Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:41, реферат
С незапамятных времен специалисты, изучающие наследие, поражались, насколько стабильными и непоколебимыми выглядят религиозные учения на фоне быстросменяющихся доктрин, политических концепций и идеологических учений.
Постоянство (хотя и относительно) религиозных мировоззрений сравнимо, пожалуй, лишь с постоянством генетического набора человека. И здесь напрашивается парадоксальная гипотеза: уж не объясняется ли такая «неистребимость» религиозных концепций их тесной связью с человеческим естеством и познании и изменении окружающего мира, к тому же, на то есть веские доводы.
Говоря о том, что появление философии как науки связано с разработкой методов познания и изменения окружающей действительности, следует признать, что в этой области пальма первенства принадлежит все-таки религии. Еще первобытные племена, не имеющие развитого языка, а тем более письменности, строили свои действия, исходя из различны обрядов, табу и ритуалов, дающих своего рода методологическую основу в организации человеческой деятельности. Познание и изменение мира осуществлялось таким образом по канонам, чье постепенное изменение и обогащение в ходе эволюции отражали этапы развития человеческой культуры.
Тем не менее, следует признать, что в отличие от философских мировоззрений, религиозные носили в основном ретроспективно-описательный характер: ход событий не зависел от воли человека, поскольку предопределялся волей высших сил, а человек занимал в них место, отведенное согласно его специальному статусу и (или) заслугам.
Введение: истоки религии…………………………………………………………….2
Религии во взглядах на мир ………………………………………………………….4
Религии во взглядах на человека ……………………………………………………7
Выводы по работе ……………………………………………………………………9
Содержание ……………………………………………………………………………10
Реферат «Конструктивное
наследие религий».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: ИСТОКИ РЕЛИГИИ
С незапамятных времен специалисты, изучающие наследие, поражались, насколько стабильными и непоколебимыми выглядят религиозные учения на фоне быстросменяющихся доктрин, политических концепций и идеологических учений.
Постоянство (хотя и относительно) религиозных мировоззрений сравнимо, пожалуй, лишь с постоянством генетического набора человека. И здесь напрашивается парадоксальная гипотеза: уж не объясняется ли такая «неистребимость» религиозных концепций их тесной связью с человеческим естеством и познании и изменении окружающего мира, к тому же, на то есть веские доводы.
Говоря о том, что появление философии как науки связано с разработкой методов познания и изменения окружающей действительности, следует признать, что в этой области пальма первенства принадлежит все-таки религии. Еще первобытные племена, не имеющие развитого языка, а тем более письменности, строили свои действия, исходя из различны обрядов, табу и ритуалов, дающих своего рода методологическую основу в организации человеческой деятельности. Познание и изменение мира осуществлялось таким образом по канонам, чье постепенное изменение и обогащение в ходе эволюции отражали этапы развития человеческой культуры.
Тем не менее, следует признать, что в отличие от философских мировоззрений, религиозные носили в основном ретроспективно-описательный характер: ход событий не зависел от воли человека, поскольку предопределялся волей высших сил, а человек занимал в них место, отведенное согласно его специальному статусу и (или) заслугам.
Ограничение поля познания делало религию с одной стороны не достаточно прогрессивной, но с другой- легко доступной широким массам.
В периоды ломки старых взглядов и убеждений, когда массами овладевало отчаяние и безысходность, религии помогали устоять такие качества, как многоаспектность подходов (изменению подвергается поэтому лишь их часть, оставляя незыблемой большую долю), некатегоричность суждений по второстепенным вопросам (те, что вступают в прямое противоречие с новыми реалиями, как правило, смягчаются), а также широкая трактуемость религиозных постулатов (например, не навреди ближнему).
В последнее время был сделан целый ряд открытий в области человеческой психики и интеллекта. В частности, признано, что подсознательная деятельность человека в десятки раз превосходит сознательную по своему потенциалу. Из этого следует, что подавляющая часть человеческой деятельности осуществляется на основе инстинктов, интуиции, эмоций, ежесекундно не подкрепляемых логическим обоснованием. А если учесть, что познанием окружающего мира объем контактов с непознанным увеличивается в геометрической прогрессии, становится понятным, почему в экстремальных ситуациях человек склонен надеяться на чутье, интуицию и даже приметы, поверья и т.п. ведь именно в них имплицитно заложен алгоритм задействия резервов подсознания (Да поможет мне Бог в этом трудном деле!) и стабилизация психологических процессов (Господь терпел и нам велел).
