Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:15, контрольная работа
1. Какие задачи познания души ставит Аристотель?
2. Каково соотношение души и движения?
3. Каково соотношение души и телесности?
4. К какому роду сущего относится душа?
5. Какие части души выделяет Аристотель?
6. Какими способностями обладает душа?
7. Что такое энтелехия?
Аристотель родился
в Стагире на севере Греции во второй
половине 384 г. до н.э. в семье придворного
врача македонского царя Никомаха и Фестиды.
Восемнадцатилетним
юношей он отправился в Афины, чтобы
стать учеником Академии Платона. Почти
двадцать лет Аристотель совершенствовал
свое образование в Академии.
По свидетельству
историков, Платон называл его "умом"
своей школы.
В 343 г. до н.э. он принял
почетное приглашение македонского
царя Филиппа стать воспитателем
его четырнадцатилетнего сына, будущего
полководца и императора Александра
Македонского. Эти занятия продолжались
три года до вступления Александра
на престол.
Находясь под покровительством
своего бывшего ученика, Аристотель
в 335 г. до н.э. создал в Афинах школу
- Ликей, в которой перед многочисленной
аудиторией излагал свое учение, полемизируя
с представителями других философских
школ.
В течении тринадцати
лет Аристотель руководил своей школой,
ученики и последователи которой стали
называться перипатетиками (перипатос
- греч. блуждание; название связано, вероятно,
с прогулками по аллеям Ликея, во время
которых философ беседовал с учениками).
В 323 г. до н.э. умер покровитель
Аристотеля Александр Македонский.
Аристотеля обвиняют в нечестии, и
он вынужден бежать на Евбею.
Умер Аристотель
в 322 г. до н.э. в изгнании.
II. Основные работы
* Учение о бытии
"Метафизика" (О
"первой философии"),
"Физика",
"О небе",
"О возникновении
и уничтожении"
* Логика
"Категории",
"Об истолковании",
"Первая Аналитика",
"Вторая Аналитика","Топика"
* Психология
"О душе"
* Этика
"Этика Никомахова",
"Этика Эвдемова",
"Большая этика"
* Учение об искусстве
"Поэтика",
"Риторика"
* Политические учения
"Политика"
История
"Афинская полития"
* Естественнонаучные
труды
"Метеорологика",
"О частях животных",
"О происхождении
животных",
"История животных"
Кроме сочинений, дошедших
до нас полностью (если не говорить,
насколько они передают первоначальный
текст), сохранились фрагменты еще
пятидесяти с небольшим сочинений.
Изложим основные положения
философии Аристотеля.
Если вещи действительно
существуют, то необходимым образом
существуют и идеи вещей; так что
без идеи вещь не существует или
сама вещь остается непознаваемой. Нет
принципиального отрыва идеи вещи от
самой вещи. Идея вещи находится
внутри самой вещи. Идея вещи, будучи
чем-то единичным, как единична и
сама вещь, в то же время является
и обобщением всех частей вещи, является
некой общностью. Общность вещи обязательно
существует и в каждой отдельной
вещи, и существует каждый раз по-разному;
но это значит, что общность вещи
охватывает все ее раздельные части
и потому является целостностью вещи.
Целостность вещи, когда с удалением
одной части вещи гибнет и вся
вещь, есть организм вещи в отличие
от механизма вещи, когда вещь остается
целостной, несмотря ни на какое удаление
отдельных ее частей и замену их
другими частями.
Организм есть такая
целостность вещи, когда имеется
одна или несколько таких частей,
в которых целостность
1. Эйдос (идея, или форма)
вещи является такой ее сущностью, которая
находится в ней самой, и без которой вообще
нельзя понять, что такое данная вещь.
2. Материя вещи
есть только еще самая
3. Если вещи движутся,
а для движения должна
4. Нельзя мыслить
движение в абстрактном виде,
то есть без того результата,
который она дает. Движение вещи
подразумевает цель движения - специфическую
категорию вещи, которая не есть
ни ее форма, ни ее материя,
ни ее причина.
Художественно-творческий
первопринцип:
1. Художественная
роль материи - материя не просто
отсутствие всяких форм, но и
бесконечная творческая
2. Природа как
произведение искусства - природные
вещи и вся природа, взятая
в целом, является той или
иной смысловой картиной.
3. Душа есть не
что иное, как принцип живого
тела. Душа - субстанция в качестве
эйдоса физического тела, в потенции обладающего
жизнью.
Художественно-творческий
принцип в его завершении:
1. Подобно тому, как
всякое материальное тело есть нечто,
то есть является тем или иным эйдосом,
и подобно тому, как эйдос живого тела
есть принцип его жизни, то есть его душа,
подобно этому и всякая душа, движущая
телом в том или другом направлении, тоже
имеет свой собственный эйдос, называемый
Умом, так что душа есть энергия Ума.
2. Ум есть эйдос
всех эйдосов.
