Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:46, реферат
Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.
Здесь нет разницы между писателем и философом, художником и ученым. Вместо того чтобы повторять избитую истор ию о я блоке Ньютона, стоит привести гораздо менее известный, но, может быть, гораздо более поучительный пример из жизни великого математика Анри Пуанкаре. В течение многих месяцев он тщетно искал определенную формулу, неустанно думал о ней. Наконец, так и не найдя решения, совершенно забыл о ней и занялся чем-то другим. Прошло много времени, и вдруг однажды утром он, будто подброшенный пружиной, быстро встал из-за стола, подошел к бюро и сразу же написал эту формулу не задумываясь, словно списал ее с доски. Таким же образом и на писателей нисходят, как бы осеняют их долго не поддававшиеся развязки драм, романов, новелл, в мгновенной вспышке проясняются характеры и судьбы персонажей, отыскиваются долго и напрасно искавшиеся строки, как те, что Жан Мореас , стоя под уличным фонарем, дрожащими пальцами записывал на коробке из-под папирос. Гёте рассказывает во вступлении к “Вечному жиду”, как он около полуночи словно безумный вскочил с постели, как его внезапно захватила жажда воспеть эту загадочную личность. И в данном случае, наверное, было то же, что и во всех ему подобных: поэт годами носил в себе тон, настроение баллады, прежде чем она вылилась у него в стихи. И вот каким сравнением заканчивает Гёте рассказ об этом переживании: “Мы только складываем поленья для костра и стараемся, чтобы они были сухими, а когда наступит урочный час, костер вспыхнет сам — к немалому нашему удивлению”.
Эти “неожиданности души” неодинаковы по силе и продолжительности: от кратких вспышек, освещающих на мгновение лишь одну мысль или частицу образа, и до великих, многое охватывающих открытий. В последнем случае выступает на поверхность значительная часть подсознательного, и это оказывается потрясением огромной силы, вроде тектонических катастроф, когда из глубин океана появляются острова и становятся новой отчизной растений, животных и людей. ( Парандовский Я. Алхимия слова. М. "Правда". 1990, с.106)"
Для
описания последовательных шагов в
осуществлении творческого
Зародыши же эти берутся в недрах абстрактно-дробного мышления, которое строит образ действительности, и, на него опираясь, с ней взаимодействует. И этот образ несомненно беднее самой действительности, в нём имеются неоправданные обобщения и допущения, что-то представляется искажённо, а что-то опущено вообще. И вот иногда пытливому взгляду некоего индивида открывается это несоответствие образа действительности и самой действительности. В действительности происходит что-то такое, что в ней происходить не должно! Удивление. Вопрос. Вопрос может быть любым. Их может быть несколько. Но он-то – вопрос – и является тем "зародышем", который побуждает повнимательней к действительности присмотреться, прислушаться, приосязаться и как-то по иному обратить внимание. Кажется очевидным, что разным стадиям творческого процесса должны сопутствовать разные психические состояния. В данном случае стадия "зародыша" сопровождается состоянием некой "озадаченности", "растерянности", "недоумения", "сомнения", "смущения" и т.п. Стадия "зародыша" соответствует переходу от абстрактно-дробного мышления к мышлению конкретно-дробному.
Возникает желание понять: в чём же тут дело? Так начинается сбор материала, касающегося неожиданно представшей стороны действительности. Это переход от стадии "зародыша" к стадии "гусеницы".
Понятно, что стадия "гусеницы" соответствует работе конкретно-дробного мышления. Собираются факты, впечатления, мнения и прочий "материал", который послужит сырьём для построения образа той части действительности, что так озадачила этого художника. Какой же зуд заставляет его метаться в поисках впечатлений, что не даёт ему покоя? В каком психическом состоянии он пребывает? Когда непонимание только увеличивается от обилия новых сведений, лишь разнообразные проявления воли могут ему помочь. Тут и упорство, и выдержка, и целеустремлённость. Есть, конечно, и познавательная страсть, и жажда самовыражения, но на стадии "гусеницы" нет ещё никакой уверенности в успехе дела. Так что тут происходит педантичный, упорный сбор впечатлений, сведений и прочих фактов, не взирая на всякие скуки, печали, хандры, уныния и прочее подобное. Хотя, надо признать, немалое количество людей и прочих существ, на этой стадии останавливаются. И эта сторона действительности так и остаётся для них "тёмной".
