Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:25, контрольная работа
Социальная философия - составная часть любой философской системы, важнейшая философская дисциплина, которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Позитивистская модель социальной философии О.Конта……………………………….…………...……………………..………...4
Часть 2. Суть органической теории общества Г. Спенсера………..…………...8
Часть 3. Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и
равновесии в обществе как основе его стабильности……………..….. ….…...11
Список используемой литературы………………………………………………14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Контрольная работа
по философии
на тему:
«Историческое
развитие социальной
философии»
2011
План
Введение…………………………………………………………
Часть 1. Позитивистская
модель социальной философии О.Конта……………………………….…………...………
Часть 2. Суть органической теории общества Г. Спенсера………..…………...8
Часть 3. Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и
равновесии в обществе как основе его стабильности……………..….. ….…...11
Список используемой
литературы………………………………………………14
Социальная философия - составная часть любой философской системы, важнейшая философская дисциплина, которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества.
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных её аспектах, используя всевозможные конкретные методы анализа конкретных событий общественной жизни. Она опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения.
Социальная
философия изучает общие
Социальная философия является философским исследованием того, что представляет собой человеческое общество, какие этапы оно прошло в своем развитии, какие тенденции этого развития представляют интерес для настоящего и исторически обозримого будущего. Социальная философия изучает также человека в качестве элемента общества.
История
социальной философии включает в
себя философское творчество многих,
весьма разных мыслителей, несущих на
себе ярко выраженную печать соответствующих
эпох, регионов, стран, социальных культур.
До XIX в. в общем потоке философской культуры выдвигались и разрабатывались весьма важные социально-философские идеи. Можно даже сказать, что социальная философия была одной из важных составляющих философской эволюции вообще. Причем чем выше была ступень общественного философского развития, тем содержательнее и разнообразнее были социально-философские идеи. Общий ход философского развития неуклонно вел к определенному качественному преобразованию, когда развившиеся и накопившиеся социально-философские знания и идеи должны были усовершенствоваться в рамках нового уровня своей предметной определенности. Этот этап и наступил в XIX в. В этом периоде социальная философия сделала решающий шаг в своем предметном самоопределении. Этот шаг был сделан усилиями таких великих социальных философов как: Г. Гегеля, К. Маркса, О. Конта и Г. Спенсера и тд.
Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т.е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном правлении была актуальна и для социальной практики. Ответом на эти социальные запросы послужили работы Огюста Конта.
Огюст Конт родился в Монпелье в семье чиновника, окончил Политехническую школу в Париже, несколько лет был секретарем Сен-Симона. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией оказали на сознание Конта огромное влияние. Он стал активно выступать против метафизических воззрений века Просвещения, которые господствовали во Франции до революции. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество. Этому должны были послужить наблюдение и эксперимент.
О.
Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-
Интерес
к социальному прогрессу
Программу изучения социологии Конт разделил на две части: социальную статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Социальная динамика в значительной мере отождествлялась с прогрессом и стала преобладать в его научных идеях. Сам Конт считал, что динамику и статику можно отделять друг от друга только в целях анализа, и это отличие не должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.
По мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины (как теология). Отсюда суть его социально - философской позиции: все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться реальные факты общественной жизни.
Основной единицей общества Огюст Конт считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями или полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда следует, что семья является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.). В существующей иерархии отношений, складывающихся в государстве, он видит не только естественное, но и необходимое явление. Как и его предшественники, О. Конт изучает реальную социальную структуру общества (социальную статику). Он выделяет четыре класса: «спекулятивный» класс, в который включены представители науки, философии и эстетики; «практический» класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров); далее идут представители сельского хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих.
Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе. Принадлежность к тому или иному классу, согласно О. Конту, основана на «естественном порядке вещей». Поэтому часть людей «по природе» должна управлять, другая часть – подчиняться.
Вторая часть социологии – «социальная динамика» должна быть, по мнению Конта, общей теорией естественного прогресса человечества, изучающей причины и закономерности социальных перемен, потому что историческое развитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым мощным фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум.
С точки зрения Конта, общество проходит три стадии развития: военную, соответствующую теологической стадии развития ума, переходную, соответствующую метафизической стадии, и, наконец, научно-промышленную, соответствующую стадии позитивной, которую он считал завершающей, замыкающей собой все общественное развитие.
Позитивизм Конта, порывающего со старой метафизической философией прошлого, был, несомненно, прогрессивным явлением, дал жизнь новому научному направлению – социологии, новому научному знанию – социальному.
Итак, XIX век можно охарактеризовать как период активного поиска и становления социологических научных школ, концепций и направлений. Одним из них стал позитивизм – направление в социологии, объявляющее единственным источником познания социальные науки или их совокупность и отрицающее философию как особую отрасль научного знания.
К
числу наиболее важных принципов
позитивизма можно отнести
Специфика позитивистского видения реального мира отражена прежде всего в первом и четвертом постулатах. Из этого вытекают требования применения в социологии методологии естествознания, а также распространение законов природы на познание общества.
Отечественные и зарубежные социологи выделяют в позитивизме два этапа. Этап раннего позитивизма, примерно с 30-х годов XIX века. Он заканчивается на рубеже XX века. Второй этап развития позитивизма начинается примерно с 20-х годов XX века и продолжается до настоящего времени. Этот период представлен различными направлениями социологии. Если в первый период социология не имела устоявшегося предмета, шла активная дискуссия по этому поводу, не было специализированных научных и учебных заведений, то второй период можно охарактеризовать как этап институализации науки, превращения социологии в академическую дисциплину, имеющую авторитет в научном мире.
Таким образов, О. Конт стал основателем
не только новой науки, но и подлинно социологического
подхода к анализу социальных явлений
и процессов. Он впервые поставил проблему
и собственно понятийного аппарата социологии,
полагая, что описание и анализ структуры
общества должны производиться в социальных
терминах, т.е. в явлениях ассоциации и
ее специфических продуктов. С точки зрения
этого подхода О. Конт дает описание разнообразным
социальным системам, социальным институтам,
институциональным взаимоотношениям
и стратификации – социального неравенства,
т.е. основным аспектам общей социологии.