Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:46, реферат
Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.
Не останавливайтесь! Вы - реактор мысли! Чтобы началась цепная реакция, в реакторе должно скопиться критическое количество реагентов. Держитесь! Накопите критическую массу фактов, сведений, данных и - держитесь! Это состояние называют ещё “вынашиванием замысла”. Можно сказать, что Вы беременны идеей. Осталось только доносить положенный срок.
Озарение происходит неожиданно. Чаще всего во время занятий чем-то к делу никакого отношения не имеющим. Это очень приятное состояние. Экстаз, эйфория, ликование. Это достойная награда за усилия, за терпение, за решимость довести начатое до конца. Но помимо радости, у Вас теперь есть ещё понимание причин своего неуспеха. Есть ключ к решению проблемы. И то, что поначалу казалось, прямо таки, до безобразия ясным, а потом безнадёжно запутанным, теперь снова стало ясным, но уже на другом, более высоком, уровне понимания действительности.
Теперь у Вас есть смысл. Есть ощущение чего-то глубинного, чего-то изначального, чего-то лежащего в истоке всех причин. Вы вполне можете удовлетвориться достигнутым и здесь остановиться. Но Вы ещё не решили проблему, Вы только поняли, в чём она заключается . После короткой передышки, надо взяться за выведение формулы. Теперь надо сформулировать принцип, создать концепцию или что-то подобное. Надо выловить из личного яркого переживания голую суть. Когда же Вы сформулируете принцип, оформите идею, настанет пора пересмотреть свои представления о действительности . Теперь действительность предстанет перед Вами в более полном виде. К тому же, Вы уже владеете формулой ситуации. Теперь ситуация перед Вами как на ладони! Настало время строить план достижения успеха. Разумеется, план надо ещё воплотить в жизнь! Но мышление своё дело сделало. По мере выполнения задуманного остаётся только сознательно переходить к конкретно-дробному мышлению всякий раз, когда возникнут какие-то осложнения. Не привязывайтесь к абстрактно-дробному мышлению, именно оно является поставщиком иллюзий и несбыточных надежд! По мере приближения к цели, Вы много еще сделаете для себя открытий, много поймёте, если будете правильно пользоваться своим мышлением. Когда же цель будет достигнута, Вы обнаружите, что действительность уже не столь враждебна к Вам, как это казалось поначалу.
А Вы не задумывались о творческом подходе не только к отдельным каким-то делам, а вообще к жизни? А если понимать жизнь как профессию? Может, и здесь стать профессионалами? А?
Таблица "Виды мышления"
|
Список литературы
Айян Дж. 10 способов освободить Ваш творческий гений. СПб., "Питер", 1997
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М, МГУ, 1984
Вилюнас
В.К. Психологические механизмы
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. МГУ, 1990
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М, "Знание", 1984
Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М, "Искусство", 1991
Дейч Г., Спрингер С. Левый мозг, правый мозг М, "Мир", 1983
Дзэн-буддизм /Д. Судзуки Основы дзэн-буддизма, С. Кацуки Практика Дзэн/ Бишкек, МП "Одиссей", 1993
Как мы пишем/Сборник/ М, "Книга", 1989
Колосов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма . М., "Педагогика" 1991
Краткий миг торжества. Сост. В. Черникова М, "Наука", 1989
Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., “Педагогика”, 1975
Лук А.Н. Психология творчества. М, "Наука", 1978
Матейко А. Условия творческого труда. М, "Мир", 1970
Парандовский Я. Алхимия слова. М. "Правда". 1990
Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М., “Машиностроение”, 1988
Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., Изд. АПН, 1960
Природа научного открытия. /Сборник/ Отв .р ед. В.С.Готт М., "Наука", 1986
Симонов П.В. Созидающий мозг. М. “Наука” 1993
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ, 1975
Теплов Б.М. Ум полководца. М, "Педагогика", 1990
Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке М. "Наука", 1992
Для
подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.i-u.ru/
Естественно, что слабости сенсуалистической гносеологии уже в 17-18 вв. подвергались резкой и сокрушительной критике представителей рационализма.
Рационалисты всегда справедливо подчеркивали тот факт, что мышление человека, как высшая познавательная способность, никоим образом не сводится к простой абстракции от эмпирических данных, к простому выражению чувственно-созерцаемого общего в сознании, выраженному и закрепленному для удобства запоминания в словах, терминах и предложениях.
Наиболее умные противники метафизического материализма в гносеологии (например, Лейбниц), соглашаясь с тем, что мышлению свойственно воспарять от чувственно-данного многообразия единичных вещей к его абстрактному, обесцвеченному, обобщенному выражению, – показывали вместе с тем, что эта черта еще ровно ничего не объясняет в тайне мышления, в тайне способности логически рассуждать, логически обрабатывать данные чувственного опыта.
"Выводы,
делаемые животными, в
Борьба философских направлений и школ нового времени все четче выявляла то обстоятельство, что понятие – как основная элементарная форма мышления – не может быть определено как зафиксированное в слове, термине, названии – отражение чувственно воспринимаемого сходства, тождества единичных вещей, и что способность оперировать понятиями предполагает более глубокое представление о природе понятия.
Решение вопроса об отношении абстрактного и конкретного, развитое на основе метафизического понимания отношения мышления к действительности, неизбежно отражало в себе соответственно недиалектическое представление об отношении общего и единичного. Более того, эти проблемы по существу сливались в одну. Под "конкретным" более или менее безотчетно по-прежнему – как и во времена схоластики – понималось именно единичное, индивидуальное, чувственно воспринимаемая вещь, явление, событие, факт.
Категории
же общего и абстрактного при этом
естественно становились
"Конкретное"
и "абстрактное" тем самым
метафизически распределялись
Рационалистическая критика позиций эмпиризма и номинализма в логике всегда отправлялась от того действительного факта, что процесс осмысливания чувственных данных никак не сводится к простому сокращенному повторению того общего, что можно подметить в фактах, открытых эмпирическому созерцанию. Против этого восставала сама практика научного познания.
Позиция последовательного эмпиризма не давала никакой возможности объяснить и обосновать хотя бы тот исходный тезис, на основе которого строилось все здание тогдашней науки, – тезис о том, что лишь математически выражаемые формы бытия вещей суть единственно объективные их формы. Этого положения методы эмпиризма доказать, конечно, были не в состоянии. Абсолютно необъяснимой оказалась и способность человека критически относиться к показаниям органов чувств, к данным созерцания. Если мышление понимается лишь как пассивный сколок с чувственных данных, как их сокращенное и обобщенное выражение, то эта способность и в самом деле оказывается таинственной и необъяснимой.
Такие категории, как "субстанция", "атрибут", "причина" и т.п., принципиально не могли быть объяснены в качестве простых отвлечений от чувственно созерцаемых фактов, в качестве простых эмпирических абстракций, в качестве "наиболее общих" понятий.
Отсюда и вытекало стремление рационалистов отыскать принципиально иной источник образования понятий разума, нежели созерцание фактов, абстрактно-общих черт этих фактов.