Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

1. Какие задачи познания души ставит Аристотель?
2. Каково соотношение души и движения?
3. Каково соотношение души и телесности?
4. К какому роду сущего относится душа?
5. Какие части души выделяет Аристотель?
6. Какими способностями обладает душа?
7. Что такое энтелехия?

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 33.25 Кб (Скачать)

В понимании  Сократа, человек - это его душа. А  под  душой  Сократ понимает разум, способность к самосознанию и  морально ориентированное поведение. «Если сущность человека - это его  душа, то в особой заботе нуждалось  не столько его тело, сколько душа»[7], и высшую и благую задачу Сократ видел в том, чтобы научить  людей самовоспитанию души. «...убеждаю каждого из вас, молодого и старого, - читаем мы в «Апологии», - заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной»[8].

Сократ обосновывает наличие души следующим аргументом. Человек пользуется своим телом  как инструментом, что означает наличие  того, кто им управляет. Отсюда, на вопрос о сути человека невозможен ответ: это  тело; скорее это то, чему служит тело. А то, чему служит тело, есть душа. Сократ делает такой вывод: душа руководит  в познании тем, кто следует призыву  «познать самого себя». «Не познавая самих себя и не будучи рассудительными, можем ли мы понять, что в нас  есть хорошего или плохого?»[9].

Сократ призывает  познать самого себя, но не в духе ранних мыслителей, напоминавших человеку об ограниченности его возможностей и о необходимости положиться на богов. Познать у Сократа не значит воспринять уже данную истину, он требует познавать, искать самого себя, испытывать себя знающий ли, добрый ли ты или нет. Сократ считал, что, заботясь о душе человек должен сосредоточить  основное внимание на подлинных добродетелях - истине, справедливости, свободе, мужестве, воздержанности.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает  из знания и человек, знающий, что  такое добро, не станет поступать  дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может  сделать людей добрыми: никто  не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.  Для Сократа не было  ничего выше этического.

Добродетель  есть знание, следует понимать в  прямом смысле, а именно, выходящую  за рамки данного индивида природу. Все добродетели являются разновидностями  знания (мужество представляет собой  знание того, что бояться, чего нет, как вести себя в опасных ситуациях; справедливость есть знание того, как  вести себя по отношению к законам, и т. д.). Духовная активность личности должна быть, поэтому направлена исключительно  на поиск адекватных этических знаний, ибо знание решает все дело. Добродетель  в  сущности одна – знание, и все  сводиться к нему, притом в такой  степени, что человек не может, например, быть одновременно справедливым и немужественным или умеренным и несправедливым. Этические поиски ориентированы  на открытие основы основ всех добродетелей, понятия добра вообще. Нужно найти  моральную формулу, понятие добродетели, и это сделает человека моральным, и одновременно и счастливым. Для  понимания природы индивида, полагает Сократ, важно не то, что дано естественно (стремление к удовольствиям, пользе, счастью), а то, что  привносится  культурой, - нравственные взгляды. По Сократу, деятельность человека всецело  определяется его понятиями о  доблести, о благе и вытекающими  из этих понятий целями. Поэтому  никто не может заблуждаться или  дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что  он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким  образом, Сократ сводил всякое дурное действие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость –  к совершенному знанию. Это был  важный шаг в познании сущности человека. Именно поэтому по Сократу,  добродетель  есть знание[10].

Таким образом, человек и его место в мире стали центральной проблемой  в учениях  о душе и этики  Сократа.

Сократовское  понимание души человека, учение о этике

Со времен софистов и Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем  философии. В отличие от представителей ранней греческой философии, преимущественно  занимавшихся изучением природы, Сократ главную цель философии видит, как  упоминалось ранее,  в познании человека, его внутренней жизни. В  центр своих размышлений Сократ поставил человека, смысл его бытия. Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в Пифагора, софистов и др.),  была более отчетливо обобщена именно Сократом: он акцентировал своеобразие создания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога .

В понимании  Сократа, человек - это его душа. А  под  душой  Сократ понимает разум, способность к самосознанию и  морально ориентированное поведение. «Если сущность человека - это его  душа, то в особой заботе нуждалось  не столько его тело, сколько душа» , и высшую и благую задачу Сократ видел в том, чтобы научить людей самовоспитанию души. «...убеждаю каждого из вас, молодого и старого, - читаем мы в «Апологии», - заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной» .

Сократ обосновывает наличие души следующим аргументом. Человек пользуется своим телом  как инструментом, что означает наличие  того, кто им управляет. Отсюда, на вопрос о сути человека невозможен ответ: это  тело; скорее это то, чему служит тело. А то, чему служит тело, есть душа. Сократ делает такой вывод: душа руководит  в познании тем, кто следует призыву  «познать самого себя». «Не познавая самих себя и не будучи рассудительными, можем ли мы понять, что в нас  есть хорошего или плохого?» .

Сократ призывает  познать самого себя, но не в духе ранних мыслителей, напоминавших человеку об ограниченности его возможностей и о необходимости положиться на богов. Познать у Сократа не значит воспринять уже данную истину, он требует познавать, искать самого себя, испытывать себя знающий ли, добрый ли ты или нет. Сократ считал, что, заботясь о душе человек должен сосредоточить  основное внимание на подлинных добродетелях - истине, справедливости, свободе, мужестве, воздержанности.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает  из знания и человек, знающий, что  такое добро, не станет поступать  дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может  сделать людей добрыми: никто  не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.  Для Сократа не было  ничего выше этического.

Добродетель  есть знание, следует понимать в  прямом смысле, а именно, выходящую  за рамки данного индивида природу. Все добродетели являются разновидностями  знания (мужество представляет собой  знание того, что бояться, чего нет, как вести себя в опасных ситуациях; справедливость есть знание того, как  вести себя по отношению к законам, и т. д.). Духовная активность личности должна быть, поэтому направлена исключительно  на поиск адекватных этических знаний, ибо знание решает все дело. Добродетель  в  сущности одна – знание, и все  сводиться к нему, притом в такой  степени, что человек не может, например, быть одновременно справедливым и немужественным или умеренным и несправедливым. Этические поиски ориентированы  на открытие основы основ всех добродетелей, понятия добра вообще. Нужно найти  моральную формулу, понятие добродетели, и это сделает человека моральным, и одновременно и счастливым. Для  понимания природы индивида, полагает Сократ, важно не то, что дано естественно (стремление к удовольствиям, пользе, счастью), а то, что  привносится  культурой, - нравственные взгляды. По Сократу, деятельность человека всецело  определяется его понятиями о  доблести, о благе и вытекающими  из этих понятий целями. Поэтому  никто не может заблуждаться или  дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что  он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость – к совершенному знанию. Это был важный шаг в познании сущности человека. Именно поэтому по Сократу,  добродетель есть знание .

Таким образом, человек и его место в мире стали центральной проблемой  в учениях  о душе и этики  Сократа.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"