Таким
образом, зародившись на уровне инстинктов
первобытного человека как регулятор
познания и изменения окружающего мира,
религия превратилась в ходе эволюции
в мировоззренческое учение, жизненность
которого обусловлена учетом особенностей
психической и познавательной деятельности
человека.
2. РЕЛИГИИ ВО ВЗГЛЯДАХ
НА МИР.
Весьма примечательно то, как религии излагают своё
а) видение окружающего мира. Материя никогда не представляется первичной- она целиком и полностью зависит от Всевышнего духа, или божества, ведающего его организацией. Анализируя последние разработки естествоиспытателей по малопознанным явлениям природы, можно прийти к мысли, что религиозное описание мира отстоит от действительности меньше, чем концепции Маркса в рамках основного Вопроса Философии. Ведь его трактовка сознания ограничивается лишь свойством человеческого мозга, в то время как суть извечного спора философов лежит в противопоставлении материи в целом ее рациональному и гармоничному обустройству. Последние исследования показывают, что сознание человека имеет электромагнитную природу, являясь таким образом формой (пусть высокоорганизованной) движения материи. А материя с движением неразделимы, и говорить о первичности одного их них вообще не имеет смысла. Если же, обогащая опыт религий, сказать, что под высшим сознанием подразумевается совокупность всеобщих законов мирового развития, то именно согласно этому сознанию материя будет существовать во всем многообразии форм движения.
Вот почему, сколько б открытий вглубь материи не совершалось, исследователи всегда будут поражены, насколько все в природе рационально и взаимосвязано (Ну как тут не сказать: создано рукой единого творца!).
Любопытным представляется и
б) описание
религиями самого человечества. Последнем,
как правило, отводится роль исполнителя
воли Всевышнего. И здесь наблюдается
еще одна особенность религий - их многофункциональность.
Ведь под предлогом исполнения воли всевышнего,
религиозные институты проникали практически
во все сферы деятельности человека: начиная
от законодательной и летописной, кончая
производственной и врачевательской.
В то время, как различные доктрины бились в ожесточенной схватке за монопольное право влиять в той или иной сфере, религия, действуя словно в другом измерении, всегда играла пусть не главенствующую, но существенную роль в той же сфере. Основным преимуществом религии в этом аспекте является ее единая методологическая база: как и философия, религия вырабатывала единый подход к решению бесчисленных проблем, основанный на едином мировоззрении и опыте предыдущих поколений. И если человечество оказывалось на распутье в решении новых насущных проблем, религия всегда предлагала свой выход, основанный на все тех же единых канонах, регламентирующих деятельность человечества в рамках, отведенных ему Всевысшнем. Сам же ход развития человечества описывается как постоянная борьба темных и светлых сил, битвы добра и зла. В этой области религии прочно опираются на народный эпос.
Во времена, когда большая часть населения была неграмотной, религия объединяла вокруг себя людей, обобщающих и передающих культурное наследие. И лишь когда господство религии в обществе становилось монопольным, ее учение охватывалось схоластикой, порождающей нетерпимость к любому инакомыслию.
В) особое внимание следует уделить тому, как религия строят свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее.
1) В прошлом все религии видят изначальную основу своего бытия, тесно связывая минувшие события с логикой своего мировоззрения. Основное внимание уделяется не тому, что происходило, а тому, как это описывать. Подобное «описание в комментариях» позволяет с одной стороны легче обобщать и систематизировать прошлое, а с другой - формирует у слушающего требуемую религией систему ценностей взглядов. Нельзя не заметить и описания непрекращавшейся связи между прошлым и настоящим: любое минувшее событие способно повториться сейчас иди потом, а давно умершие люди способны оказаться духовно или материально среди нас. Такой метод оказывает существенное влияние на психику индивида, позволяя ему внушить ответственность за судьбу будущего, а также то, что и он сам способен через свои заслуги приобщиться к Вечному.
2) Описанию настоящего помимо коментативности свойственны также стремление религий адаптировать его у рамкам продолжения начатых летописей. Новые религии заставляют вводить в обращение новые слова и выражения, переписывать старые тексты на более современном, понятном современному человеку языке. Однако, чаще религии предпочитают знакомить человека с устаревшими формами языка, придавая тем самым процессу религиозного общения некую власть над временем.