Но однажды наступает пресыщение сбором материала. Безразличие какое-то делается. Так происходит переход от стадии "гусеницы" к стадии "куколки". Конкретно-целостное мышление выходит на передний план. Переработка собранного сырья набирает ход. Поначалу она бывает незаметной. Но, чем ближе к завершению стадия вынашивания (инкубации, преображения, перестройки, созревания), тем чаще возникают приливы непонятного предчувствия, предвкушения, трепетного восторга. "Вдохновение" – это творческое возбуждение, такое психическое состояние, которое способствует ускорению мышления. Состояние вдохновения может быть длительным. Вдохновение возникает во время перехода от стадии "куколки" к стадии "имаго". Слово "озарение" означает переживание, сопутствующее самому открытию, оно разовое, итоговое. И длительным не бывает. Зато по силе может превзойти все другие переживания. Само это состояние ликования есть достойная награда за преодоление всех трудностей на пути к успеху. Наверно, где-то здесь, как частный случай мышления творческого, присутствует мышление наглядно-образное (а, ведь есть образы и слуховые, и осязательные, и прочие). Куда пристроить "интуитивное" мышление? Более всего с ним можно отождествить конкретно-целостное мышление.
Надо ещё учитывать, что мышление не ограничивается в каждую единицу времени решением только какого-то одного вопроса. Множество вопросов одновременно пребывают в нём на разных стадиях решения: одни только возникли, другие вот-вот получат решение, третьи застряли на стадии сбора сведений и т.д. Особенно интересно бывает в случаях, когда много вопросов созревают одновременно, или почти одновременно. Озарения фонтанируют!
Попробуем, пока предварительно, бегло, выстроить ряд творческих деятельностей. За основу классификации возьмём признак "самовыражения". Чем меньше связан творец с ограничениями действительности, в рамках которой происходит его творчество, тем больше возможностей для самовыражения он имеет. Творчество исследователя (учёного) от творчества художника (композитора, архитектора, писателя, артиста и т.п.) отличается тем, что исследователь стремится познать закономерности действительности, а художник стремится явно к самовыражению. Художник создаёт образы , а исследователь – формулы . Можно даже сказать, что художник формулу превращает в образ, а исследователь образ превращает в формулу . Искусство занимается созданием переживаний, а наука – созданием понятий (порой весьма разветвлённых и многоуровневых). Художник с помощью своего творения стремится произвести в потребителях его творчества (читателях, зрителях, слушателях и т.п.) некое, вполне определённое переживание. Он через продукты своего творчества делится с потребителями своим субъективным переживательным опытом. Потому что жизнь, бедная переживаниями, кажется пустой, скучной, бессмысленной, людям нужны переживания, чтобы ощутить полноту своей жизни.
Исследователь
познаёт объективную
Творчество учителя состоит в умении найти подход к каждому ученику и так преподнести ему учебный материал, чтобы он его правильно понял, надолго запомнил и, самое главно е( !!!), добровольно захотел бы узнать ещё. Если учитель творчески относится к своему делу, то он будет активно конкретно-дробно искать всё новые и новые особенности учеников, он будет стремиться к правильному осмыслению обнаруживаемых особенностей, он будет непрестанно пополнять свой опыт и постоянно проверять практически свои догадки.
Думаю,
сказанного достаточно для того, чтобы
составить представление о
Обратите внимание! Технологически различия между этими видами творчества ничтожны. Механизм везде одинаковый. Зато цели разные. Сырьё разное. Продукты поэтому тоже разные. Сырьём для художника являются жизненные впечатления, которые должны оживить идею (замысел), наполнить её образным содержанием. Когда образ созрел и родился, возникает задача воплощения его в какой-то форме, в каком-то материале. В зависимости от специализации художника это может быть пьеса; скульптура; дом со всякими завитушками; песня; повесть; картина и т.д. Они и будут продуктами художественного творчества.
