Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:21, контрольная работа
Философия (Пифагор автор слова фило --- любовь, софи -- мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает -- знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности. Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая
основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно
философского познания, и на самостоятельности предмета философии.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи
(отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения
объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального,
бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как
объектам действительности, так и субъективному миру человека. Предметом философии является
не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как
общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же
универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не
только, скажем, проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими
“я”, проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания.
Предмет
философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства
и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда
философии ещё и не было.
В истории философии известны два противоположных метода познания:
диалектический и метафизический.
Первый— метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и
явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского
эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств
или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает
объективный процесс развития человеческого мышления. Конец формы
Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления во
всеобщей связи и развитии. Диалектика пытается описать мир в его изменчивости, движении, развитии.
Основные направления философии.
В марксистской традиции
в основу рассмотрения историко-философского
процесса были положены два принципа
– принцип социокультурной
Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах
и конец немецкой классической философии»
(1886 г.). Энгельс сформулировал основной
вопрос, разделив его на два подвопроса.
Первый подвопрос касается соотношения
материального и идеального. Ответ на
него служит основанием для разделения
всех философских учений на два направления
– материализм (признает первичность
бытия, природы и вторичность сознания,
идеального) и идеализм
(признает первичность мышления, духа
и вторичность, производность материального).
Второй подвопрос касается вопроса познаваемости
мира. Ответ на второй подвопрос – гносеологический
– позволяет выделить две основные позиция
– гносеологического оптимизма (утвердительный
ответ, то есть мир познаваем) и агностицизма (оспаривает
возможность исчерпываю-щего, достоверного
познания сущности мира).
Историко-философский
процесс предстает с точки
зрения принципа развития как борьба
материализма и идеализма, которая
вела к взаимообогащению этих двух
противоположных направлений. Идеализм
и материализм являются
В своей эволюции идеализм и материализм прошли длительный путь, в процессе которого сложились их разновидности. Известны две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из первичности духа, который существует объективно, независимо от индивида, его сознания. Таким духовным первоначалом назывались Бог, мировой разум, абсолютная идея, мировая воля и т.п. Для субъективного идеализма характерно признание сознания субъекта в качестве первичного, определяющего субъективный дух – явление доприродное, творящее все сущее.
Материализм представлен тремя формами. Первая из них – наивный, стихийный материализм древних мыслителей Египта, Индии, Китая, античной эпохи. Другая форма материализма сложилась в XVII – XVIII вв. Это так называемый метафизический (механистический, сложившийся под влиянием развития механики и других опытных наук) материализм. Третья форма – сложившийся во второй половине XIX в. диалектический материализм, совместивший идеи и принципы диалектики и материализма.
При всем разнообразии форм идеализма и материализма общим для них является следование единому монистическому подходу в вопросе о том, что первично и что вторично.
Но наряду и монистическим взглядом на природу, общество и человека существует и дуалистический взгляд, согласно которому идеальное и материальное начала признаются не первичными или вторичными по отношению друг к другу, а независимыми. Кроме того, в одних случаях предпочтение отдается духовной субстанции, а в других – материальной.
Дуализм (греч. dualis – двойственный) – довольно распространенное в истории философии течение.
В структуре мировоззрения можно
выделить разные уровни, которые определяются
различной глубиной отражения мира. Первый
элементарный вид отражения происходит
на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он
связан с мироощущением и миросозерцанием.
Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние
проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
Само мироощущение может быть оптимистическим
или пессимистическим, стимулирующим
людей к труду и творчеству, либо наоборот,
направляющим их на замыкание в своем
личном мире, на отделение от внешнего мира
и активной предметной деятельности в
нем.
Следующие по глубине уровня отражения
- мировосприятие и миропредставление.
Здесь создается цельная картина, обозначающая
взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне
мировоззрение ограничено чувственным
опытом и слабо определяется рациональным
мышлением. Только тогда, когда происходит
отражение окружающего мира посредством
понятий, формируется мировоззрение, спо
Исторические типы мировоззрения:
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на
самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов,
то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы
как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее
важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии
составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с
тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам
рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на
его жизненном пути.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное
мировоззрение, резвившееся из недр еще не расчлененного, не
дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. На первый план выдвигается психологическая установка - вера в Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.) обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к наделению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их называть, «мировыми» религиями явились буддизм (IV - V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Главная черта всех религий - вера в сверхъестественное, сверхприродное.
И, наконец, самый
поздний тип мировоззрения - философия.
Она возникает на более высоком уровне общественно-
Виды мировоззрения:
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и дает возможность сознательного управления ими. Оно является объективно верным. Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии предпринимают попытки опираться не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию.
Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти внешние, несущественные признаки зачастую составляют основу знаний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя утверждать, что это мировоззрение не дает человеку возможности правильно понимать окружающий его мир.
Сократа: «Всего более нужно ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую», т.е. праведную жизнь. Знание с т. зр. Сократа есть понятие о предмете и достигается оно посредством определения понятия. Предметом знания может быть то, что доступно целесообразной деятельности человека. Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью. («Благо не что иное, как удовольствие, и зло – не что иное, как страдание»); б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.
Самая необходимая наука - забывать ненужное.
Не пренебрегай врагами: они отмечают твои погрешности.
Потерял свои записи? Надо содержать их в душе.
Привилегия царей: делать доброе и осуждать дурное.
Своеобразие этики Сократа не в ее акцентированном интеллектуализме, а в том, что в ней интеллектуализм является продолжением и выражением эвдемонизма, разрешением его противоречий. Согласно одному из сократовских парадоксов, намеренное, сознательное зло лучше зла ненамеренного, слепого. Человек, совершающий зло, ясно понимая, что он совершает зло, знает его отличие от добра.