3) Будущее, как правило, предрешено, и в нем среди множества невзгод обязательно уготована хорошая доля тому, кто следовал религиозным заветам и предписаниям.
Общая особенность религиозного летописания- избирательное накопление тех событий и фактов, которые наиболее полно соответствуют духу данного теологического учения. Другие события либо замалчиваются, либо описываются в выгодном свете. Подобный метод используется людьми спонтанно в повседневной жизни. От неудач и других эмоциональных потрясений не застрахован никто, не меньше страдают от них люди, научившиеся изменять интерпретацию события, как верующие (ну что ж, видно Господь посылает мне испытание, чтобы убедиться в моей покорности и смирении).
Многие
из описанных выше методов уже взяты на
вооружение средствами массовой информации,
политиками, идеологами и пропагандистами.
3. РЕЛИГИИ ВО ВЗГЛЯДАХ
НА ЧЕЛОВЕКА
а) отношение человека к себе сопряжено в религиях с различными культами и условностями.
Это прежде всего идея самоотречения (самоуничижения, самопожертвования и т.д.) ради служения религиозным идеалам. Статистики подсчитали, что современные развитые страны, явно не отягощенные религиозными догмами, затрачивают на агрессивность в 50 раз больше средств, чем на милосердие. В религии же человек, отрешившийся от приоритета «мое», сформирует в конце концов такой круг ценностей и убеждений, где жажда власти над ближним перестанет быть побуждающим мотивом. Уж если и соглашаться в таком случае, что религия- опиум для народа, так только при условии, что этот опиум способствует обузданию низменных и стимулированию возвышенных побуждений личности. Все дело лишь в допустимой мере, превышение которой обращает во зло любое благое начинание. Оценивая предназначение вещей, современные философы заключили: всякая вещь, существующая исключительно для себя, лишена всякого смысла. Религии же, провозгласив служение Богу и помощь ближнему, предложили данный постулат для человека сотни лет назад.
б) опираясь на сказанное выше, не трудно представить, как религия формирует отношение человека к своим поступкам. Здесь главная особенность - это превращение человека из субъекта действия в объект. Речь идет о том, что, самоотрешившись, человек приписывает свои заслуги Всевышнему, а промахи- искушению темными силами (ну как не вспомнить этот метод, знакомый по заслугам партии проискам империализма). Благодаря этому, человек обретает достаточно стабильное психическое равновесие и надежду на то, что Всевышний никогда его не оставит. Нельзя не заметить поэтому большую целеустремленность верующих в своих поступках: ведь неосязаемые духовные идеалы не могут потерпеть краха, поскольку формируются у каждого по-своему и всегда недосягаемы, подобны горизонту. «Все удачи приписывй обятоятельствам, а неудачи свливай на свою оплошность»- вот как современные психологи по-новому сформулировали метод, испокон веков используемый верующими для обретения душевного равновесия.
В) Пожалуй, самым ценным методологическим наследием религий является формирование отношений человека с окружающими. «Не убий, не укради, возлюби ближнего своего как самого себя» - все эти заповеди издревле берутся на вооружение разными политическими учениями, обретая новую интерпретацию, но не меняя при этом сути (вспомним хотя бы моральный кодекс строителей коммунизма). Источником любви к ближнему, необходимой для соблюдения всех заповедей, является сострадание (сопереживание, соучастие). Современные психологи утверждают, что чувство сострадания к человеку значительно нейтрализует чувства зависти и злобы по отношению к нему. Внушенная таким образом любовь направляет деятельность человека на помощь ближнему в рамках, определенных конкретной религией. Если объяснять смысл существования всякой живой материи как благоприятствование развитию себе подобных, то по отношению к человеку именно такая интерпретация была изложена впервые в теологических методологиях.
Трудно, пожалуй, найти религию, которая не ратовала бы за сохранение гармонии с окружающими и окружающим. Проблемы, рассматриваемые учеными в отношении экологии, разоружения, мировой стабильности, заметно отстают в методологическом обосновании от аналогов в религиозной сфере.
Удивительно, но психологическая установка на божью помощь в повседневных отношениях и делах оказывается не менее эффективной, чем сеанс психотерапевта или гипнотизера. Это же относится и к исцелению телесных и душевных недугов.
Как
видим, методологическое наследие религиозных
учений является широким и многообразным,
а потому заслуживает тщательного и систематического
изучения.