Для исследователя сырьём являются научные факты. Чтобы их получить он наблюдает за действительностью, задаёт ей вопросы с помощью всевозможных опытов. Из полученных фактов строится затем образ исследуемой части действительности. Этот образ сопоставляется с образами, добытыми другими исследователями. В итоге такой работы выстраивается концепция, теория или что-то подобное, обобщённо описывающее бытиё исследованной части действительности. Продуктом исследовательской деятельности являются знания (формализованные описания действительности). Философы, как правило, опираются уже на эти, добытые исследователями, знания, используя их как сырьё для своих изысканий. Как видно, "научный метод" надо признать одним из вариантов проявления творческой деятельности.
А что такое "мастерство", "профессионализм"? То, что непрофессионал делает долго и плохо, профессионал делает быстро и с высоким качеством. Профессионал работает эффективно, производительно. Но почему???!!! Есть подозрение, что за время своей карьеры он прокрутил огромное количество творческих циклов мышления, попутно решив много проблем. Теперь он настолько хорошо знает своё дело, что обходится одним только абстрактно-дробным мышлением, которое в таких случаях оказывается необычайно автоматизированным. Это означает, что у профессионала деятельность построена из большого количества тщательно отработанных и хорошо взаимно пригнанных навыков. Т.е. он работает почти не задумываясь, как машина. К примеру, овладев навыками ходьбы, люди могут идти и о чём-то разговаривать. Только какое-то неожиданное препятствие может вынудить их задуматься о том, как надо ставить ноги, чтобы это препятствие преодолеть. Делая что-то простое автоматически мы, тем самым, освобождаем мышление для решения каких-то действительно сложных проблем.
Вообще, абстрактно-дробное мышление – это фоновое мышление. Конкретно-дробное мышление активно выискивает среди фона фигуры. Всматриваться в привычное, находя при этом всё новые и новые оттенки – наслаждение для конкретно-дробного мышления. Но чтобы составить для себя образ профессионала, разработать систему упражнений для достижения высокой точности своих действий, и потом этого высокого уровня достичь, надо непременно быть творцом. Это значит, что все виды мышления у него хорошо развиты, и каждый полноценно выполняет свою работу.
Что делать?
Но помимо наук, искусств и прочих деятельностей есть ведь ещё и просто жизнь! И, может быть, стоит говорить не столько о мышлении “научном”, сколько о мышлении “правильном”. Можно начинать каждое новое дело “правильно”, т.е. сознательно, усилием воли, заставляя себя воспринимать это новое дело конкретно-дробно , не позволять себе считать его простым и лёгким, поскольку оно похоже на что-то привычное и безопасное. К примеру, ребёнок, живущий в семье, любящей собак, и привыкший к тому, что их домашние собаки очень послушны и дружелюбны, может и к незнакомому злющему псу отнестись как к существу доброму и ласковому.
Если Вам кажется, что Вы всё делаете правильно, а успех к Вам не приходит, то, скорей всего, Вы находитесь во власти ограниченных абстрактно-дробных представлений. Это значит, что Вы представляете действительность проще, чем она есть. Значит, чего-то существенного Вы не замечаете, чему-то важному не придаёте значения. Конечно, надо ещё выяснить насколько Вас не устраивает отсутствие успеха. Если у Вас есть какая-то большая потребность, которая очень не удовлетворена, которая стонет и рычит от голода или от пресыщения, то, наверно, пришла пора сознательно включить своё конкретно-дробное мышление. Займитесь "прочёсыванием местности". Расширьте поиски, придайте значение всему тому, что раньше казалось Вам незначительным. Подробней посмотрите на действительность, на себя. По мере накопления сведений конкретно-целостное мышление включится само. Но Вам придётся некоторое время потерпеть, придётся пережить тягостное состояние ещё большего непонимания, чем то , что было до начала столь въедливого, скрупулёзного исследования обстоятельств, сопутствующих неуспеху. Да, Вы неизбежно обнаружите, что действительность значительно сложнее, чем казалось поначалу. Да, Вы обнаружите такое множество закоулков, рытвин и колдобин на пути к ясному пониманию, что можете потерять веру в тот самый успех, ради достижения которого всё и затевали.