленности. Без упрека и одобрения по отношению к тем, от кого ты стремишься обособиться. 
Эллинистическая этика - детская этика. Эллинистическая метафизика - детская метафизика Тут два важных момента.  
Первый - в эллинистической этике есть противоречие всему строю классической античной философии. Ведь постулируется возможность существования индивида независимо от мира. Интересно, что осмысление возможности независимости индивида началось в эпоху утраты гражданских свобод и ответственности, заменяемых в антично-восточном мире после Александра Великого на обязанности и подданничество.  
Второй - она согласуется с античной философией: принципиальное и неизменное несовершенство мира не отменяет добродетели, не погружает в этический релятивизм. Только признается, что добродетельные ценности могут реализоваться исключительно на уровне индивидуальной жизни, а не на уровне обустройства мира в целом (в том числе и не на уровне выработки норм межличностных отношений). 

  1. Система объективного идеализма Платона. Разработаны все основные части: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, космология, психология. Идеальное начало - идея (эйрос) порождает все многообразие вещей. Вещи являются лишь бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются. Только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Идеи образуют иерархию. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Объективный идеализм - идеи существуют вне и независимо от человека.

Идеи  существуют в специальном  пространстве. Если у Демокpита атомы, то у Платона - мир идей (нет какой-то главной идеи). Учение Гераклита о борьбе противоположностей - все течет, все меняется. С точки зрения Платона мир идей обладает таким же статусом. Идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей лежат числовые отношения. Он не относил числа и пропорции к вещам. Круг на песке - идея круга. По рисунку мы можем исследовать математические закономерности идеи. Платон всю математику относил к небу. Пещера: единственная реальность - тени на стене пещеры. Один человек освободился, увидел все устройство мира, если бы он вернулся в пещеру, то не смог бы никого убедить. Миp идей - вещи, их отношение, но убедить в этом никого нельзя. Таким образом, и знание можно понимать отличным от Платона образом. Реальным знанием является познание идей. Пpи восприятии - установка на разум. Знание априорно (доопытное знание). Человек - это прежде всего условное начало. Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение идеи души.

Признаки  любой идеи:

1) Невещественна 
2) Любая вещь имеет срок существования, а идея не разрушается вместе с вещью. Идея неразрушима и в отличии от вещи она обладает вечностью времени. 
3) Каждая идея выступает в виде общего закона для класса одноименных вещей 
4) Идея воплощает целостность вещи и ее бесконечный предел (треугольник состоит из трех отрезков, но каждый отрезок это не треугольник)

5) Идея, в отличии от вещи обладает совершенством. Идеальное в философии – это нематериальное.

  1. Основные идеи философии Аристотеля: 
    1. Онтология. Основа бытия - первая материя, она принципиально не определима, чувственно не постижима, и образует «потенциальную» предпосылку существования. И хоть она - основа бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием. Промежуточная ступень между первой материей и реально существующим миром - четыре элемента (огонь, воздух, вода и земля). У вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют 4 основных элемента: огонь - теплого и сухого и т.д. Основа реальных вещей - комбинации 4 элементов. В отличие от первой материи существующие вещи постижимы. Они суть соединения материи (гиле) и формы (эйдос). Гилозоизм. Форма образует из потенциального бытия действительное. Т.о. действительное бытие представление собой единство материи и формы. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, разительный в системе Платона.
    1. Душа присуща всем объектам живой природы: растениям (вегетативный уровень души), животным (чувственный) и человеку (разумный - мыслит и познает). Душа как форма, «первая энтелехия» природного тела. Энтелехия – движущая сила, превращающая возможность в действительность. Человек - политическое существо.
    2. Познание. Полностью признает первичность материального мира. Первый уровень познания - чувственное. Познание - развивающийся процесс, от простейших ступеней к абстрактным. Градация: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука – вершина, его содержание – познание общего. Чувственное познание считал истинным, лишь когда процесс познания переходит от восприятия к представлениям, возникают ошибки. Научное познание, опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции, Аристотель отличает от мнения. Оно также опирается на чувственное познание, но представляет совокупность случайных фактов, задача же научного познания- постижение всеобщего и необходимого. Теоретическое познание необходимо предохранить от пустой спекулятивности, это ведет А. к развитию логики, которую понимал как орудие научного познания. «Органон» - орудие. Заложил основы логики как науки (формулирование закона тождества (предметы тождественны сами себе), закона противоречия (невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание и его отрицание) и закона исключенного третьего (из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно)).
    3. Естествознание. Геоцентрическая система мира. Все, что находится в пространстве от лунной сферы до Земли, наполнено материей - «сублунарная», от лунной сферы до Солнца, вплоть до границ Космоса наполнено эфиром.
    4. Развитие и организация общества и учение о государстве. «Политика». Его социальные представления социально детерминированы. Основным в его соц. взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он приносит на государство. Аристотель - защитник рабовладения, как естественного состояния организации общества. Предопределенность с рождения к подчинению, другие - к господству. Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан: очень богатые, средние, очень бедные. Особая важность для благополучного состояния государства – средние слои. Понятия государство и общество Аристотель отождествлял. Сущность государства видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Идеальное государство – которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства. Идеал гос-ва – общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов.
    5. Этика. Обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его отношением к государству, которое требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Поведение – уклонение от крайностей как гарантия добродетельной жизни. Основа уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности. Через всю этику (и политику) проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею.
    6. Эстетика. Придает искусству большое значение (как одна из высших ступеней в познавательной деятельности). Искусство отражает существенные взаимосвязи в форме изложения конкретного. Взаимоотношение содержания и формы произведения. Однако, Аристотель не подчиняет строго содержание форме.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"