3. Ум, несмотря на
всю свою свободу от
Аристотель выдвинул
систему четырехпринципной структуры
каждой вещи. Согласно этой системы, вещь
есть во-первых, материя, во-вторых, форма,
в-третьих, действующая причина, и, в-четвертых,
определенная целесообразность, или каждая
вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым
назначением.
Список литературы
Антология мировой
философии Москва , 1969г, т 1.
Богомолов А.С. Античная философия Москва 1985г.
Философия Аристотеля не завершает античной философии , но она завершает самый содержательный период в истории этой философии , который не редко именуется философией классической Греции.
История античной философии продолжалась и в после Аристотелевские времена – в эллинистический , а затем римские периоды древней истории народов Средиземноморья. Эти периоды продолжались в общей сложности 8 столетий. В ходе их в Афинах существовали Академия Ликей , основанные Платоном и Аристотелем , появились и новые школы. Они формировали и новые идеи , которых не было еще в предшествующий , классический период истории античной философии.
Но в целом, глубина, оригинальность, да и количество таких идей значительно уступают тому , что было выдвинуто в период, продолжавшийся примерно в 2 раза короче. Для философов и философских школ эллинистического и тем более римского периодов античной истории характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение , комментирование идей и умений, выдвинутых и сформулированных в предшествующий период, в особенности идей и дактрин Демокрита , Платона , Аристотеля.
Сказанное не означает , что историей эллинистической – римской философии можно пренебречь. Нет, в целом, это тоже очень важная и большая страница истории античной , европейской и мировой философии.
В качестве итога сформулируем основные черты античной философии.
Античная философия – первая исторически известная в Европе формы философии. В ее многообразных проявлениях уже имеются в зародыше , в становлении почти все позднейшие типы мировоззрений.
Античная философия исходила из понимания одушевленности , разумности космоса. Это понималось чисто в человеческом плане: поскольку человечество – тело разумное и одушевленной, то таким является и космос.
Характерным признаком античной философии является убеждение в вечности и несотворимости космоса . Он сам для себе абсолют.
Важнейшей чертой античной философии является также пантеизм.
Полагалось , раз есть абсолютный космос следовательно, этот космос божество. Пантеизм вытекает из основ этого объективистского и чувственно понимаемого космоса . Античные боги – это те идеи , которые воплощаются в космосе , это законы природы, которые им управляют.
. Представления Платон о душе
Учение Платона есть философский идеализм. И Платона по праву считают основателем этого направления в философии. Философский идеализм - это признание первенства идеального по отношению к материальному.
Что касается учения Платона о душе, то в нем преодолеваются неясности в позиции Сократа, который, как мы знаем, говорил о том, что душа владеет истиной. Но объективность истинного знания совсем не та, что объективность окружающего нас мира. Объективность вещей подтверждается нашим чувственным восприятием, так как, воспринимая вещи, мы убеждаемся в их реальном существовании. Что касается объективности истины, которой владеет душа, то она иного рода. Эта объективность выражается в том, что это знание обладает качествами чего-то вечного и неизменного, а также с необходимостью диктует нам определенную линию поведения.
Иначе говоря, объективность истины в понимании Сократа, состоит в ее непреложном характере, в ее статусе внутренней необходимости и закона. Соответственно, истина, с этой точки зрения, не зависит от тела человека и его чувств, а, наоборот, определяет телесную жизнь человека. Если у софистов истинно то, что здесь и теперь фиксируется нашим чувством, то у Сократа истинным является разумное содержание души, которое с необходимостью определяет поведение тела. Так Сократом закладываются основы классического понимания идеального, средоточие которого - это истинное знание о самом человеке, т.е. человеческие идеалы.
Перед нами первое представление об идеальном как противоположности материального. Идеальность души уже здесь по сути состоит в ее нематериальности. И эта отрицательность есть исторически и логически необходимая ступень в становлении понятия идеального. Другое дело, что душа, с точки зрения Сократа и Платона, еще отнюдь не бестелесна. Поэтому она противостоит телу как общее частному, а не как бестелесное телесному. Противопоставление бестелесного и телесного появится только в учении Аристотеля. Более того, понятие материи тоже появится только у Аристотеля. А потому у Сократа и Платона мы находим, скорее, первое представление об идеальном, а не его теоретическое понятие. Недаром Платон противопоставляет идеи и вещи в качестве двух миров, располагая мир идей в диалоге "Федон" на возвышенной части Земли, а в диалоге "Федр" - за небесным хребтом, т.е. в "занебесье".
По Платону человек
состоит из тела и души. Тело - темница
души, оно смертно. Душа - идея человека.
Она бессмертна и переходит из
одного тела в другое. Платон - последовательный
сторонник орфико-
4 ПУНКТ
Сократовское понимание души человека, учение о этике
Со времен софистов и Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В отличие от представителей ранней греческой философии, преимущественно занимавшихся изучением природы, Сократ главную цель философии видит, как упоминалось ранее, в познании человека, его внутренней жизни. В центр своих размышлений Сократ поставил человека, смысл его бытия. Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обобщена именно Сократом: он акцентировал своеобразие создания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога[6].